search
main
0

Кубик Рубика,. или Как я готовила детей к итоговому сочинению

Каждый учитель-филолог, работающий в обычной средней школе с обычными детьми, ежедневно сталкивается с острейшей проблемой современной школы – нежеланием детей читать художественные произведения. Нашими «компьютерными» детьми забыты такие понятия, как любимая книга, любимый автор. Хотя, на мой взгляд, проблема отсутствия интереса к чтению и как следствие интеллектуального и духовного обнищания давно уже вышла за рамки обычной средней школы, став проблемой общества в целом. Вероятно, это и явилось причиной того, что вспомнили наконец об отвергнутом сочинении как виде экзамена и вернули его в школу. Вот только ситуация теперь иная. На мой взгляд, гораздо более сложная, чем 20-30 лет назад, когда чтение за отсутствием компьютерных игрушек было не только развлечением, но и острой потребностью.

Наши дети, как правило, не читают, а следовательно, не имеют большого читательского опыта, который бы не только позволил запомнить сюжетные линии произведения, героев и их взаимоотношения,  но дал бы возможность производить комплексный анализ текста, а значит, писать сочинение.Я хочу рассказать, как я готовила своих учеников к итоговому сочинению, имея весь набор проблем, который имеет каждый учитель русского языка в сегодняшней школе. Я не буду здесь говорить о них. Мы все о них знаем.Для начала я пересмотрела предметную сетку часов в неделю, воспользовавшись известным, но непопулярным ныне методом обучения с погружением в предмет. Таким образом, вместо трех академических часов литературы в неделю я получила пять. С учетом двух консультаций дважды в неделю по два часа я получила еще четыре дополнительных часа. Итого девять часов в неделю вместо трех. На каникулах после первой четверти мы также ежедневно готовились к экзамену.Далее я пересмотрела программу по литературе. С учетом того что экзамен планировался на 2 декабря 2015 года и программа по литературе 11-го класса практически не пройдена, я поняла, что надо повторить произведения прошлых лет и успеть прочитать те произведения в 11-м классе, которые возможно прочесть до указанной даты. На всю эту работу у меня было ровно три месяца. А это значит, произведения должны быть небольшие по объему, с небольшим количеством сюжетных линий для  упрощения комплексного анализа текста.Затем нам с ребятами нужно было определиться с предложенными  направлениями: «Дом», «Время», «Путь», «Любовь», «Год литературы». Посоветовавшись, мы выбрали три  и стали с ними работать.Зная хорошо своих ребят, зная, что они в основном не любят читать, но с удовольствием слушают, когда читает учитель, я и стала читать ребятам вслух на уроке те произведения, которые им, вне всякого сомнения, понравятся (понравившиеся произведения легко запоминаются, понимаются, анализируются). Они слушали и попутно работали над конспектом, в котором записывали фабулу произведения и имена героев. По окончании чтения мы в группах анализировали произведение или эпизод, в группах же набрасывали план будущего сочинения. Затем каждый индивидуально работал над сочинением дома.Написав сочинение, ученик приходил с электронной или бумажной версией своей работы к учителю на редактирование. После коррекции, правки ученик перебрасывал свою работу на рабочий стол компьютера учителя в папку «Образцы», чтобы каждый мог посмотреть, почитать и поучиться, а также закачивал очередное сочинение и в собственную электронную папку. К 11-му классу ребята, как правило, знакомы со структурой сочинения (вступление, основная часть, заключение). Они знают о логических средствах связи между структурными компонентами сочинения. Оставалось лишь создать некую универсальную модель сочинения, которая бы позволила ребенку написать успешную работу в рамках избранного направления на любую посильную для ребенка тему. Я научила ребят следующему: основная часть, где идет непосредственный анализ произведения, как правило, неизменна, потому что анализ идет всегда вслед за мыслью автора. Например, в «Солнечном ударе» Бунина герой слишком поздно осознал, что за легкомысленным ночным приключением скрывалось истинное большое чувство. Это и явилось его трагедией, это и  состарило его «на десять лет». Эту мысль проводит в рассказе и сам автор. И эта мысль будет сквозить и в любом сочинении в разных ее выражениях (их выбирает автор работы).А вот вступление и заключение уже будут зависеть от направления и темы, которые избирает учащийся. И здесь очень важно не отойти от темы. Я сделала следующее. Например, повторили мы три рассказа о любви: Антона Павловича Чехова «О любви», Александра Ивановича Куприна «Куст сирени», Ивана Алексеевича Бунина «Кавказ». Дальше я формулирую темы сочинений согласно избранным ребятами направлениям. Например: «Любовь – наказание, испытание, самопожертвование в рассказах о любви». Или: «Путь  наказания, испытания, самопожертвования в рассказах о любви…». Основная часть у всех будет примерно одинаковой, поскольку анализ, как я уже говорила, всегда идет вслед за мыслью автора произведения. А остальные структурные компоненты работы будут у каждого свои, но их всегда можно развернуть в нужном для автора сочинения направлении, словно элементы кубика Рубика.В результате такой работы все мои учащиеся успешно сдали экзамен с первой попытки  (большая часть работ прошла по четырем критериям, а четыре работы – по пяти) и были допущены к ЕГЭ по русскому языку в мае. Это работает.В итоге мы успели повторить и прочитать следующие произведения: А.С.Пушкин,  «Станционный смотритель»; Н.В.Гоголь, «Шинель»; И.Шмелев, «Лето Господне», «Про одну старуху», «Человек из ресторана»; А.Чехов, «О любви», «Дом с мезонином»; А.Куприн,  «Куст сирени», «Гранатовый браслет», «Олеся»; И.Бунин, «Темные аллеи», «Солнечный удар», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Грамматика любви», «Руся»; Е.Носов, «Кукла», «Живое пламя»; Л.Андреев, «Петька на даче», «Ангелочек», «Иуда Искариот»; М.Булгаков, «Мастер и Маргарита» (смотрели фильм, читали роман Мастера о Понтии Пилате и главы о любви Мастера и Маргариты), главы из «Записок юного врача» («Стальное горло», «Крещение поворотом», «Морфий», «Полотенце с петухом»); А.Платонов, «Возвращение»; В.Быков «Сотников»; В.Закруткин, «Матерь человеческая»; О.Генри, «Дары волхвов»; П.Мериме, «Кармен».Я работала вместе с ребятами: тоже писала сочинения в качестве образца. Дорогие коллеги, если мой опыт покажется вам интересным, я буду рада. Если вы захотите высказать мне  свое мнение, я буду благодарна. Вот мой электронный адрес: ya-naumova-n2014@yandex.ru.Желаю успеха!​Наталья НАУМОВА, учитель русского языка и литературы, с. Байкит, Эвенкийский район, Красноярский крайПример сочиненияЖ.Конькова, ученица 11-го класса.Тема  «История трагической любви в повестях А.И.Куприна «Олеся», «Гранатовый браслет».Что такое любовь? Любовь – это фантастическое, необъяснимое, невероятно трогательное чувство. Но не всегда это чувство дарит, как хотелось бы каждому из нас, только счастье и радость. Любовь бывает горькой, как яд, трагической, как смерть, как «финский нож убийцы, выскочившего ночью  из-за угла». Любовь бывает и без взаимности, как в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет».Устами старого генерала Аносова Куприн говорит: «Любовь должна быть трагедией! Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».А действительно, что же это за жизнь, когда знаешь, что живешь с человеком только потому, что так тебе удобно? Думаю, что именно в  удобстве, комфорте, царственном покое и есть трагедия жизни Веры Николаевны. Комфорт и покой княгиня Вера не хочет обменять на тревожную и пылкую страсть, у которой, по ее мнению, не может быть никакого продолжения. И только когда увидела героиня  Желткова в гробу, поцеловала его в холодный лоб, положила розу на мертвую грудь, только тогда очнулась она и поняла, что мимо нее прошло это великое чувство, которое можно встретить лишь раз в тысячу лет. Вера плачет под музыку Бетховена. О чем? О том, что жизнь без любви пуста и бессмысленна? О чем бы она ни плакала, я думаю, она скоро успокоится, и ее жизнь потечет по прежнему руслу: тихо, спокойно, удобно и комфортно.Но совсем другое дело Желтков. Его любовь не взаимна. Он редко видит Веру, иногда пишет ей письма, и самое ценное для  него – это программка из театра, забытая Верой в театральной ложе, оброненная ею косынка, которую герой бережно хранит. Он любит ее так сильно, нежно, свято: «Да святится имя твое…», что, не задумываясь, уходит из жизни (а ведь жизнь дается нам только раз) ради покоя любимой женщины. Поступок Желткова, на мой взгляд, и есть пример любви истинной, готовой на любую жертву ради любимого человека, той самой «величайшей трагедии», о которой и говорил старый генерал Аносов. В повести «Олеся» любовь тоже трагична, хотя герои любят друг друга взаимно. В отношениях главных героев есть все: любовь, страсть, понимание, желание быть вместе, страх от предчувствия разлуки, самопожертвование, порывы к лучшему, забота друг о друге…  Однако страх Олеси перечеркнул все. Боязнь стать впоследствии для любимого обузой (слишком далеки социально герои друг от друга, это Олеся хорошо понимала), страх сделать любимого несчастным («…ну кто я… Ничего не знаю… Я и ступить-то не умею… Ты сам потом возненавидишь меня. Нет, миленький, я слишком люблю тебя для этого…») заставили Олесю отказаться от любви. И в этом она  похожа на Желткова: она исчезает из жизни Ивана навсегда, что равносильно смерти. Для самой Олеси расставание с любимым означает нравственную смерть. Я думаю, что эта любовь была для героини первой и последней: слишком глубока, ранима, трагична ее натура. Задумываясь над страницами любимой повести, я задаю себе вопрос: неужели не было другого выхода? Разве есть что-то выше любви? Разве можно настоящую любовь  испугать трудностями? Но пафос повести именно в том, что Олеся так глубоко любит Ивана, что отказывается от него ради его будущего, как ей кажется, настоящего счастья. И в этом трагедия героини. Но, может, она ошибалась?Можно без устали говорить о любви, приводя различные примеры из книг и жизни. Ясно лишь то, что любовь настолько многогранна, что нам никогда не удастся понять ее феномена. Но ясно и другое: только любовь  способна сделать человека лучше, заставить его подняться над собой, почувствовать сердцем другого человека. И только она одна способна созидать.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте