Вот и пролетело, пробежало, промчалось пять лет со дня предыдущей отчетно-выборной конференции, пять лет упорного и плодотворного труда. Прошедший период был достаточно напряженным для всего московского учительства и для педагогов Южного округа в частности.
Как говорится, каждый прожитый год можно сравнить с прочитанной книгой: перелистнув последнюю страницу, хочется проанализировать, переосмыслить все содержание, поговорить о проблемах, сделать акцент на том, что реализовано не до конца, определить задачи, которые предстоит решить в следующие пять лет.Введение новой системы оплаты труда, распределение нагрузки, разработка нормативно-правовой базы, участие в работе управляющего совета, аттестационной комиссии, решение социальных вопросов педагогов, формирование благоприятного климата в трудовом коллективе, защита прав и интересов работников, направленных на повышение уровня жизни, – все это было и остается в поле зрения профсоюза. Объединение образовательных организаций в комплексы ставит перед нами новые вопросы о месте и роли профсоюза в условиях реорганизации. Этой теме мы посвятили много семинаров, круглых столов, статей и выступлений. Главная задача в этом направлении – сохранить первичные организации, укрепить профсоюзные позиции, повысив профсоюзное членство, чтобы ПК оставался представительским органом, имел влиятельную силу в коллективе, которую признают работники и с которой считается руководитель.Никто не будет спорить, что качество деятельности первичных профсоюзных организаций напрямую зависит от правовой грамотности и организаторских способностей лидера. Сегодня мы предъявляем к председателю жесткие требования. Чтобы иметь право участвовать в управлении образовательной организацией, обсуждать острые вопросы, защищать интересы работников и отстаивать свою точку зрения, он должен не только знать проблемы и особенности коллектива, но и быть юридически и экономически грамотным. К сожалению, не все председатели к этому готовы – в силу возраста, нехватки времени, а иногда и нежелания менять что-то в своей работе, как результат – частая смена профлидеров в отдельных учреждениях. В связи с этим хочу еще раз отметить, что необходим серьезный подход к выборам председателя первичной профсоюзной организации. Это должен быть человек, пользующийся авторитетом в коллективе, которому доверяют, к кому можно обратиться со своими трудностями за советом. Такой лидер старается разрешить любую конфликтную ситуацию мирным путем, и прежде всего не боится брать на себя ответственность в решении тех или иных вопросов. Кроме того, он должен обладать такими личностными качествами, как сдержанность, воля, настойчивость, решительность, чувство долга. Ему необходимо уметь воздействовать на людей и взаимодействовать с ними, ведь к каждому человеку приходится искать свой подход, учитывать какие-то факторы, а для этого обязательно потребуются искусство общения, коммуникабельность. Для настоящего лидера разбираться в людях не меньший талант, чем умение управлять ими. В идеале это человек, способный создать команду единомышленников, организовать их деятельность для достижения общей цели, человек трудолюбивый, настойчивый, умеющий создать в коллективе атмосферу психологического комфорта, доброжелательности и взаимной поддержки для всех сотрудников учреждения. Во многих образовательных организациях нашего округа уже прошли отчетно-выборные собрания, члены профсоюза сделали свой выбор. В большинстве своем председатели первичных организаций многоструктурных комплексов – это учителя-предметники. Анализируя результаты мониторинга, мы пришли к выводу, что нагрузка их в условиях реорганизации ничуть не уменьшилась, а возросла многократно: учебные часы, классное руководство, научно-проектная деятельность, участие в работе методических объединений и педагогических советов. Никто не отменял для них обязанности проверять тетради (преимущественно по ночам), готовиться к урокам, дежурить по школе, так как мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников не только на уроках, но и на перемене. Координация профсоюзной работы всех структурных подразделений комплекса (а некоторые комплексы включают в себя более 10 зданий!); согласование локально-нормативных актов образовательной организации, расписания занятий, графика отпусков сотрудников, инструкций по охране труда и других важных документов; разработка профсоюзной документации – планирование и отчеты всех комиссий и ППО в целом, протоколы заседаний ПК. Ни для кого не секрет, что разработка, заключение и регистрация коллективного договора зачастую целиком и полностью ложится на плечи председателя ППО. А еще организация профсоюзных собраний и досуговых мероприятий, регулирование отношений в коллективе, материальная ответственность за расходование профсоюзных средств… Результаты собеседований с председателями первичек показывают, что во всех образовательных организациях материальное стимулирование председателей разное – от полутора тысяч до десяти тысяч рублей, и не ежемесячно. Некоторые наши коллеги, получив письмо департамента и горкома профсоюза с рекомендациями об установлении надбавки председателю ППО из стимулирующей части фонда оплаты труда за социально значимую работу, даже не выносили этот вопрос на обсуждение коллектива, поскольку профсоюзная деятельность – работа общественная, а за нее денег не платят. Эта работа благородная, но не всегда благодарная. Когда в коллективе все хорошо, забота профсоюза воспринимается как должное, но стоит только один раз оступиться – забыть поздравить работника с каким-либо событием в его жизни или, не дай бог, допустить конфликтную ситуацию, сразу негодование: «Куда смотрит профсоюз?!»Деятельность профсоюзного лидера требует огромных душевных и временных затрат, а иногда и самоотречения. Работа с людьми всегда связана с большим количеством стрессов, постоянной повышенной нагрузкой. К сожалению, в сутках всего лишь 24 часа, возможности человека не безграничны. А ведь есть еще и семья…Да, профсоюзный лидер должен проявлять заботу о каждом работнике и о коллективе в целом. А кто позаботится о профсоюзном лидере? Конечно, мы премируем наших председателей по результатам рейтинга первичных профсоюзных организаций, награждаем победителей профсоюзных конкурсов грамотами и призами, поздравляем с юбилеями и профессиональными праздниками, приглашаем в театры и концертные залы, в особых случаях выдаем материальную помощь из средств ТПО. Осознавая, что профлидеру необходимо быть прогрессивным человеком, огромное внимание мы уделяем и обучению председателей. В округе систематически проводим повышение квалификации лидеров первичных организаций. Ежегодно школу профсоюзного актива посещают по 50-60 человек. Занятия проводят на базе различных учреждений, с тем чтобы председатели ПК не только теоретически, но и практически могли ознакомиться с работой лучших организаций, обменяться опытом. Мы рассматриваем все аспекты деятельности профсоюза: планирование работы и ведение документации, финансовая работа, мотивация профсоюзного членства, наградная культура, охрана труда, коллективный договор, защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюза, имидж профсоюзного лидера, передовые технологии в работе профсоюза. С большим интересом наши председатели посещают семинары на базе Центральных профсоюзных курсов МФП в поселке Правда Московской области, принимают участие в подготовке и проведении конкурсов первичных профсоюзных организаций «Мой профсоюз», «Профлидер», которые призваны поднять престиж, укреплять авторитет и формировать современный имидж профсоюзного лидера. Формирование кадрового резерва – одна из самых актуальных задач. В настоящий момент мы пересмотрели всю систему подготовки профсоюзных кадров, разрабатывая новую программу обучения, приблизив ее к реалиям сегодняшней системы образования, которая будет состоять из школы профсоюзного актива отдельно для начинающих председателей первичных профсоюзных организаций, председателей образовательных комплексов и их заместителей. Программой также предусмотрены организация консультаций и проведение циклов обучающих семинаров для членов ревизионных комиссий, уполномоченных по охране труда от профсоюза, для профактивов по различным направлениям деятельности – вопросам делопроизводства, работе с молодежью, работе с ветеранами, информационной работе, работе аттестационной комиссии, планируем также проведение семинаров для начинающих руководителей ОО по трудовому законодательству и социальному партнерству. На наших ежемесячных совещаниях председателей ППО мы стараемся предоставлять всю необходимую информацию на текущий момент, но профсоюзному лидеру сегодня необходимо изучать первоисточники: новые федеральные законы, проекты законодательных актов, постановления правительства и другие нормативные документы по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза, то есть заниматься самообразованием. Для этого необходимо время. Его катастрофически не хватает. Но нормальная работа профорга невозможна без правильной организации, в этом нам поможет мудрый руководитель. Сегодня образовательным организациям дана полная самостоятельность в распределении ресурсов (в том числе и кадровых), реформировании штатного расписания. Каждый современный руководитель заинтересован иметь надежного социального партнера в лице грамотного профсоюзного лидера и в том, чтобы в учреждении был человек, занимающийся социальными вопросами трудового коллектива. Для этого необходимо создать такие условия, чтобы сочетание педагогической нагрузки, общественной работы и оплаты труда председателя было оптимальным. Сегодня благодаря открытости системы московского образования и в связи с реализацией 273-ФЗ мы имеем возможность зайти на сайт любой образовательной организации, получить полное представление о деятельности профсоюза, ознакомиться с коллективным договором и со всеми локально-нормативными актами. Тем, кто задает вопрос «Что нам дает профсоюз?», отвечу так: заходите на сайты МГО и ТПО профсоюза, просматривайте профсоюзные странички на сайтах образовательных организаций, слушайте селекторный «Профсоюзный час» по вторникам, читайте «Учительскую газету-Москва» – и вы будете в курсе всех профсоюзных событий.Как идет работа в вашей организации – это целиком и полностью зависит от вас. Выбор профсоюзного лидера делаете вы в своем коллективе. Не будьте равнодушными! Проявляйте активность, и ваша жизнь станет насыщенной и многогранной.Ольга СОБОЛЕВА, председатель Южной окружной организации Общероссийского профсоюза образования
Комментарии