В нашей стране немало всемирно известных высших учебных заведений, большинство из них получает из бюджета по принципу «всем сестрам по серьгам». Хотя сегодня уже понятно, что столь необходимый стране качественный прорыв и в образовании, и в развитии фундаментальной, прикладной, отраслевой науки могут совершить лишь немногие, имеющие для этого немалый накопленный потенциал.
Так, как выращивают и поддерживают чемпионов мира, вероятно, нужно поддерживать и «чемпионов высшего образования». Более того, известно, что самой продуктивной в том же спорте становится «гонка за лидером», ибо, идя вплотную за вырвавшимися в первые, на определенном этапе вперед могут выйти и те, что были вторыми, но уже набрали достаточно сил для рывка. Вопрос в том, как, по каким критериям определить этого «вузовского лидера», каким образом поддержать, чтобы он смог все выше и выше поднимать планку высшего образования. Иными словами, в последнее время все чаще и чаще в образовательном сообществе говорят о введении статуса «ведущий вуз».
Идея эта не так нова, как кажется. Она выдвигалась еще во времена Гособразования СССР, затем Госкомвуза РФ. Проблем всегда было две. Первая – выстраивание такого рейтинга вузов, из которого было бы ясно, что именно этот, а не какой-то иной вуз, лидирует. Но рейтинговая линейка, ранжировавшая высшие учебные заведения, оказывалась не такой уж точной, потому что вузы были настолько разными, самобытными, что всякий раз жесткая рейтинговая выкройка оставляла за своими границами как раз те показатели, которые, скажем, приносили данному вузу славу, выходящую за границы государства. Ну и, конечно же, всегда возникал вопрос: а судьи кто? Выбор судей, которым бы доверяло все образовательное сообщество, не так-то прост. Отчасти легче стало тогда, когда возникли союзы и ассоциации ректоров, и уж не чиновники, а сама вузовская общественность вырабатывала различные рейтинговые церемонии. Второй не менее важной проблемой были те привилегии, которые мог бы получить вуз, названный «ведущим». Прошлогодняя комиссия под руководством президента Международной академии наук высшей школы Валентина Шукшунова попробовала предложить некие привилегии, в том числе и материальные, но высшая школа дружно отказалась от них – до смешного мало было это «материальное стимулирование»: уж если вуз «ведущий», то и должен получать по полной программе, чтобы хотя бы поддержать свое реноме. На Всероссийском совещании в Тюмени Министерство образования РФ наконец обнародовало еще один (и, возможно, окончательный) вариант концепции присвоения вузам статуса «ведущий», который уже получил более 200 отзывов от советов ректоров вузов и органов исполнительной власти субъектов РФ в федеральных округах, советов ректоров федеральных округов, ассоциаций и вузов, заинтересованных министерств и ведомств.
Дабы получить ответ, как будет идти определение ведущих вузов страны, я встретилась с Любовью КРАВЦОВОЙ, начальником управления высшего профессионального образования Минобразования РФ:
– Ведущей тенденцией в сфере образования большинства развитых стран стало распространение массового образования с одновременным формированием сектора элитного образования. Ориентированного на решение задач, обеспечивающих лидирующие позиции государства в современном мире. Например, в США сформирован сектор исследовательских университетов, в который входит 104 вуза первой и второй ступени. В КНР элитный сектор высшей школы включает 100 вузов. В СССР в 1988 году был утвержден перечень 70 ведущих учебных заведений, выполняющих научные исследования, имеющие важное народно-хозяйственное значение. В дальнейшем этот перечень был расширен до 103, и принятие этого решения дало существенный импульс развитию высшего профессионального образования в стране. Сегодня предлагается в системе образования российской высшей школы сформировать на основе конкурсного отбора сектор ведущих вузов.
– Любовь Александровна, какие же критерии будут положены в основу определения ведущих вузов страны?
– Предусматривается установление двух категорий: «ведущий вуз РФ» и «ведущий вуз РФ по направлению», присваиваться эти категории будут тем вузам, которые существенно опережают другие высшие учебные заведения по качеству профессорско-преподавательского состава, уровню и масштабам подготовки высококвалифицированных специалистов, научных и научно-педагогических кадров, эффективности фундаментальных и прикладных научных исследований, степени интеграции в мировое образовательное, научное, информационное и культурное пространство.
Особая миссия ведущих вузов предполагает предъявление к ним особых требований. Одно из главных – способность и возможность вуза существенно влиять на развитие системы образования страны и региона. Это означает, что ведущий вуз должен быть способен решать задачи опережающего обновления содержания образования, создание научно-методического обеспечения учебного и воспитательного процесса, в том числе и для подготовки научных и научно-педагогических кадров, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов.
Не менее актуальным требованием станет наличие у ведущего вуза известных в стране и за рубежом научных и научно-педагогических, творческих школ, обеспечивающих подготовку элиты специалистов. Ведущие вузы должны будут способствовать формированию единой информационно-образовательной среды для страны и регионов, созданию непрерывной системы образования, развитию научной деятельности.
Ведущие вузы должны также иметь развитую сеть аспирантуры, докторантуры, адъюнктуры, диссертационных советов по широкому спектру научных специальностей. Миссия такого вуза должна состоять прежде всего в развитии образования, науки, культуры, техники, технологии, которые по своему масштабу, значению и реальному воздействию выходили бы далеко за пределы тех задач, которые решаются в интересах самого вуза.
– Кто будет участвовать в конкурсе на звание «ведущий вуз»?
– При конкурсном отборе ведущего вуза не будет никаких квот, разнарядок. В конкурсе будут участвовать только государственные аккредитованные высшие учебные заведения, основанием для этого будет их добровольное желание, заявленная концепция-миссия и представленные основные показатели деятельности.
Для участия в конкурсе вуз представит минимальное количество документов (заявление, выписку из решения ученого совета, поддержку регионального органа исполнительной власти, в ведение которого находится вуз, концепцию его миссии как ведущего и информацию об основных показателях деятельности вместе с документами, подтверждающими эти показатели).
Конкурсный отбор будет осуществляться Правительственной комиссией РФ по образованию. Минобразование РФ обеспечивает организационно-аналитический конкурсный отбор, создаст экспертную комиссию и сформирует банк экспертов, примет решение о направлении документов вузов-претендентов в комиссию по образованию. Правительственная комиссия РФ будет тайным голосованием принимать решение об отнесении вуза к категории «ведущий вуз РФ» или «ведущий вуз РФ по направлению» и направлять свое решение в Правительство РФ для издания соответствующего распорядительного документа.
– Каким, по вашему мнению, должно быть количество ведущих вузов в стране?
– Прогнозирование оптимального количества ведущих вузов РФ, выполненное Минобразованием РФ на основе имеющихся и сформированных в порядке эксперимента по данным информационных баз, полученных от более чем 130 вузов, дает основание полагать, что целесообразно иметь порядка 80-90 ведущих вузов, в том числе 15-20 вузов – по РФ и 60-70 – по направлению. В этом случае в сектор ведущих вузов предположительно войдут вузы из всех федеральных округов. Вузы Минобразования России и еще 10 ведомств, вузы по 13 направлениям научно-образовательной деятельности.
– Какие же меры господдержки могут получить ведущие вузы РФ?
– Это приоритетное выделение средств на финансирование фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу, приобретение учебно-лабораторного и научного оборудования, учебно-научной литературы, текущий и капитальный ремонт, поддержка через целевое финансирование.
Присвоение категории «ведущий» не значит, что она дается навечно. Вузы, не получившие такой категории, могут участвовать в дальнейших конкурсах и в случае хороших результатов своей работы существенно потеснить те ведущие вузы, которые либо за прошедшие пять лет сдали свои позиции, либо развивались медленными темпами.
Рассмотрение документов и принятие решения Правительственной комиссией планируется до апреля 2004 года.
Комментарии