search
main
0

Кто против? Улучшения в сфере образования невозможны без изменения его экономики

Александр ШИШЛОВ, председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке

– Полагаю, что одной из главных проблем модернизации образования является нерешенность проблем его экономики. А в экономике школьного образования, в свою очередь, главное – переход от финансирования образовательных учреждений к нормативному финансированию образовательных услуг. В Законе «Об образовании» принцип нормативного финансирования в расчете на одного обучающегося был декларирован 10 лет назад, но в жизни он пробивает себе дорогу с огромным трудом. И причина здесь не только в том, что недостаточно разработаны механизмы его реализации. Важнее другое – введение этого принципа делает прозрачными финансовые потоки в сфере образования. Представьте себе, что губернатор или председатель правительства будут вынуждены обсуждать, сколько денег на одного ученика запланировать в бюджете. Это нечто иное, чем просто говорить общие слова о важности образования или о том, что расходы увеличены по сравнению с прошлым годом на столько-то процентов.

В России пока есть только несколько регионов, где принцип нормативного финансирования в той или иной степени реализуется. И там уже заметны результаты: улучшается состояние школ, оптимизируется сеть образовательных учреждений, учителя получают зарплату вовремя. Поэтому я сторонник того, чтобы этот принцип распространялся по всей стране. Когда в Думе обсуждаются законы, касающиеся финансирования образования, стараюсь добиться конкретных результатов в этом направлении.

Недавно принятые президентские поправки к ряду законов в части финансирования образовательных учреждений содействуют развитию принципа нормативного финансирования не только потому, что передают ответственность за финансирование основной части расходов школ на уровень регионов, откуда с 2004 года будут выделяться субвенции в муниципальные бюджеты. Главное, что эти субвенции должны будут рассчитываться по нормативам.

Напомню, что в президентском законе в его первоначальном виде говорилось только лишь о региональных нормативах. Это означало, что каждый субъект Федерации должен своим законом устанавливать, сколько он готов за год потратить на каждого ученика. Но если дать полную свободу регионам, то каждый из них определит свой норматив исходя из собственного понимания значимости образования и наличия денег. А сегодня суммы, которые расходуются на одного ученика, различаются в разных регионах не то что в разы, а в десятки раз: примерно от 2 с небольшим тысяч до более чем 25 тысяч рублей в год. Есть регионы, где учителя получают очень хорошую зарплату, но в большинстве областей они вынуждены едва сводить концы с концами. И поскольку образование – это отрасль, которая даже в Конституции выделена как особая сфера ответственности государства, то мы должны предусмотреть здесь федеральные гарантии и федеральные нормативы. Кстати, в Законе «Об образовании» и говорится не только о региональных, но и о федеральных нормативах.

Поэтому при рассмотрении президентского закона я внес поправку, устанавливающую, что региональные нормативы, на основе которых рассчитываются субвенции, должны быть не ниже федеральных. Твердая позиция Комитета привела к тому, что наша поправка была принята. То есть теперь в Москве должны установить нижнюю планку финансирования, а если у субъекта Федерации есть деньги и есть возможности, то увеличение норматива только улучшит ситуацию с образованием в этом регионе.

Нормативный принцип финансирования школы мы хотим закрепить и в законе о государственном стандарте общего образования, который будет рассматриваться во втором чтении в сентябре. Я считаю очень важным, что мы дополнили существующее понятие образовательного стандарта (обязательный минимум содержания программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников), добавив в него основные требования к обеспечению образовательного процесса, и включили в закон о стандарте специальную статью о порядке финансирования реализации стандарта. Потому что если говорить о нем только как об образовательных программах и требованиях к выпускникам, то это еще не значит, что будут выделены средства для реализации стандарта. В этой статье мы устанавливаем, что федеральный норматив, как это и предусмотрено Законом «Об образовании», утверждается в Законе о федеральном бюджете, причем в нем должна быть записана не просто одна цифра. Нормативы должны различаться в зависимости от типа и вида образовательного учреждения, дополняться системой повышающих коэффициентов, отражающих особенности образовательного процесса и различия объективных условий, оказывающих влияние на стоимость обучения.

Если эти предложения будут приняты, то изменится сам подход к бюджетному планированию в сфере образования. Это не означает, что на эту сферу сразу станет выделяться больше денег, но обсуждение того, какие расходы необходимы, сразу станет более предметным.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте