В Свердловской области для решения молодежных проблем выбрали научный подход. С 1995 года по инициативе областного комитета Профсоюза работников народного образования и науки, Ассоциации профсоюзных организаций студентов вузов и Совета ректоров Уральское отделение Российского общества социологов проводит мониторинг в студенческой среде. Исследования охватывают широкий спектр вопросов – от социальной защищенности студентов до самоуправления – и проходят каждые четыре года. Это позволяет в динамике рассматривать ситуацию и корректировать политику профсоюза. По итогам каждого мониторинга обком разрабатывает программу по работе со студенческой молодежью.
В 2007 году исследование проводила кафедра социологии и социальных технологий управления Уральского государственного технического университета – УПИ. В его рамках было опрошено 1210 студентов 14 вузов области. Исследования показали, что усилилась заинтересованность студентов в молодежной общественной организации. Более четко юноши и девушки стали определять ее основную задачу: выражение и защита их интересов, организация студенческого быта и досуга. Сталкиваясь с безразличием властных структур, студенты все чаще видят своих основных помощников и защитников в студенческих профсоюзах. Впрочем, обо всем по порядку.
Первые шаги
Эффективная адаптация ребят к вузовской жизни начиная с 1 курса – залог успешной учебы каждого студента, его дальнейшего развития как человека, гражданина, будущего специалиста. Поэтому с первых дней обучения студенты должны быть окружены вниманием преподавателей, администрации, студенческих общественных организаций.
Как свидетельствуют результаты мониторинга, на первом месте среди факторов, помогающих вчерашним школьникам освоиться в стенах вуза, – общение с однокурсниками. Второй по значимости фактор – совместная поездка на сельхозуборочные работы. Значимость совместной деятельности как адаптационного механизма усиливается, если учесть, что каждый седьмой респондент отметил: сблизило совместное участие в смотрах, фестивалях, соревнованиях. Таким образом, ведущую роль в адаптации студентов к жизни в вузе играют… сами студенты. К сожалению, низка адаптационная роль студенческого профсоюза (4%).
Качество образования
Качество подготовки специалистов все больше становится фактором, определяющим конкурентоспособность вуза независимо от формы собственности. При общей положительной оценке процесса обучения у студентов к нему немало претензий. Прежде всего это нехватка учебно-методической литературы, необъективное отношение со стороны некоторых преподавателей. У студентов нет уверенности, что после вуза они смогут устроиться на работу по своей профессии. Отмечается много недостатков в организации учебного процесса (перегруженность занятиями, неудобное расписание, низкая техническая оснащенность аудиторий, лабораторий, плохие санитарно-гигиенические условия). В решении этих вопросов есть место и студенческим профкомам.
Изучались предпочтения студентов по поводу процедуры выдачи диплома. Дело в том, что в ряде вузов эта церемония утратила свою торжественность, дипломы стали выдаваться в канцелярии в обмен на обходной лист. Все опрошенные студенты отметили необходимость вручения дипломов, а 48% из них указали, что дипломы должны вручаться в торжественной обстановке с участием студентов других курсов и родителей. Для молодого человека это важное событие в жизни, знаменующее завершение целого этапа его биографии.
Говоря о качестве образования, нельзя забывать о происходящем обновлении программ высшей школы. Нас интересовала информированность студентов о Болонской декларации. Полученные результаты не вызвали особого оптимизма: 63% студентов ответили, что не знакомы с ее положениями. Выходит, что кардинальные преобразования, которые существенно изменят процесс преподавания и обучения, весь уклад жизни вуза, самим студентам не очень знакомы. Поставленные задачи по совершенствованию качества высшего образования требуют не только серьезной организационно-административной работы, но и не менее широкой информационно-разъяснительной работы среди студентов, что под силу и профсоюзным комитетам.
Самоуправление и профсоюз
Целый раздел был посвящен студенческому самоуправлению. Из всего многообразия аспектов этой темы в рамках четвертого этапа мониторинга внимание было сосредоточено на отношении студентов к молодежным общественным организациям и конкретно к профсоюзу, их готовности участвовать в разных формах общественной деятельности. Ответы показали, что студенчество не просто стремится к возрождению общественных организаций, но и осознает необходимость их кардинального изменения: деполитизации и деидеологизации. Каждый четвертый акцентирует внимание именно на этом. В ответах респондентов четко вырисовываются и направления позитивных изменений. Студенты хотят видеть общественные организации, которые бы:
– реализовывали социально-защитную функцию, отражая и отстаивая интересы студенчества;
– занимались конкретными делами;
– содействовали формированию лидерских качеств;
– занимались организацией молодежи, ее досугом.
Но от общих пожеланий до выбора конкретных форм самоуправления у многих студентов немалая дистанция. Это проявилось в их суждениях о создании в вузах студенческих советов. Хотя соотношение сторонников и противников этой идеи 2:1 в пользу студсовета, практически половина студентов (48%) не имеет определенного мнения по этому поводу, так как не задумывалась об этом.
Важнейшая и самая массовая общественная организация в вузе – студенческий профсоюз. В чем, по мнению студентов, его необходимость?
В целом по отношению к профсоюзу студенты демонстрируют такой же прагматичный подход, как по отношению к общественным организациям вообще: он должен быть полезен, причем в различных проявлениях. Эти «полезности» с определенной долей условности можно разделить на три группы: различные способы организации деятельности студентов, различные виды помощи, различные виды контроля. Количественное соотношение между тремя этими группами, по оценке студентов, соответственно – 8:9:5.
Насколько реально востребованы услуги профсоюза? За последние четыре года по всем формам профсоюзной поддержки и помощи произошел рост. Особенно он ощутим в сфере материальной помощи (рост в 2,2 раза, каждый четвертый студент отметил, что получал ее) и оздоровления, приобретения льготных санаторно-курортных и туристических путевок (рост в 1,6 раза, каждый пятый студент отметил, что пользовался этой льготой). Не уменьшилась за 4 года доля студентов, прибегающих к правовой помощи, и несколько возросла доля тех, кто прибегает к психологической поддержке, услугам фонда социальной защиты студентов. И хотя эта доля по-прежнему остается небольшой, важна наметившаяся позитивная тенденция.
В целом студенты достаточно высоко оценивают роль студенческого профсоюза в жизни вуза. Однако не может не беспокоить тот факт, что 22% опрошенных не видят в нем особой необходимости. В связи с этим сохраняется актуальность вывода, сделанного на предыдущих этапах мониторинга: нужно сделать предоставление льгот более адресным, усилить поддержку малообеспеченных студентов, точнее определить, кто входит в эту категорию, выяснить, достаточно ли молодые люди информированы о возможных льготах профсоюза и, получая их, знают ли источник льгот.
Студенческое самоуправление работает тем эффективнее, чем демократичнее корпоративная культура вуза. Показателем этого является реальная возможность студентов открыто высказать свою точку зрения, в том числе и критическую, по поводу того, что происходит в учебном заведении. Как показал опрос, студенты довольно реалистично оценивают ситуацию. Наибольшую поддержку получила позиция «бывает по-разному». Каждый третий не верит в какие-либо реальные результаты таких высказываний.
Отношение к закону
Важная сторона социального самочувствия студентов – ощущение социальной защищенности. С кем же у студентов ассоциируется это ощущение? К кому они в первую очередь обращаются за помощью? Приоритет по-прежнему принадлежит семье, родным, близким (почти каждый второй ответ), хотя здесь наметилось небольшое снижение. Напротив, существенно выросла, по мнению студентов, защитная роль администрации вуза, факультета: в сравнении с 2003 годом – в три раза, а с 1999 годом – в пять раз.
Каждый третий респондент отдает предпочтение юридической консультации, суду. Это весьма обнадеживающие результаты, хотя по сравнению с 2003 годом доля таких студентов несколько сократилась – вероятно, сказывается высокий уровень недоверия к судебным органам. Каждый пятый студент видит в роли защитника прежде всего студенческий профсоюз, причем доля таких студентов от этапа к этапу растет неуклонно и весьма заметно. Рассматривая функции студенческого профсоюза, многие респонденты выделили правовую помощь (почти каждый третий) и представительство интересов студентов в органах власти и управления (каждый четвертый).
В рамках мониторинга изучалась готовность студентов к участию в различных формах борьбы за свои права. Серьезные изменения произошли в 2003 году, когда число тех, кто был не готов к открытым формам протеста, возросло почти вдвое. За эти годы обозначился поворот студенчества к правовым формам защиты своих интересов. Возможно, это соотносится с отмеченным стремлением студентов получить правовую помощь в юридических консультациях и в суде. Позитивный характер такой тенденции несомненен. Вместе с тем нельзя недооценивать, хотя и небольшую, но стабильную долю студентов, готовых участвовать в крайних формах протеста, даже связанных с нарушением закона. Такая готовность тем более опасна, что и мониторинг, и федеральное исследование Российской ассоциации социологов выявили серьезные перекосы и противоречия в правовом сознании современного студенчества. Лишь каждый четвертый респондент, отвечая на вопрос о допустимости нарушения закона, выбрал позицию «нет, это недопустимо – закон всегда закон». Остальные считают возможным нарушать его, по-разному аргументируя это: пользой дела (каждый шестой), непонятностью законов (каждый пятый), их частой сменой (7%), тем, что законы ограничивают права личности (каждый четвертый). В ответах студентов отражается одна из самых глубоких и серьезных проблем становления гражданской культуры – отношение к закону как к чему-то необязательному. Иногда мотивация нарушения закона выглядит прагматично, а иногда имеет даже гуманистическое обоснование. И все же такое отношение к закону требует серьезного улучшения правового воспитания студенчества.
Профилактика наркомании
Согласно результатам мониторинга, рост алкоголизма и наркомании в студенческой среде является самой актуальной социальной проблемой на сегодняшний день (в 2007 году ее отметили как острейшую 44% респондентов). Она обошла такие проблемы, как трудное материальное положение, опасение не найти работу после окончания вуза.
Сравнивая данные на разных этапах мониторинга, следует отметить: ситуация практически осталась неизменной. И в этом смысле – достаточно тревожной. При общем негативном отношении к наркомании для себя лично употребление наркотиков исключают только 20% студентов.
По оценке двух из каждых пяти респондентов, ведущими мотивами употребления наркотиков являются факторы психологического характера: неурядицы, проблемы и потрясения в личной жизни. Обучение в вузе сопряжено с интеллектуальными и психологическими перегрузками, что может привести к депрессии и асоциальным поступкам. Необходимо отметить, что треть опрошенных считает: наркотики можно употреблять просто так, за компанию, от нечего делать.
Большинство студентов отмечает, что наркотики употребляются, как правило, на дискотеках, на вечеринках в ночных клубах, на рок-концертах, чуть реже в барах и ресторанах. Вместе с тем некоторые ребята указывают, что наркотики принимаются не только в излюбленных местах «отдыха», но и по месту учебы, а также в общежитиях. Число подобных ответов невелико, но организаторов внеучебной работы и студенческие профкомы это не может успокаивать.
Участники мониторинга выступали в роли своеобразных экспертов не только в оценке ситуации, но и в определении мер, которые являются оптимальными в решении проблемы наркозависимости. Большинство студентов, как и в предыдущих исследованиях, выбрали медицинскую помощь (отмечена в ответах каждого третьего респондента). Второй по значимости является «помощь профессионального психолога», далее идет «моральная поддержка».
В 2007 году впервые в анкету был включен вопрос о введении тестирования студентов на предмет употребления наркотиков. Двое из каждых пяти респондентов считают, что делать это необходимо, 19% допускают тестирование абитуриентов отдельных специальностей, категорически против около 6% опрошенных. Примерно треть студентов считает, что тестирование на предмет употребления наркотиков – нарушение прав человека.
С учетом мнений студентов необходима серьезная переориентация антинаркотической пропаганды. Сегодня она нередко бывает безадресной. Негативно сказывается и повторение уже известной информации – она заметно утрачивает свое воздействие. Молодым людям остро не хватает ярких впечатлений. Серость, обыденность жизни, лишенной положительных эмоций, подталкивает некоторых студентов к поиску острых ощущений. В какой-то мере употребление наркотиков выступает для них своеобразным элементом молодежной субкультуры, выполняющим функцию бегства от реальных проблем, неустроенности в мир иллюзий. В свете этого становятся понятными пожелания студентов уделять больше внимания организации студенческого досуга и спорта. Главное условие эффективности профилактики наркомании – интегрированная информационная стратегия, предполагающая координацию усилий всех заинтересованных сторон.
По итогам социологических исследований будет разработана новая программа действий областного комитета профсоюза и студенческих профсоюзных организаций.
Поскольку мониторинговая стратегия изучения молодежных проблем на протяжении четырех этапов оказалась весьма эффективной, исследования будут продолжены. Следующий, пятый этап состоится в 2011 году.
Людмила КАТЕРИНИЧ, заместитель председателя Свердловского областного комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Комментарии