search
main
0

Кто сотворил природу? Некоторые страницы из учебника по православной культуре были изъяты

19 регионов, подтвердивших свое участие в эксперименте по обучению школьников новому курсу «Основы религиозной культуры и светской этики», получат учебники до 25 марта. Об этом сообщил генеральный директор издательства «Просвещение» Александр КОНДАКОВ. «Мы планируем 10 марта выход тиража и надеемся, что до 20-25 марта учебники поступят во все регионы, где пройдет эксперимент», – отметил он.

Напомним, что новый курс начнут преподавать учащимся четвертых классов девятнадцати регионов РФ в четвертой четверти. Родители будут иметь возможность выбрать один из шести модулей: основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы мировых религиозных культур или основы светской этики. В преддверии начала эксперимента министр образования и науки России Андрей Фурсенко при участии Александра Кондакова, группы разработчиков и представителей религиозных конфессий и субъектов Федерации провел встречу с тренерами-преподавателями, которым предстоит отправиться в регионы для работы с будущими учителями нового предмета. Присутствующие проявили редкое единодушие в том, что задача, поставленная перед ними, была исключительно сложная.

«Книги, которые сейчас попадут на стол учащимся и учителям, – экспериментальные, созданные в очень короткие сроки, – отметил, в частности, Александр Кондаков. – Ни один другой курс не будет вызывать в семье столько вопросов, сколько курс религиозной культуры и светской этики». К выпуску подготовлены книга для родителей, книга для учителей (справочные материалы), модули по основам религий, а также электронное приложение для детей.

Общий тираж учебников составит 300 тысяч экземпляров. Из них больше всего будет выпущено учебников по преподаванию светской этики – 125 тысяч экземпляров. Учебники по православной культуре выйдут тиражом 80 тысяч экземпляров, по мировым религиозным культурам – 60 тысяч, исламской культуре – 40 тысяч, буддийской культуре – 14 тысяч и иудейской культуре – 12 тысяч.

Книги экспертировались главным образом на соответствие возрасту и на научное содержание. Основным в замечаниях, поступивших от экспертов, было, во-первых, то, что касается концептуальных основ пособий и авторских позиций. Во-вторых, многие замечания касались того, что некоторые темы, затронутые в учебниках, не соответствовали возрасту учащихся (4-5-е классы), многие рецензенты посчитали неподходящими названия пособий. «Особенно много идет дискуссий вокруг курса светской этики, – уточнил Александр Кондаков. – Высказывались, в частности, мнения, что светская этика – это этика атеизма». По его словам, это утверждение некорректно, так как светская этика – это прежде всего этика общества, а в контексте учебника речь шла об этике российского гражданского общества. В основе светской этики лежит Конституция РФ.

«Мы начинаем очень серьезный эксперимент», – отметила координатор группы разработчиков учебно-методического обеспечения курса Марианна Шахнович. По ее словам, разработчики руководствовались старинным принципом «не навреди». Вторжение в столь тонкую и деликатную сферу, как мировоззрение, нравственные чувства и религиозные убеждения, с целью «формирования новой идентичности гражданина многонационального государства» действительно чревато.

Когда готовились учебники, по словам Марианны Шахнович, возникало много споров и дискуссий. В частности, из учебника по православной культуре были после обсуждения изъяты полторы страницы по креационизму. «Одно дело, когда мы в старших классах объясняем, что существуют разные точки зрения на происхождение мира, и совсем другое, когда в учебнике для десятилетнего ребенка, у которого параллельно идет урок природоведения, написано, что бог сотворил природу», – привела пример координатор группы разработчиков.

Надо сказать, что в вопросах межкультурного взаимодействия и обучения его навыкам ребят мы не уникальны. Так же как не уникальны и проблемы, с которыми столкнулись разработчики программ. Те же самые вопросы волнуют Европу, благо процессы глобализации этому способствуют. «Я думаю, что мы только в начале пути и нам еще предстоит очень много сделать», – подытожила Марианна Шахнович.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте