search
main
0

Кто решит проблему?

Ответственность несем мы все

Про буллинг много пишут во всем мире, его обсуждают на педагогических сетевых форумах, проводят специальные конференции. У нас долгое время эта тема не поднималась. Слово «забияка» фактически выпало из современного языка, его уже не употребляют. Но само явление знакомо, безусловно, всем как по собственному опыту, так и по своим детям, по ученикам.

Читая очередные сообщения, что школьники, оказавшиеся в тяжелой ситуации и не встречающие поддержки со стороны взрослых, убегают из дома, сами становятся «забияками», молча страдают и даже кончают жизнь самоубийством, не перенеся издевательств, я думаю, что решать проблему нужно нам, взрослым.

Среди детей всегда существуют соперничество, зависть. К самоанализу они пока не склонны, жизненного опыта не хватает, а потому поведение, выходки часто обусловлены сию­минутными эмоциями. Специфика возраста еще и в том, что некоторые ребята могут расти быстрее других. Самый крупный мальчик в классе, чувствуя свое превосходство, задирает сверстников просто так, потому что знает: ему ничего не грозит. Агрессия часто идет из семьи, если ребенка регулярно унижают, бьют, он вымещает злость на окружающих. В других странах все чаще говорят о нападениях на учителей, у нас пока имеются единичные случаи.

Что же такое буллинг? Это может быть словесное издевательство, бойкот, постоянные изнуряющие насмешки, нанесение телесного вреда. Иногда буллинг направлен на одного ученика, в таком случае обычно действует небольшая группа, а остальные молчат, так как боятся стать объектами нападок. В последние годы большое распространение получил кибербуллинг: нападки происходят через социальные сети. Травля школьника, чем-то не угодившего сверстникам, достигает ужасающих размеров и нередко приводит к трагическим последствиям.

Прекратить, принять меры можно, если и учителя, и родители включаются в процесс и действуют сообща. Одна из сложностей заключается в том, что дети, впервые столкнувшись с подобным негативом, замыкаются в себе, молчат, стесняются. Обычно есть какие-нибудь показатели неблагополучия, которые должны заметить любящий родитель, внимательный классный руководитель.

Когда я училась в школе, завидовавшая мне девочка внезапно устроила судилище. Ее обвинения сводились к тому, что я слишком гордая, потому что хорошо учусь, участвую в олимпиадах, а главное – имею свободное посещение. Собственно, в школу я пришла впервые после долгой зимы и сразу попала в такую сложную ситуацию. Ошеломленный класс молчал. Увы, молчала и присутствовавшая на таком необычном классном часе наша руководительница. Что было дальше? Дома я ничего не рассказала, берегла маму, которая в то время тяжело болела. В четырнадцать лет считала себя совсем взрослой и решила, что справлюсь самостоятельно. Конечно, спасло положение мое свободное посещение. Долгое время я попросту ни с кем в классе не общалась. А вот когда несколько лет спустя рассказала маме, она ахнула. Оказалось, большинство родителей были очень недовольны классной руководительницей и искали способ найти замену. Кто знает, что было бы, если бы я сразу поделилась пережитым дома. Жизненный урок запомнился, помог мне на­учиться замечать схожие проявления и справляться с ними. Сначала пришлось все это проходить со своими детьми, а потом и принимать меры в различных классах, где я работала.

Какие бывают тревожные сигналы? Дочка пошла в первый класс, и вскоре я заметила, что она прячет руки. Проверила, увидела синяки. Одновременно меня вызвала ее учительница, стала доказывать, что ребенку нужна консультация с неврологом, потому что она садится на самый край парты, иногда даже падает. Я посмотрела на мальчика, с которым ее упорно усаживали, она была самой маленькой, а мальчик – самым крупным в классе. Он стоял, держа руки в карманах, и усмехался. Я спокойно попросила его показать содержимое. Мальчик, продолжая улыбаться, вывернул карманы, и из них посыпались булавки, которыми он, как выяснилось, тыкал всех девочек. Удивительно, но он ничего не отрицал и даже гордился своими «подвигами». Вызвали его маму. Она ворвалась в кабинет, выкрикивая угрозы в адрес школы, других родителей. Все стало понятно.

Проблему решили, но приходилось быть настороже, потому что учительница ничего не делала. Мы лишь добились, чтобы юного хулигана больше не усаживали ни с кем. Кроме того, я совершила и вовсе не педагогичный поступок. Сначала поговорила с другими родителями, а потом мы совместно научили девочек обороняться. Это вскоре пригодилось, так как юный задира зимой начал караулить школьниц и швырять в них куски льда. Они же стали выходить из школы группами, сразу брали варежкой льдинки и показывали ему. Прекратилось. По моему убеждению, такие дети и взрослые – трусы, нападающие на более слабых. Если им дают отпор, они отступают.

Работая в школе, я не раз разнимала драки среди младших школьников, беседовала с зачинщиками. Пресекала издевательства и насмешки. А если явно не удавалось пробить стену и беседы с родителями оказывались бесполезными, обращалась за помощью к завучу, психологу. Меня всегда поражало, насколько часто классные руководители закрывают глаза на явные отклонения в поведении ученика. Мальчик вел себя крайне агрессивно по отношению к другим детям, но попытки убедить учительницу принять какие-то меры заканчивались ничем… пока он не искалечил соклассника. Помню, как она повторяла дрожащим голосом: «Какое счастье, что я была на больничном!» То есть как будто не несла ответственности.

Думаю, ответственность несем мы все, взрослые, участвующие в процессе образования и воспитания. Дети остаются детьми, они могут и подраться, и поссориться, а через пять минут мирно играть или делать вместе упражнение. Но, если чье-то поведение явно отличается от нормального детского, нужно быть внимательными и немедленно принимать меры.

Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте