search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Ушел, чтобы остаться навсегда: что значит Константин Ушинский для отечественной педагогики
0

Кто такие “россияне”? Урок на тему: “Национальное самосознание и этапы его становления в России”

В начале урока я пишу на доске вопросы к 11-му классу:
– Знаете ли вы национальные корни своей семьи, к какой национальности вы себя относите?
– Что в вашем представлении означает понятие “россияне”?
– Что вы чувствуете, оказавшись за пределами нашей страны или когда вы общаетесь с представителями другой страны?

I.
Американец с любым цветом кожи гордо скажет: “Я – американец!!!” То же будет и с жителями Франции, Англии и многих других стран. Вероятно, это для них не менее важно, чем национальность по крови. Что же происходит в России? Кто из нас вспомнит сегодня в первую очередь принадлежность к стране, а не к национальности? Пожалуй, только президент в обращении: “Дорогие россияне…”. Очень много проблем мы могли бы решить, осознав, что мы одна нация (какой бы национальности ни были) с общим прошлым и будущим. Не было ни одного периода в истории России от ее истоков, чтоб она не была драгоценным кладезем разных национальностей, религий, культур. И именно это делало наше государство неповторимым, сколько бы отрицательного ни пытались найти теперешние “самостийные” политики.
Что же такое национальное самосознание и сформировано ли (и в какой степени) общероссийское самосознание – это предмет нашего разговора. Я предлагаю учащимся:
“По ходу лекции вы составляете план-конспект и записываете вопросы, которые у вас возникают. В конце урока вы сможете их задать. У вас и у меня будет время обдумать свою точку зрения, проанализировать материал учебника, найти дополнительные источники для ответа на вопросы.

II.
Холмы и бор, спокойная река, березовая роща. …Когда они появились в наших краях? Запах смолы, свежей зелени, ни с чем не сравнимое ощущение Родины. Как мы узнаем, что это наш дом? Как там за морем вдруг чувствуем тоску по нему? И людей, ощущающих то же, воспринимаем как близких и родных. Ветром занесенное зернышко, попадая в чужую землю, может прорасти и стать частью этого леса, этой природы. Но скорее всего оно вырастет не так и не таким, как на Родине…
Существуют различные, исторически определенные общности людей: род, племя, народ, этнос, нация. Все они – леса, проросшие корнями на одной, родной им земле. Эти корни питают их соком жизни, дают им понимание своего единства как со своей землей, так и друг с другом.
1. История происхождения народа (этногенез) становление духовной культуры и самосознания народа. Русский народ вместе с украинским и белорусским вплоть до ХIV в. составлял древнерусскую народность. Она исторически сложилась в эпоху Киевской Руси на основе племен и племенных союзов восточных славян, которые издавна связаны с очень древним сообществом людей, принадлежащим к индоевропейской культуре. За многие столетия существования (примерно с V тыс. до н.э.) они оставили следы на просторах от Балкан до Ирана, в степях Поволжья и Северном Причерноморье. Первые следы прародителей славян найдены в Поднепровье. С V в. по мере продвижения славянских племен на новые земли и утверждения ранних славянских государств (в т.ч. Киевской Руси) выделились три этнические общности: южные славяне (болгары, сербы, хорваты и др.), западные славяне (чехи, словаки, поляки и др.) и восточные славяне (русские, украинцы, белорусы).
Всякий народ лишь тогда выступает как величина среди других народов, когда он является носителем этнического самосознания.
2. ЭТНОС – исторически сложившаяся на определенной территории общность людей, обладающая общими, относительно стабильными особенностями культуры, языка, психики, а также сознанием своего единства, своего отличия от других этнических образований.
Восточные славяне сумели сохранить духовные узы, что связывали племена в одну общность, сходные верования, общий жизненный уклад, близкие обычаи, единый язык (это особенно важно). В огромных просторах люди с особой остротой ощущали и ценили свое единство, и в первую очередь единство языка, на котором они говорили, на котором пели, на котором рассказывали предания старины, опять-таки свидетельствовавшее об их единстве.
3. ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ – представление народа о самом себе как о своеобразной по языку, истории, культуре, хозяйственной деятельности, территориальному положению этнической общности.
Образ Родины – средоточение самосознания. От сходства воззрений на то, что есть Родина, от общего чувства сопричастности ей зависит само существование народа как единого целого.
В формировании ощущения Родины у восточных славян не последнюю роль играет географический фактор: огромные просторы, евроазиатское положение, открытость границ и с запада, и с востока. Именно здесь среди спокойных рек, холмов, дремучих лесов, богатой, но суровой природы формировался характер нашего народа.
В ХIV-ХVI веках выделилась великорусская и русская народность, а также белорусы, украинцы. Само название – это часть души народа, а своей душой восточные славяне всегда чувствовали один общий корень – Русь. Большое влияние на формирование национального самосознания оказало освоение Россией территорий Сибири в ХVII в. В этом огромном геополитическом пространстве рассеялась, растворилась русская народность. Это не могло не сказаться на дальнейшем развитии нации, национального самосознания.
Процесс самопознания, понимание своего единства и особенностей по отношению к народам других государств шло у россиян долго и сложно. Это безусловно было связано с многонациональным составом нашего государства. Порой настолько неоднородным, что само существование их в едином пространстве ставилось под сомнение. Общие экономические и политические проблемы, общие внешние враги (со времен еще Киевской Руси) консолидировали население нашей страны. Больше единство, нежели различие, чувствовали крестьяне, казачество, работные люди Урала, поднимаясь на борьбу с угнетателями, с угнетением. Капля за каплей сливалась кровь живущих на Святой Руси: 1612, 1812… 1941…
Совместной была и борьба, и горе, и победы.
Как чувствовали себя люди, объединившиеся в народное ополчение в 1612 г., когда, изгнав поляков из Москвы, фактически взяли власть в свои руки? Всеобщим решением (первым в истории России референдумом) избрали в 1613 году на Земском соборе царя из новой династии. В отличие от Рюриков Романовы получили власть из рук народа и ответственны были перед народом. Понимание этого людьми усиливало национальное самосознание и ощущалось в первые годы правления Романовых.
Подумайте, как отразился на российском самосознании разгром “непобедимого” Наполеона? До сих пор Париж помнит “казаков на Монмартре”! И не важно, какой они были национальности.
Развивало ли самосознание понимание россиянами своей отсталости от Западной Европы в ХVIII-ХIХ веках? Самоуничижение, способствовало ли оно формированию самосознания?
4. НАЦИОНАЛИЗМ – идеология и политика, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.
Как вы думаете, национализм – явление реакционное или прогрессивное?
Итог. Поставленные в ходе урока вопросы могут быть обсуждены в конце занятия или можно их оставить как вопросы на дом.

Н. БОГУСЛАВСКАЯ,
учитель обществознания, шк. N1285

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте