search
main
0

Кто ты, педагог?

Мы не то, что о нас думают другие

Педагог – это очень мягкий человек, мягкость которого обусловлена ежедневной жесткой работой над самим собой, строгим эмоциональным контролем и критическим отношением к самому себе, к своему мышлению, к каждой мелочи, которая тебя окружает. Работа педагога начинается с внутренней работы, начавшись однажды, она не заканчивается никогда, пока педагог считает себя учителем. Она начинается с самоконтроля.

Всюду под эмоциональным контролем понимается умение сдерживать, скрывать собственные эмоции, но только педагог умеет их адекватно обстоятельствам преобразовывать, использовать, демонстрировать и создавать с их помощью то внутреннее состояние, которое необходимо в процессе его ежедневной трудовой деятельности и которое передается остальным.

Многие желают нам, педагогам, терпения. Терпение – это не врожденное свойство характера, а воспитываемое в себе качество, для педагога это сохранение внешней невозмутимости, ожидание того момента, когда собеседник сам (своим умом и через свои ошибки) постигнет нужные ему жизненные знания через опыт собственных решений, действий и ошибок. Учитель умеет ждать, потому что знает: учение – то, что сопровождает тебя всю жизнь, оно не ограничено 9 или 11 классами, колледжем или вузом, и зачастую ценнее дать человеку наступить на лежащие перед ним грабли, чем внушить ему необъяснимую идею о том, что грабли можно обойти. Это правомерно и для общества в целом.

Движущей силой устойчивых социальных преобразований во всем мире всегда была интеллигенция, и педагоги, как композиторы человеческого духа, движимые чувством социальной ответственности, всегда стояли во главе этой общественной силы. Их и называли Учителями.

Учитель – это посредник, важное звено в цепочке передачи знаний от поколения к поколению. В отличие от родителя его знания не только несут личностную оценку, но и прошли стадии неоднократной апробации, научного анализа и снабжены объективным выводом, своеобразным итогом, ценность которого в возможности универсального применения вне зависимости от врожденных или личностных качеств применяющего.

Кроме того, учительский опыт проходит через социальную фильтрацию, пропущен через призму моральной и нравственной оценки «что есть хорошо и что есть плохо», поэтому учитель – это лицо, за которым стоит сила традиций не одного, а трех-четырех-десяти поколений. Традиций, в рамках которых обществу удавалось выживать и развиваться. Поэтому с внешней стороны педагог – лицо авторитарное, обладающее авторитетом, сторонник устойчивости, поборник стабильности, традиционности и в какой-то степени консервативности. И это совершенно естественно, поскольку ученик как формирующаяся личность должен иметь ощущение, что мир стабилен, устойчив и вечен.

Современный урок до сих пор несет в себе массу традиционных форм, они хороши, ибо работают и приносят результат. Сюда мы можем отнести дискретную форму знаний (ответы без вопросов, дозированную информацию), монологические авторитарные формы общения и традиционную оценочную систему от «удовлетворительно» до «отлично» с системой внешней оценки, где оценивающим лицом является учитель.

Эти формы себя не изживают, они удобны, измеряемы, легко контролируемы, они социально признаны, и, даже уходя от них, мы к ним возвращаемся. Слова «традиция» и «стандарт» близки по своему смысловому наполнению. И кто бы ни говорил о том, что ученик сам оценивает себя, его самооценка никак не повлияет на результаты ГИА (в формате ОГЭ или ЕГЭ).

Другой, «оппозиционной» к традиции, моделью выступает представление о том, что учитель – это не посредник, а соискатель, собеседник ученика. В этой модели прямая передача знаний отсутствует, речь идет о совместном поиске истины, ее создании среди диалога, живого общения, спора. Здесь невозможно оставаться учителем, не являясь одновременно учеником. Эта трансляция умений, идей, способов и приемов понимания также находит отражение в современной системе образования. Это в том числе деятельностная модель, о первостепенности которой взывает вся теоретическая часть стандартов второго поколения, где речь идет не об объеме получаемых знаний, а о создании условий, приводящих к максимальным результатам, в том числе личностным, метапредметным и предметным. Это установка требований не от лица авторитета – учителя, а от исходящих от социума запросов.

На мой взгляд, именно представления об «оппозиционности» традиций и новаций являются причиной непонимания и неприятия ФГОС многими субъектами обучения, хотя на стадии развития современного постиндустриального общества принципы ФГОС существовали и благополучно действовали уже за десятилетия до их всеобщего внедрения.
Мы живем в информационную эпоху, эру сетевого взаимодействия. У современного человека появляются новые ориентиры, авторитеты, он не ограничен в возможностях потребления и приобретения информации, более того, идет борьба различных информационных потоков за человека, за каждого читателя и подписчика. Вдумайтесь: как раньше люди стояли в очереди за книгой – литературным дефицитом, так сейчас многие книги стоят в очереди за личным временем отдельного человека.

Это объясняется не только техническими возможностями современного общества (не нужно приписывать все Интернету), но и возросшими способностями самого человека, общества и ресурсов, созданных поколениями людей, возможностями современного образования и современной педагогики. Даже в отсутствие Глобальной паутины количество этих информационных потоков не уменьшится.

Понятие «сеть» связано с количеством узлов и ячеек. Ежегодный прирост населения на планете с 70‑х годов прошлого века составил в среднем 84 миллиона человек в год. Вдумайтесь в цифры: в советской школе вам говорили, что население Земли составляет 6 миллиардов. А сейчас на нашей планете проживают 7,6 миллиарда человек. Поэтому возникновение сети как способа коммуникации было неизбежным.

Собственно, образование становится такой же массовой системой коммуникации. Мы с вами дети сетевого столетия, приобщающиеся к информационной социализации.

Социализацию тут нельзя понимать только как процесс. Это пространство, в котором мы живем, приобщение к ценностям и создание этих ценностей. Образование выступает в роли одного из основных институтов социализации. Однако это не профориентация, как склонны мы понимать социализацию в узком смысле. Ее ключевые аспекты – партнерство, конкуренция, толерантность, равноправие элементов в совокупности с их несхожестью, информационная избыточность, постоянно увеличивающаяся ценность информации.

Ученикам приходится решать задания с «неправильными вопросами», а также с вопросами не из их контекста, и очень важно уметь понять этот контекст, не обладая информацией о нем. Это можно сделать, вооружившись универсальными инструментами поиска, получения и усвоения нужной информации.

Образование как массовая система коммуникации выглядит следу­ющим образом: вокруг каждого из нас существует информационное пространство, а мы, учителя и ученики, являемся его пользователями. Образовательные центры – своеобразные терминалы (извините меня за некоторый компьютерный сленг). Учитель – это и транслятор, и коммутатор, и система фильтрации, поисковая система и системный администратор. Пусть вас не пугают эти формулировки.

Современный педагог не теоретик, а практик. В наше время нельзя знать все обо всем, поэтому объем знаний, которыми он обладает, не имеет первостепенной важности.
Зато педагог имеет ключ к избыточным знаниям и универсальным действиям. Более того, он способен давать смысловые знания.

Учитель не специалист широкого профиля. Он:
специалист в области своего предмета (отвечает за качество информации);
специалист в поиске, обработке и предоставлении информации, в способах ее интерпретации (отвечает за доступность информации);
образец, пример человека, благополучно и комфортно чувствующего себя и живущего в современном мире (отвечает за значимость, ценность информации).

Еще одна важная, ключевая, роль учителя – способность встраивать в существующие отобранные информационные потоки собственные ценности: нравственные, этические, культурные, гуманистические, общечеловеческие и индивидуальные. В идеале это должно выстроиться в систему устойчивых ценностей (на нее не влияет информация, которая через нее проходит).

Педагог служит обществу, служит человечеству. Но не стоит путать понятия «служение» и «рабство». Не повторяйте ошибку плохих историков в том, что все педагоги Древней Греции были по умолчанию рабами. Раб не может воспитать свободного человека, так как обладает иной психологией и иным видением мира.

Мы сталкиваемся с неоднократными попытками навязать нам иную систему ценностей. Ее передатчиками являются ученики, родители, СМИ, Интернет, даже медийные лица. Они не стесняются поставить во главу угла тот ценностный ориентир, который, по их представлениям, наиболее точно отражает современные чаяния и ожидания человека. Но человеку всегда мало хлеба и зрелищ. В самом корне представлений педагогики о человеке лежит идея о том, что он тянется к высокому, прекрасному, живет не только инстинк­тами и страстями, но и хочет знаний, желает узнать что-то новое, стать лучше не только внешне, но и внутренне.

Работа педагога начинается с работы над самим собой. Начавшись однажды, она не заканчивается никогда, пока педагог считает себя учителем. Педагог – это идеолог, проводник, его работа – это не производство на потоке, а кропотливая огранка, создание внутреннего смысла, формирование целей и мотивов внутри каждого ученика. Вероятно, поэтому, глядя на учителей, говорят о терпении, мягкости и… строгости.

Александр ЦЫГАНОВ, учитель русского языка и литературы ульяновской школы №55 с изучением культур народов Поволжья, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте