search
main
0

Кто защитит наших детей?

Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович на одной из радиопередач «Эха Москвы» встретился с московскими школьниками, чтобы поговорить о сериале «Школа». И это очень интересно, так как Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ Павел Астахов хорошо отозвался об этом сериале. Какая позиция у учителя математики со стажем Евгения Бунимовича?

Досье «УГ»МненияРоман ЖИГУН, студент-первокурсник Государственного академического университета гуманитарных наук при РАН:- Среди всех моих знакомых набралось очень мало людей, которые хотя бы слышали об этом сериале. Но среди тех, кто смотрел, бытует одно и то же мнение: разные люди независимо друг от друга сказали одну и ту же вещь: им омерзительно поведение тех, кто показан на экране. То есть создателей сериала, конечно, можно ругать за то, что они не дали оценки поведению героев, но я считаю, что люди нашего возраста способны дать оценку негативному поведению. Более того, независимо друг от друга они эту оценку дают – одинаково негативную оценку. Сериал, конечно, вреден, но при этом он и полезен. Сериал вредно смотреть детям, но запрещать его нельзя. У меня есть компромиссное предложение, которое, по-моему, удовлетворит и сторонников, и противников сериала: почему бы показ «Школы» просто не передвинуть по сетке и показывать немножко позже?Максим МАТВЕЕВ:- Насчет сериала «Школа» возник большой общественный резонанс – его обсуждают везде – на радио, по телевидению, в газетах. Интересно, это задуманный пиар авторов этого фильма или же действительно авторы попали в точку какой-то общественной проблемы, которая остро стоит сейчас в России?Алена БОГОСЛОВСКАЯ:- Я думаю, что Первый канал – самое широкое масс-медиа и фильм посмотрят намного больше людей, чем если бы он шел в Интернете. Я считаю, что сериал может иметь определенный положительный, а не отрицательный эффект. Я пока не могу сказать, что будет дальше, – я этого не знаю, но мне уже кажется, что сериал ведет к положительным сдвигам и уже показаны люди, которые еще не определились, делают ошибки, но ведь они подростки.Дарья ХАРИТОНОВА:- Если фильм смотрит человек, которому 14 лет, если он даже делает то же самое, что герои сериала, пытается подражать, то он все равно понимает, что это неправильно, и даже если у него не взыграет совесть, он все равно будет стараться показать, что протестует против нормальных правил поведения, считая, что может показать, какой он, может выразить себя через все эти нарушения правил. Я общалась со своими друзьями, которые смотрят или слышали про этот сериал, они все говорят, что это похоже на то, что есть в нашей школе (даже в моей школе есть совпадения). Тоже пришел новенький и ему сразу же практически дали в глаз, как было в сериале. Но, несмотря на то что это совпадает с реальностью, все равно все говорят, что это жестоко, что это неправильно.Анастасия ЧИБИСОВА:- Я считаю, что наше поколение более развито, чем предыдущее, по которому судили в свое время психологи, говоря, что дети 13-14 лет склонны к подражанию. Но человечество эволюционирует, наш мозг тоже эволюционирует, и не зря говорят, что нынешние дети умнее предыдущего поколения раза в два. Поэтому я считаю, что сейчас люди 13-14 лет готовы анализировать и делать собственные выводы на основе этого сериала. Нельзя запрещать то, на чем можно учиться, поскольку нельзя человеку запретить делать собственные выводы. Говорят, что, возможно, детям 13-14 лет захочется подражать героям этого сериала. А вам не кажется, что сериал снят так, что подражать такому поведению не захочется никому? Ведь показана именно изнанка жизни. Про все школы я не могу судить, но из некоторых школ у меня было много друзей, которые тоже меняли школы. И я тоже поспрашивала тех, кто приехал из другого города. Они говорили: «Господи, это просто райский сериал, у меня в школе было гораздо хуже!»Роман ЕЛИСЕЕВ:- Мне сериал «Школа» напоминает фильм американского режиссера Ларри Кларка «Детки». Там такие же подростки, как мы, даже, может быть, младше, ведут такой же образ жизни, как и в сериале. Но в самом конце каждого из них постигает какая-то грустная учесть: кто-то заражается СПИДом, кто-то скуривается. Думаю, почему бы, ни в коем случае не запрещая сериал, не предложить какую-то альтернативу ему? Говорят, что сейчас сценарий меняют по ходу съемки, так, может быть, сделать его лучше, ввести туда какую-то мораль? А то получается какая-то пустышка, которую дети кушают, и кушают только весь этот негатив.

Первый канал – мастер пиара, но раньше этот пиар меня как-то не увлекал – они там гнали с утра до ночи рекламу (не буду говорить, каких фильмов), все равно они меня на эти фильмы не загнали, потому что чем больше было этой рекламы, тем больше я понимал, что ко мне это не имеет никакого отношения. Пиар, конечно, есть, они это делают, они это умеют делать, и даже как они это подают, даже то, что они его показывают два раза в вечер, – это беспрецедентная ситуация. Но они попали не пальцем в небо, а в болевую точку. Обсуждение телефильма, которое само по себе очень полезно, может как-то влиять, и я считаю это важным. Мы должны говорить, не выходить с кастрюлями и кричать: «Запретить!», а влиять.

Возникла волна возмущения: Год учителя, а тут такой сериал. Как раз тут, мне кажется, нет ничего плохого, потому что таким способом, пусть, может быть, провокативным, жестким, однозначным, народ заставили говорить о школе. Это очень хорошо в начале Года учителя, что не просто выходят губернаторы и говорят: «Надо поклониться в ноги учителям!», а действительно, все стали вспоминать свое школьное детство, своих учителей. Если бы не телевизионный формат, у меня вообще бы не было никаких вопросов по этому поводу, но проблема у меня только одна и вопрос только один – об особенностях подросткового мышления.

Есть одна особенность: сериал показывают в районе 18 часов, и я представляю себе даже не подростковую аудиторию, не ребят 15-16-17 лет, а подростков 13-14 лет, которые очень любят копировать тех, кто постарше. Если бы это были кино, книга, театр, у меня не было бы вопросов, но телевизор – особенная штука. Эту кнопку включают те, кто вообще никаких кнопок не включают, а особенность возраста описана много раз психологами. Она заключается в том, что в этом возрасте происходит воспроизведение стереотипов, моделей и примеров. Модельеры знают, что для 13-летних, и даже 18-летних ребят, надо шить одно и то же, потому что если у соседки такие джинсы, с такими стразами, то: «Я хочу такие, а не другие с другими». Великий режиссер, Анатолий Эфрос говорил, что самая тяжелая аудитория – подростковая, потому что она не смотрит на сцену – она смотрит на реакцию друг друга.

Я недавно стал уполномоченным по правам ребенка. Мне рассказали про подростка, который погиб от несчастной любви. Хочу сказать, что в 15 лет по статистике это происходит чаще, чем в 35, никуда от этого не деться, ибо более острое восприятие именно в 15 лет. И опасности больше. У меня, как у уполномоченного по правам ребенка, есть статистика о том, что алкоголизм «пошел вниз» и начинается раньше. Это не говорит о том, что поколение стало вдвое лучше и вдвое взрослее. Наркомания тоже «пошла вниз», подростковая преступность, к сожалению, тоже становится более молодой и часто более жестокой. А у меня замечательные ученики, может, я старею, но мне все время кажется, что они все умнее и лучше. Наверное, произошла большая дифференциация: в одном месте дети становятся все умнее и лучше, а в другом месте возникают все раньше алкоголизм, наркомания, преступность. Надо хорошо понимать, что 15-летние – это аудитория телевидения. Да, этот сериал, наверное, шаг вперед по отношению к «Дом-2», где просто показывали, как это все нужно делать. Но я считаю, что нужно сделать следующий шаг, вносить какую-то оценку того, что происходит. Правда, я не очень уверен, что режиссер Гай Германика, которая «гонит» эти серии в промышленном количестве, будет слушать наши советы.

Проблема заключается в том, что воспроизведение примера, руководства к действию действительно происходит, могу представить себе реакцию подростка, смотрящего фильм: «Я еще не хамлю, в раздевалке еще не пил пиво и не курил, а теперь буду!» Художник, конечно, имеет право делать все, что он считает нужным. У меня был период законодательной работы в моей жизни, и я вам могу сказать, что единственное, где я считал, что возможны какие-то ограничения, – это монументальная скульптура. Потому что вы идете домой, а перед вами стоит дядя на корабле, и вы хотите или не хотите, но вынуждены его видеть. А все остальное искусство ограничить можно только Уголовным кодексом. Но я не ощущаю в фильме авторской позиции. Дело в том, что те люди, которые делают фильм (говорю не о прорекламированной везде Гай Германике, а о сценаристах, которых знаю), так называемый театр «ДОК», «люди-документы», считают, что вообще надо представлять поведение людей без оценки. Это неплохо и очень интересно, сильно в театре. Но разве эти люди в сериале осуждаются кем-то? Ничего подобного, они – короли в этом сериале. Есть такой французский фильм, который в Каннах получил Гран-при, называется «Класс». Думаю, что авторы сериала его смотрели, потому что по стилистике похоже. Но там я понимаю, зачем они это делали, там есть мучительные вопросы, из них есть какой-то выход и для учителей, которые сидят в учительской не так вяло, как в «Школе», а мучительно что-то выясняют. И понимаешь, что есть какие-то вещи, которые не решаются, но тем не менее ты видишь проблески, поиск. Это честно, и это получает Гран-при в Каннах. Многие школьники не смотрят этот сериал, так как им это совсем не нужно. Было бы странно, если бы его все смотрели. Я даже подозреваю, что есть те, кто, может быть, и новости наши по Первому каналу не смотрит, и, может быть, правильно делает – занят чем-то другим. Но я недавно обсуждал с одним журналистом, который пишет на эту тему статью, проблему популярности в Интернете сайтов, на которых размещено видео о жестокости подростков, которое они сами снимают. Девочки дерутся и сами снимают унижение своих подруг на мобильники, а потом вывешивают в Интернете. Скажите, это люди из космоса или они не относятся к нынешнему поколению подростков? Что это значит? Они хотя бы одно понимают: что это все в какой-то степени социальный запрет, но вывешивают это видео на своих сайтах. Случай сегодня не единичный, а проблема, которую я вообще не знаю, как решать. Наша задача все-таки попробовать даже в такой ситуации сделать так, чтобы они были «не законченными», потому что человек, который оступился, это еще не значит, что он уже «законченный». Не хочу вводить цензуру в Интернете, но если ее не вводить, непонятно, что с этим делать. Родителям вообще я советую, чтобы они не спали спокойно не потому, что ребенок может посмотреть сериал «Школа», а потому что у них есть ребенок. Мне кажется, что это достаточный повод, чтобы не совсем спать спокойно, волноваться за разные стороны его жизни, существования, понимать, что, может быть, и не в такой терминологии, как в сериале, но все равно про секс он или она будут говорить и думать или не говорить, но все равно думать. И если не в телевизоре, то в Интернете гораздо более интересные вещи по этому поводу может увидеть и услышать, он будет смотреть и слушать. Мне хотелось бы, чтобы у нас появились герои-школьники, ребята, вызывающие симпатию не потому, что они нравятся взрослым, не потому что они хорошо причесаны, но которым понятно, для чего они живут, чего они хотят, чтобы их интересовало еще что-то такое помимо пива. Мне бы хотелось, чтобы модели поведения были не причесанными, но реальными, хотя и не всегда приятными во всех отношениях. Наверное, у меня было уже больше тысячи выпускников, но знаете, были ребята поразительные. Я могу сказать, что, как есть исходная абсолютная грамотность (человека не надо учить грамотности), – за всю свою жизнь я дважды встретился с ребятами, у которых была исходная этическая грамотность. Мне нужно было думать в каких-то ситуациях, а у них была поразительная интуиция, они чувствовали с точки зрения этики, как быть в этой ситуации. И готовы были в этой ситуации, очень сложной, идти против собственного класса, против меня. Если он чувствовал, что правда не здесь (в одном случае это был «он», в другом «она»), то спокойно, ясно, даже немножко неловко, но они говорили «нет».

Думаю, сериал «Школа» не нужно запрещать по очень простой причине. Я в школе преподаю больше 30 лет и понимаю: любой запрет, особенно сегодня, в век информации, – лучшая реклама. Станет этот сериал культовым или не станет, зависит от сценаристов, режиссера и восприятия, но если его запретят, то культовым он станет точно. И тогда все те подростки, которые его до сих пор не посмотрели, будут его смотреть неоднократно. И я бы сам его начал смотреть обязательно, если бы знал, что его запретили.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте