В начале урока я пишу на доске вопросы к 11-му классу:
– Знаете ли вы национальные корни своей семьи, к какой национальности вы себя относите?
– Что в вашем представлении означает понятие “россияне”?
– Что вы чувствуете, оказавшись за пределами нашей страны или когда вы общаетесь с представителями другой страны?
I.
Американец с любым цветом кожи гордо скажет: “Я – американец!!!” То же будет и с жителями Франции, Англии и многих других стран. Вероятно, это для них не менее важно, чем национальность по крови. Что же происходит в России? Кто из нас вспомнит сегодня в первую очередь принадлежность к стране, а не к национальности? Пожалуй, только президент в обращении: “Дорогие россияне…”. Очень много проблем мы могли бы решить, осознав, что мы одна нация (какой бы национальности ни были) с общим прошлым и будущим. Не было ни одного периода в истории России от ее истоков, чтоб она не была драгоценным кладезем разных национальностей, религий, культур. И именно это делало наше государство неповторимым, сколько бы отрицательного ни пытались найти теперешние “самостийные” политики.
Что же такое национальное самосознание и сформировано ли (и в какой степени) общероссийское самосознание – это предмет нашего разговора. Я предлагаю учащимся:
“По ходу лекции вы составляете план-конспект и записываете вопросы, которые у вас возникают. В конце урока вы сможете их задать. У вас и у меня будет время обдумать свою точку зрения, проанализировать материал учебника, найти дополнительные источники для ответа на вопросы.
II.
Холмы и бор, спокойная река, березовая роща. …Когда они появились в наших краях? Запах смолы, свежей зелени, ни с чем не сравнимое ощущение Родины. Как мы узнаем, что это наш дом? Как там за морем вдруг чувствуем тоску по нему? И людей, ощущающих то же, воспринимаем как близких и родных. Ветром занесенное зернышко, попадая в чужую землю, может прорасти и стать частью этого леса, этой природы. Но скорее всего оно вырастет не так и не таким, как на Родине…
Существуют различные, исторически определенные общности людей: род, племя, народ, этнос, нация. Все они – леса, проросшие корнями на одной, родной им земле. Эти корни питают их соком жизни, дают им понимание своего единства как со своей землей, так и друг с другом.
1. История происхождения народа (этногенез) становление духовной культуры и самосознания народа. Русский народ вместе с украинским и белорусским вплоть до ХIV в. составлял древнерусскую народность. Она исторически сложилась в эпоху Киевской Руси на основе племен и племенных союзов восточных славян, которые издавна связаны с очень древним сообществом людей, принадлежащим к индоевропейской культуре. За многие столетия существования (примерно с V тыс. до н.э.) они оставили следы на просторах от Балкан до Ирана, в степях Поволжья и Северном Причерноморье. Первые следы прародителей славян найдены в Поднепровье. С V в. по мере продвижения славянских племен на новые земли и утверждения ранних славянских государств (в т.ч. Киевской Руси) выделились три этнические общности: южные славяне (болгары, сербы, хорваты и др.), западные славяне (чехи, словаки, поляки и др.) и восточные славяне (русские, украинцы, белорусы).
Всякий народ лишь тогда выступает как величина среди других народов, когда он является носителем этнического самосознания.
2. ЭТНОС – исторически сложившаяся на определенной территории общность людей, обладающая общими, относительно стабильными особенностями культуры, языка, психики, а также сознанием своего единства, своего отличия от других этнических образований.
Восточные славяне сумели сохранить духовные узы, что связывали племена в одну общность, сходные верования, общий жизненный уклад, близкие обычаи, единый язык (это особенно важно). В огромных просторах люди с особой остротой ощущали и ценили свое единство, и в первую очередь единство языка, на котором они говорили, на котором пели, на котором рассказывали предания старины, опять-таки свидетельствовавшее об их единстве.
3. ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ – представление народа о самом себе как о своеобразной по языку, истории, культуре, хозяйственной деятельности, территориальному положению этнической общности.
Образ Родины – средоточение самосознания. От сходства воззрений на то, что есть Родина, от общего чувства сопричастности ей зависит само существование народа как единого целого.
В формировании ощущения Родины у восточных славян не последнюю роль играет географический фактор: огромные просторы, евроазиатское положение, открытость границ и с запада, и с востока. Именно здесь среди спокойных рек, холмов, дремучих лесов, богатой, но суровой природы формировался характер нашего народа.
В ХIV-ХVI веках выделилась великорусская и русская народность, а также белорусы, украинцы. Само название – это часть души народа, а своей душой восточные славяне всегда чувствовали один общий корень – Русь. Большое влияние на формирование национального самосознания оказало освоение Россией территорий Сибири в ХVII в. В этом огромном геополитическом пространстве рассеялась, растворилась русская народность. Это не могло не сказаться на дальнейшем развитии нации, национального самосознания.
Процесс самопознания, понимание своего единства и особенностей по отношению к народам других государств шло у россиян долго и сложно. Это безусловно было связано с многонациональным составом нашего государства. Порой настолько неоднородным, что само существование их в едином пространстве ставилось под сомнение. Общие экономические и политические проблемы, общие внешние враги (со времен еще Киевской Руси) консолидировали население нашей страны. Больше единство, нежели различие, чувствовали крестьяне, казачество, работные люди Урала, поднимаясь на борьбу с угнетателями, с угнетением. Капля за каплей сливалась кровь живущих на Святой Руси: 1612, 1812… 1941…
Совместной была и борьба, и горе, и победы.
Как чувствовали себя люди, объединившиеся в народное ополчение в 1612 г., когда, изгнав поляков из Москвы, фактически взяли власть в свои руки? Всеобщим решением (первым в истории России референдумом) избрали в 1613 году на Земском соборе царя из новой династии. В отличие от Рюриков Романовы получили власть из рук народа и ответственны были перед народом. Понимание этого людьми усиливало национальное самосознание и ощущалось в первые годы правления Романовых.
Подумайте, как отразился на российском самосознании разгром “непобедимого” Наполеона? До сих пор Париж помнит “казаков на Монмартре”! И не важно, какой они были национальности.
Развивало ли самосознание понимание россиянами своей отсталости от Западной Европы в ХVIII-ХIХ веках? Самоуничижение, способствовало ли оно формированию самосознания?
4. НАЦИОНАЛИЗМ – идеология и политика, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.
Как вы думаете, национализм – явление реакционное или прогрессивное?
Итог. Поставленные в ходе урока вопросы могут быть обсуждены в конце занятия или можно их оставить как вопросы на дом.
Н. БОГУСЛАВСКАЯ,
учитель обществознания, шк. N1285
Комментарии