search
main
0

Кто придет в кино, нам не все равно

​Двадцать лет в Москве работала Московская международная школа, но при поддержке министра образования Москвы Исаака КАЛИНЫ она исполнила свою самую заветную мечту и нынче повысила свой статус, став многопрофильным государственным киноколледжем, сосредоточившись наконец на подготовке будущих высококлассных специалистов для отечественного кино.

Московская международная киношкола была открыта в 1991 году на базе киностудии Московского городского Дворца пионеров на Воробьевых горах. Более 20 лет она работала как общеобразовательная государственная школа (8-11-е классы) с углубленным изучением искусства, выпустив десятки молодых людей, со временем занявших серьезные позиции в отечественном кинематографе, театре и на телевидении.В 2012 году Департамент образования поддержал идею создания на базе киношколы многопрофильного государственного киноколледжа, который будет готовить специалистов для киноиндустрии по программам среднего профессионального образования (после 9-го и после 11-го класса), предоставил ему, многие годы ютившемуся в разных зданиях на правах бедного родственника,  отдельное здание на Шаболовке, включающее учебный и производственный корпуса. При этом в структуре киноколледжа сохранилась профильная школа – 7, 8 и 9-е классы для ребят, интересующихся киноискусством и кинотехнологией, где наряду с обычными предметами преподают «Историю кино», «Историю театра», «Историю изобразительного искусства», «Историю музыки», «Философию», «Психологию», «Педагогику», «Историю религий».Сегодня в киноколледже есть факультеты актерского искусства, режиссуры, операторского мастерства, сценарного мастерства, анимации, студенты проходят тренинги по актерскому мастерству, сценическому движению, танцу, сценографии, вокалу, видеомонтажу, фотографии, анимации, рисунку, литературному творчеству, редактированию, поэзии, дизайну печатной продукции, участвуют в создании фильмов и спектаклей, осваивая разные профессиональные позиции, приходят на лекции и мастер-классы известных режиссеров, актеров, мультипликаторов, писателей, ученых, психологов. В киноколледже разрабатывают и реализуют программу обучения экранной грамотности, то есть стараются формировать того умного зрителя, владеющего языком кино, который может по достоинству оценить произведения отечественного и зарубежного кинематографа.Важная образовательная форма в киноколледже – социальные проекты, в которых соединяют исследование проблем современного мира, творчество и адресное социальное действие. Благодаря участию в проекте «Ты не один!» студенты киноколледжа получают дополнительную подготовку по направлениям «Социальная арт-терапия» и «Арт-волонтерство», занимаются совместной постановкой спектаклей и концертов с воспитанниками детских домов, показом этих спектаклей и концертов в домах для престарелых и интернатах для тяжело больных детей, совместной постановкой спектаклей и мультфильмов с людьми, имеющими тяжелые нарушения речи, движения и психики. Участниками проекта «Ты не один!» с 1999 года стали тысячи детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья, сотни одиноких пожилых людей из 24 регионов России. Социальный проект «Скрытая история» посвящен воспоминаниям, поминовению событий прошлого, возвращению памяти о них. Нам, людям нынешнего поколения, нужно научиться помнить о предках; каждый, кто считает себя человеком, должен знать, по какой земле он ходит, кто ходил по ней раньше, кто лежит в этой земле. Ведь только так можно понять, откуда произошел ты, а значит, кто ты есть. В проекте «Скрытая история» студенты и педагоги киноколледжа пытаются обнаружить места «скрытой истории», святые места, которые забыты, узнать (из свидетельств людей, книг и архивов) историю этих мест, узнать хоть что-то о людях, которые жили и погибали здесь, собрать и опубликовать исторические материалы, обозначить эти места (памятниками, поклонными крестами, мемориальными табличками) и добиться внесения в официальные карты и справочники, если здесь покоятся люди, придать захоронениям божеский вид. Студенты и преподаватели колледжа стремятся рассказать, раскрыть эту историю с помощью репортажей, выставок, видеофильмов, брошюр для местных жителей, для туристов, для всех людей. История этого проекта во многом связана с Соловками, где киноколледж почти каждый год проводит экспедиции. За это время Соловки стали родным местом для студентов и педагогов киноколледжа, они стараются сделать все возможное, чтобы великая и трагическая история Соловков не ушла в забытье. В 2002 году по инициативе Соловецкого монастыря и киношколы был установлен шестиметровый поклонный крест в память о российских новомучениках в Филипповской пустыни, в 2006 году началось обустройство мемориала на Секирной горе, где во времена ГУЛАГа располагался штрафной изолятор. Перспектива развития киноколледжа связана с реконструкцией производственного корпуса под профессиональную кино- и телестудию, которая осуществляется благодаря поддержке Департамента образования. Сегодня идут проектные и ремонтные работы, обучать студентов приходится в достаточно серьезном отрыве от реального производства, от современных технологий. Но, пожалуй, главной проблемой для коллектива киноколледжа можно считать несоответствие действующих федеральных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) актуальным потребностям киноиндустрии. Из нескольких десятков востребованных киностудиями и телеканалами специальностей «второго звена» в нынешних стандартах представлены только «художник-мультипликатор» и «художник-декоратор», нет осветителей, видеомонтажеров, ассистентов режиссеров и операторов, редакторов, администраторов и многих других. И это при том, что о необходимости обеспечения отечественной киноиндустрии грамотными профессионалами «второго звена» говорят (и не один раз!) на всех уровнях, вплоть до Президента РФ. На сегодняшний день киноколледж при поддержке министра образования Москвы Исаака Калины и экспертов профессионального сообщества завершает разработку нового ФГОС СПО «Кино- и телепроизводство (по видам»), включающего наиболее востребованные специальности. Коллектив киноколледжа рассчитывает на скорейшее утверждение нового стандарта. Классическое образование опирается на вербальный язык (тексты). Но современный мир изменился и продолжает стремительно меняться. Текстовая культура вытесняется экранной (аудиовизуальной). Утрачивается способность к осмысленному восприятию текста, к чтению как интеллектуальному труду. В свою очередь кинематограф, растворившийся в экранной культуре (экран), влияет на мировоззрение и образ жизни современного подростка подчас сильнее, чем книга, семья и школа. Современному человеку свойственна новая оптика зрения, он воспринимает мир не непосредственно, а как бы через объектив, теряя границы зрелища и реальности. Кинематограф – это и способ бегства из мира в иллюзию, но одновременно и способ возвращения в мир, открытия мира, нового взгляда на повседневные вещи. Это и явный путь убивать время за экраном, и путь осознать ценность мгновения. Это и причина потери контакта с миром (виртуализации) и причина возвращения чувства реальности. Один полюс свойств экрана от другого, противоположного, отделяется лишь осмысленной педагогической деятельностью. Влияние экрана на школьников будет только усиливаться, этот процесс как неотвратимый педагогам, системе образования важно «возглавить», то есть ввести в поле своей работы, осмыслить и направить на решение актуальных образовательных задач. Экран как необузданная стихия ослабляет авторитет учителя и школы. В этой стихии, увы, тонут и редкие шедевры мирового кино, будучи перемешанными с рекламой подгузников и потоком киномакулатуры, но осмысленный и «прирученный» экран может стать мощнейшим материалом и инструментом для образования. Даниил САКСОНОВ, киновед, преподаватель киноколледжаИнформация к сведениюВ киноколледже ведется разработка и апробация учебно-методического пособия «Основы экранной грамотности», в котором кинематограф выводится далеко за рамки подготовки кинопрофессионалов.Предполагаемая структура учебно-методического пособия «Основы экранной грамотности»Кино как универсальное образовательное средство. Кино как ключ к освоению текстовой культуры (в том числе актуализация классических книг через работу с фильмами-экранизациями). Кино как ключ к пониманию естественных наук. Кино как ключ к пониманию истории. Кино как средство работы с сознанием и мировоззрением. Кино как средство реализации исследовательских и социальных проектов.Кино как технология. (Серия игровых занятий на тему «Заново изобретаем кино».)Фиксация статического изображения. Создание иллюзии движущегося изображения. Фиксация движущегося изображения. Воспроизведение движущегося изображения. Проекция. Запись и воспроизведение звука. Воссоздание школьниками комбинированного устройства для фиксации и проекции на экран движущегося изображения.Элементы языка экрана (морфология).Различение повествовательного и изобразительного аспектов фильма. Понятие нормативного киноязыка и нормативной киностилистики. Элементы языка кино в момент их рождения и сегодня («языковые» параллели между первыми кинофиксациями братьев Люмьер и видеороликами youtube и т. д.).Элементы языка экрана (синтаксис и семантика). Схемы трактовки и интерпретации кинофильма. Специфика анализа телепередач разных жанров. Специфика анализа интернет-контента как разновидности экранной продукции.Экранная грамотность в творческой практике.(Применение знаний о языке экрана в практической деятельности учителя и ученика.)Создание видеолекций и видеоуроков в школе. Создание учебных и исследовательских фильмов. Создание фильмов в рамках проектной деятельности. Создание фильмов в рамках обучения профессиям.Мнение по поводуОльга КЕРЗИНА, директор киноколледжа: – Кинематограф – тот материал, который очень сильно влияет на сознание современного человека. Отсюда следуют требования к подготовке кинематографистов – тех, кто такой материал создает. Если плохо образованны создатели фильма, это уже в геометрической прогрессии сказывается на зрителях, в частности на школьниках. Молодому человеку нужен опыт работы ассистентом, осветителем, монтажером, чтобы через некоторое время стать режиссером, сценаристом или продюсером. Есть несколько важных моментов. Во-первых, профессии в современной киноиндустрии (как и в любой высокотехнологичной отрасли) меняются очень быстро, нужно несколько лет, чтобы появился образовательный стандарт по какой-то новой профессии, но за это время сама профессия меняется и стандарт устаревает. Поэтому считаю важным совместно с Департаментом образования разработать систему оперативного обновления стандартов СПО. Подобный опыт есть уже в Белгородской области, где специальная комиссия рассматривает и утверждает стандарты по профессиям в ускоренном режиме, благодаря этому становится возможным быстрее установить живые связи между образованием и промышленностью. Образование в таком подходе берет на себя функцию первичного формулирования смысла новых профессий, возникающих в обществе. Во-вторых, в Департаменте образования уже начался серьезный разговор о том, чтобы профильное образование начиналось с более ранних лет. Есть дети, которые очень рано начинают проявлять особые способности, мы должны дать им возможность получать соответствующее образование. Можно связать профессиональные учреждения с общеобразовательными школами, в которых еще нет профессиональных программ. В-третьих, сам тип образовательного стандарта по кинопрофессиям должен быть изменен. Если мы переходим на профессиональное образование с более раннего возраста, то мы не можем сразу человека направлять в узкую специальность, поскольку его способности еще должны проявиться и развернуться. Первый и даже второй годы обучения должны быть для студентов киноколледжа достаточно универсальными, независимо от выбранной профессии, они должны пробовать себя в самых разных позициях – творческих, технологических, организационно-управленческих. Это важно еще и потому, что в кинематографе огромный спектр профессий, и каждый участник съемочной группы должен понимать, как работают другие. И только на позднем этапе обучения должна происходить более узкая специализация.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте