search
main
0

Кто владеет информацией, тот владеет миром

Главное - не знать, а знать, где узнать

«Знаешь, сегодня родители были на редкость активны, много вопросов, и не частных, а общих, об образовании в целом». – «Соглашусь. Видишь тоже только сейчас освободилась. И это хорошо, значит, мы слышим и слушаем друг друга. Замечательно, что они вникают в эти темы». Такой диалог недавно состоялся между нами, учителями школы №2127, после дня открытых дверей, которые школа регулярно проводит. Мы набросали те вопросы, что затронули родители. Проанализировали и приняли решение, что на наиболее актуальные и важные мы постараемся ответить сейчас.

– Нас, родителей, очень беспокоит, что дети все меньше читают, общаются и все больше сидят в соцсетях. Есть ли какие-то эффективные приемы обучения «цифровых аборигенов»? Как оторвать их от гаджетов?

– Мы как учителя-филологи отмечаем: с современной молодежью не так просто нынче. Однако общество очень заинтересовано, чтобы школа выпускала ребят, нацеленных на саморазвитие, самореализацию, умеющих применять полученные знания и умения на практике. Нужно идти в ногу со временем. В помощь для реализации поставленных задач, в том числе на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности, мы используем различные современные педагогические технологии, к примеру информационно-коммуникационную, технологию развития критического мышления, проектную, игровую и другие.

Метод проектов – технология не новая в образовании. Он широко применялся еще в 20‑30‑е годы ХХ века. Простыми словами, это система обучения, при которой знания приобретаются в процессе разработки и выполнения практических заданий. Сначала ребят необходимо заинтересовать темой, поэтому надо подходить к подготовке и подбору материала творчески. «Развитие письменности», «История книги», «Во что верили древние люди?» – вот небольшой перечень проектов, над которыми начинают работать пятиклассники и шестиклассники как индивидуально, так и в группе. В 8‑9‑х классах, когда ребята уже владеют навыками проектной деятельности, можно переходить к более сложным темам, например «Интерпретация образа Чацкого в постановках российских театров» или «Литературная гостиная». Проектная деятельность способствует лучшему усвоению русского языка и литературы, учит ребят чувствовать историческую эпоху, показанную в произведении, позволяет в полной мере преобразовать знания, полученные на уроках, в реальный жизненный опыт, при этом дети примеряют на себя разные роли: генератора идей, лидера, исполнителя.

– Что такое игровая технология? В игры и мы играли в свое время на уроках. В чем отличие?

– В современный образовательный процесс сейчас активно внедряются элементы компьютерных игр, которые так нравятся детям цифрового поколения. Применение игровых технологий позволяет сделать задания интересными, что повышает мотивацию и позволяет увидеть способности каждого ученика в новом свете. Согласитесь, интереснее выделять буквы или подчеркивать слова компьютерной мышкой или стилусом, а не карандашом. Соревновательный дух совсем не чужд современным детям. Работая в параллельных классах, мы используем игры-соревнования, квизы, где ребята делятся на команды и выполняют интерактивные задания. Таким образом, играя, они учатся работать в команде, взаимодействуя и слушая друг друга. Финал игры – это работа в творческой мастерской: небольшая инсценировка фрагмента рассказа, которая требует от ребят проявления креативности и актерского мастерства.

– Еще нас беспокоит обилие доступной информации. Серфинг по волнам Интернета небезопасен, там не всему можно верить. А в книжки современные дети не всегда хотят заглядывать…

– Что поделать, таково нынешнее поколение. Клиповое мышление не случайно возникло. Информации много, тексты объемные… Как тут все усвоишь, да еще в короткий срок? Но мы нашли способ использовать и это в целях повышения учебной мотивации. Помогает информационно-коммуникационная технология. Разнообразный иллюстративный материл, мультимедийные модели и проекты, виртуальные экскурсии – все это поднимает урок как русского языка, так и литературы на качественно новый, продвинутый, уровень: побывать вместе с Чацким на балу в московском доме Фамусова; пройтись по Невскому проспекту и Английской набережной с Онегиным; взглянуть на синие горы Кавказа глазами Печорина. Данная технология позволяет не только разнообразить урок, но и заинтересовать ученика, мотивировать его познавательную деятельность. Но не стоит забывать, что в современном информационном мире необходимо обладать информационной культурой.

– Как обстоят дела с развитием практических навыков? Есть какие-то современные хитрости, лайфхаки у учителей?

– В ход идет все: облако слов, интригующий материал (легенда, исторический факт), демонстрация непонятных явлений, даже ребусы и словесные эксперименты. Из урока в урок при объяснении нового материала создаем проблемную ситуацию либо предлагаем разгадать некую языковую загадку, ученики самостоятельно ищут ответ на проблемный вопрос, что побуждает их сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, рассуждать, доказывать, опровергать… В результате складывается очень интересный полилог. Заодно ребята учатся дискутировать и отстаивать собственное мнение, гипотезу. Решение учебных проблем развивает у учащихся познавательные способности и умение транслировать накопленный опыт. Технология проблемного обучения была и будет актуальна. Она действительно позволяет на практике применять полученные знания и умения, увидеть личностный рост и всестороннее развитие учеников. «Главное – не знать, а знать, где узнать».

– Есть ли уже реальные результаты? Каких успехов достигли ученики нашей школы?

– Эффективность применения образовательных технологий можно увидеть через анализ контрольных работ, независимых диагностик, результатов итоговой аттестации. Отталкиваясь от этой результативности, отметим, что на базе школы уже несколько лет реализуются городские проекты предпрофессионального образования гуманитарной направленности: медиакласс, педагогический класс, по окончании которых обучающиеся выбирают свой путь, связав его с педагогикой, журналистикой, лингвистикой.

Также несколько лет подряд наши школьники являются победителями и призерами конкурсов «Читать. Знать. Помнить», «Без срока давности», активно участвуют в олимпиадном движении и проектных конференциях городского уровня и на площадках вузов.

Сами учителя не останавливаются в своем поиске новых методов и технологий, участвуя в профессиональных конкурсах, конференциях и форумах. Ищут новые способы решений педагогических задач через иные возможности, к примеру, используя ресурс технологии распределенного лидерства.

Главное – здоровое любопытство, желание учиться и узнать об этом мире если не все, то очень многое. Из большого количества современных педагогических технологий учитель отберет те, которые соответствуют целям и задачам при изучении темы, будут наиболее эффективны, учитывая особенности мышления современных детей.

Роль современной филологии в эпоху информационно-цифровых технологий – это, с одной стороны, сохранение и осмысление традиционных ценностей, с другой – активное инновационное творчество. Только творческое новаторство в состоянии сделать так, чтобы учащиеся смогли изучать школьные предметы с большей мотивацией и достигли желаемых результатов в саморазвитии и самореализации.

Людмила КОРОЛЕВА, Наталья ШЕСТОВА, учителя-филологи школы №2127

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте