Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
Эвальд Зеер
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. В современном мире одной из важнейших составляющих процесса социализации ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.
С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Перед малышами, конечно, не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
В 7-10 лет важно формировать определенную наглядную основу, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также будет воспитываться положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.
Ориентация в океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется целенаправленно и системно. Именно школа становится решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказывает действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий. Если говорить про самый первый этап профессионального самоопределения, то ему конкретно отводится период начальной школы, а это 1-4‑е классы. Именно в этом возрасте у ребенка формируется трудолюбие, проявляются интерес к проблеме выбора профессии и мечты о профессии.
Что такое предпрофильное обучение для начальной школы? Для ученика: развитие интереса и мотивации к разнообразным познаниям о профессии; развитие определенных профессиональных навыков, развитие рефлексии и навыков опыта деятельности. Для учителя: новый опыт творческого самовыражения; ответы на все сомнения и вопросы по предпрофильному образованию учащихся, которые возникают в процессе его профессиональной работы; продуманное содержание и методическая система работы; расширение профессиональных компетенций. Для администрации школы: новый позиционный статус образовательной среды предпрофильной подготовки; обеспеченность взаимосвязанными (по содержанию и методике) вариативными программами всех классов начальной и средней ступеней, усиление методической оснащенности педагогического процесса. Становление предпрофильных компетенций у младших школьников позволяет объединить разнообразные мероприятия данной направленности, привлечь к участию большое количество учеников и родителей, доступно и увлекательно рассказать детям о мире профессий.
Всем известно, что первое знакомство с профессиями ребенок получает в семье, узнавая профессии своих родителей, дедушек и бабушек, когда участвует в жизни семьи, в которой обсуждаются новости и проблемы профессионального труда взрослых. Дети слышат, что профессия может быть интересной, любимой, дарить человеку чудо созидания, способствовать самореализации и личностному успеху, раскрывать природные задатки и способности, наконец, быть смыслозначимым делом жизни. В то же время школа воспитывает и учит рассуждать детей о том, что труд каждого из нас общественно полезен, что процветание нашего государства зависит от творчества и созидания каждого.
Современная школа создает образовательную среду, насыщенную возможностями для реализации способностей учащихся через развитие интереса к разным видам сферы деятельности. Основными задачами являются: ознакомить с широким спектром профессий, особенностями разных профессий; выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем профессии; формировать уважительное отношение к людям труда и результатам их труда; развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка; формировать нравственные качества – доброту, взаимовыручку, внимательность, справедливость; формировать навыки здорового и безопасного образа жизни. Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Большое внимание уделяется внеклассной работе, в которой проводятся различные виды деятельности и обсуждаются следующие темы:
– «Семья, в которой я живу» (конкурс рисунков «Любимые занятия в моей семье» (1‑й класс), конкурс сочинений «Кем я мечтаю стать» (2-4‑е классы), классные часы «Как живет моя семья», «Профессии моих родителей» (встречи, беседы), беседы «Чем я могу помочь дома», «Я – мастер» (значит, делаю подарки родным своими руками);
– «Город, в котором я живу» (беседы «Знакомство с профессией… «учитель», «воспитатель», «строитель», «бухгалтер», праздник «Все профессии важны», внеклассное чтение «Чем пахнут ремесла?», организация экскурсий на предприятия города, классный час «Профессии нашего города», конкурс загадок и пословиц о профессиях);
– «Страна, в которой я живу» (конкурс стихотворений «Мир профессий», игра «Профессии от А до Я», клуб интересных встреч (с приглашением людей разных профессий), игра «Узнай профессию», классный час «Народные умельцы» о мастерах народного творчества);
– «Мир, в котором я живу» (клуб любознательных «Самые важные профессии», оформление альбома «Гимн труду», внеклассное занятие на тему «Путешествие в мир профессий», клуб любознательных «Самые редкие профессии», «Кто работы не боится, у того она и спорится» (беседа-игра), кладезь народной мудрости о труде).
Неделя профориентации в начальной школе «Мир профессий» – важный праздник. Так же как и защита классами своих проектов. Примерные темы: «Альбом профессий», «Азбука профессий», «Профессия в моей семье», «Династии».
Ярким примером и доказательством эффективности данных мероприятий является участие учеников в городских конкурсах. Школа №937 занимает всегда лидирующие позиции в такого рода мероприятиях. Например, в прошлом году ученик 2‑го «З» класса Михаил Генералов участвовал в городском конкурсе «История моей семьи в истории России», номинация «Семейная династия». Работа называлась «Династия врачей в моей семье». Можем только предположить, что Миша в будущем будет прекрасным хирургом или реаниматологом, как его мама. А может, и не будет! Может быть, программа предпрофильной ориентации ознакомит Мишу с другими не менее важными и интересными профессиями, которые смогут заинтересовать и завлечь нашего ученика.
По результатам проделанной работы хочется отметить важность взаимодействия семьи и школы в профессиональном самоопределении на раннем этапе обучения. Широкий спектр предлагаемых компетенций позволит детям приоткрыть дверь в мир самых разных профессий и будет способствовать развитию профессионального самосознания. Ведь самое главное для наших детей, как бы они ни стремились к самостоятельности, – это ощущение поддержки со стороны взрослых. Для детей очень важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они ни выбрали. Это ощущение придает уверенности в своих силах и побуждает к личностным достижениям.
Татьяна ЗЛАТОВЧЕНА,
учитель иностранного языка школы №937
имени Героя РФ А.В.Перова
Комментарии