Средства массовой информации периодически рассказывают об открытии в том или ином регионе очередного стадиона, способного вместить в себя население маленького поселка, грандиозного бассейна, в котором могут одновременно плавать жители сразу нескольких деревень, спорткомплекса, размером с государство Монако и т. д. При этом ситуация с оснащением обычным спортивным инвентарем рядовых школ в тех же регионах продолжает оставаться крайне напряженной. Об этой и ряде других сопутствующих проблем рассказывает директор по развитию Всероссийской федерации школьного спорта, председатель технического комитета ВФШС Дмитрий ХОЛОДНЯК.
– На сегодняшний день вопрос материально-технического обеспечения спортивных объектов и образовательных учреждений спортинвентарем стоит, как никогда, остро. Какой-либо централизованной структуры или системы, призванной решать его, сейчас просто нет, она умерла вместе с началом перестройки. И подавляющее большинство школ, лицеев, гимназий имеет крайне обветшавшее оборудование, которое устарело не только физически, но еще и морально.
– Дмитрий Григорьевич, в чем конкретно выражается это моральное устаревание?
– Многое из того, что есть в школьных спортзалах, сейчас уже попросту не нужно. Например, взять то же оборудование для спортивной гимнастики. Само по себе оно, может быть, и вполне качественное, однако на фоне снижения квалификации учителей и падения интереса к предмету у учеников коэффициент его использования равен примерно одному проценту. Те же брусья, например, козлы, кони, кольца, бревна – все это востребовано лишь несколько уроков на протяжении всего периода обучения. Разве только учитель физкультуры сам не гимнаст (что крайне редко) и не будет стремиться всячески прививать любовь к спортивной гимнастике везде, где только можно.
– Но ведь те же кольца никому не мешают, а привести их “в боевую готовность” можно за минуту.
– Проблема в том, что любое оборудование имеет смысл рассматривать только в свете применяемых учителем методик. Раньше, например, вообще все физическое воспитание в образовательных учреждениях базировалось почти только на одной спортивной гимнастике. Но это объяснялось весьма просто – будущий военный должен был уметь легко вскакивать на коня, преодолевать полосу препятствий, прыгать через ров, перебегать по бревну через ручей, метко бросать гранаты и т. д. Сейчас, согласитесь, совсем иное время, которое диктует совсем иные подходы.
На сегодняшний день не существует единого мнения (да и мнения вообще), что есть урок физкультуры в школе. Большинство педагогов понимают его так, как умеют. В итоге непонятно, что же на самом деле ученик должен уметь на выходе.
– Раньше это не было проблемой – он должен был выполнять нормы ГТО.
– В принципе ничто не мешает нам и сегодня эти нормы опять ввести. Другой вопрос, а того ли мы добиваемся, к тому ли стремимся? Ведь тут мы оцениваем всего лишь физические кондиции ученика плюс некий набор теоретических знаний, которые нам кажутся полезными. Однако дети сейчас не настолько здоровы, чтобы заставлять их всех бегать 100 метров за 13 секунд и подтягиваться 12 раз. И вообще, на мой взгляд, нужно добиваться совсем иных результатов – надо научить ребенка относиться к своему физическому здоровью, к своему телу с точки зрения спортивной культуры. Надо постараться сделать так, чтобы каждому ребенку самому хотелось развивать силу, ловкость, выносливость, совершенствоваться, делать зарядку, заниматься тем или иным видом спорта, да и просто вести активный образ жизни. Тогда можно было бы вполне обойтись и без третьего урока физкультуры.
– А возможно ли вообще реализовать такой подход за два урока?
– Да, вполне возможно. Этим пытались заниматься сразу после перестройки, введя урок валеологии как науки о здоровом образе жизни. Тогда действительно существовал комплексный подход, когда мы учили ребенка не просто выполнять какое-то физическое упражнение, но рассказывали и показывали, какие при этом мышцы развиваются, что это дает, чему сопутствует и т. д. Но по каким-то причинам (в большей степени надуманным) от валеологии отказались, и теперь ученику очень сложно понять, почему он должен заниматься на перекладине, зачем нужны брусья, что дают ему упражнения на кольцах и т. д. Вот зачем, скажите, среднестатистическому ребенку сегодня нужно уметь толкать ядро или метать гранату дальше всех? Какой смысл во всем этом? В жизни это ему вряд ли пригодится. Потому-то урок физкультуры из некогда самого любимого для большинства детей превратился в ненавистный, от которого стараются “откосить”. А ведь достаточно донести до ученика очень простую мысль, что укрепление мышц спины и пресса способно избавить его в будущем от половины существующих заболеваний, и дальше любое упражнение он будет выполнять с совсем иной мотивацией.
– Этого вряд ли можно достичь модернизацией одной только физкультуры в школе. Тут нужно комплексное воздействие на большинство других предметов и предметников.
– Разумеется, все в школе должны понимать: урок физкультуры несёт образовательно-оздоровительную нагрузку, при этом главное, чему мы должны научить ребенка, – это быть здоровым, держать себя в тонусе, тренировать и совершенствовать свое тело. Сейчас почему-то совсем забылось, что физкультура – это все-таки раздел культуры, а ведь культура – это мера познания, в том числе и самого себя. И если с нашей помощью ребенок сумеет усвоить эту простую мысль, все остальное он либо доберет сам после уроков, играя с товарищами на улице, либо на секциях под руководством опытных тренеров.
– Вернемся к материально-технической базе. Как мы знаем, ситуация в плане оснащения школ компьютерами, мебелью, учебной литературой за последние годы заметно изменилась к лучшему, школы централизованно подключили к Интернету, оснастили компьютерными классами, оборудовали предметные кабинеты. Неужели физкультуре и спорту в этом плане внимания совсем не уделяют?
– Увы, к сожалению, так и есть. Наиболее важный с точки зрения здоровья предмет на сегодняшний день менее всего разработан как в теоретическом, так и в практическом плане. И спортзалы оснащены точно так же, как полвека назад, словно ничего не изменилось за это время. Причем каких-то перспектив в плане изменения ситуации, несмотря на различные декларации и громкие выступления первых лиц, просто нет.
– Возможно, многие руководители системы образования на местах все-таки понимают всю важность момента и делают все для модернизации спортзалов в школах?
– Действительно, отдельные примеры есть, но их можно пересчитать по пальцам. В конце прошлого тысячелетия в рамках московской городской целевой программы развития образования были комплексно переоборудованы 800 школ, однако на том все и закончилось. В других регионах, насколько мне известно, ничего подобного не проводилось. А в столице просто нашлась солидная коммерческая структура, которая выделила средства, взяла дело под свой контроль и довела его до конца. Больше на такой подвиг никто не решился.
– Что же такого необычного было тогда сделано в этих 800 школах?
– Учитывая то, что основное внимание в образовательном учреждении следует уделить именно общей физической подготовке, а отнюдь не натаскиванию детей на отдельные виды спорта, как это сейчас повсеместно практикуется, там были установлены различные тренажеры для укрепления самых различных групп мышц, всевозможные эспандеры и пр. Это позволило задействовать на уроках максимальное количество учеников, и каждому, от детей из групп здоровья до юных спортсменов, найти свое занятие и свои упражнения, посильные и интересные.
Но потом почему-то решили, что школе гораздо нужнее дорогие футбольные ворота и баскетбольные стойки, хотя стоят они гораздо дороже, да и интересуют далеко не всех учеников. Проблему усугубило еще и отсутствие стандартов оснащения спортивных залов, а также введение злосчастного ФЗ-94. Поэтому каждый руководитель стал приобретать то, что сам считал нужным, кто во что горазд. И в школу поступило либо дешевое, но далеко не самое качественное оборудование, либо очень высококачественное и дорогое, но никому не нужное.
– Насколько важен этот стандарт на сегодняшний день?
– Без этого документа невозможно вообще сдвинуться с места. И любые средства, сколько бы их ни выделяли, будут уходить в песок, так как совершенно непонятно, что же на самом деле школе нужно, а без чего она вполне может обойтись. Замечу, что это напрямую касается также и проблемы безопасности детей, и даже их жизни, ведь неправильно установленный турник, бракованная шведская стенка или неисправный тренажер могут привести к трагедии…
– Куда же делись те стандарты, по которым школа была оснащена раньше, до перестройки? Если нет новых, то почему нельзя взять за основу хотя бы их?
– Повторюсь, что советские стандарты были хороши для своего времени, они полностью соответствовали требованиям, предъявляемым к уроку физкультуры в те времена, а также тем методикам, которыми владел рядовой учитель. Но, как я уже сказал, сейчас все очень сильно изменилось, включая здоровье и предпочтения самих детей, при этом материально-техническая база значительно устарела. В итоге мы сейчас имеем лишь принятый недавно и весьма расплывчатый образовательный стандарт, в котором ничего не прописано конкретно. А вот стандарта оснащения образовательных учреждений спортинвентарем у нас нет, и это очень плохо.
– Но может, он все-таки есть?..
– Тогда это должен быть какой-то очень секретный стандарт, ибо я его нигде не видел, а также не знаю ни одного специалиста, знакомого с таким документом. Нечто отдаленно напоминающее его представляет собой перечень, прилагаемый к образовательным стандартам в области физического воспитания, но он практически полностью повторяет то, что было прописано еще в старой советской школе. То есть изменений за последние десятилетия не было никаких.
Поэтому сейчас ВФШС пытается инициировать разработку новых стандартов хотя бы в их базовом компоненте. Это должно касаться общей физической подготовки, минимального набора инвентаря для спортивных и подвижных игр, для незаслуженно забытого туризма, а также для оснащения тренажерных залов.
Для школ, кстати, совершенно не обязательно приобретать очень дорогие тренажеры, которые установлены в городских фитнес-клубах, главное, чтобы они были качественными и отвечали поставленным задачам. Кроме того, их с успехом можно заменить и более простыми приспособлениями, однако к ним обязательно должны прилагаться не только соответствующие сертификаты, но и методики, по которым учитель должен уметь работать.
Наличие всего этого поможет осуществить общую подготовку для всех категорий учащихся с применением элементов фитнеса, аэробики и т. д. К чему, собственно, и следует стремиться. Ведь детям это, как правило, нравится, потому что по силам.
Такой подход имеет не просто мощный оздоровительный эффект, но и приучает детей заниматься физкультурой.
– Существует мнение, что хороший педагог (например, математик, географ или физик) всегда сумеет организовать работу детей на уроке, даже имея в руках всего лишь кусочек мела и тряпку. С этой точки зрения, хороший учитель физкультуры вполне может обойтись без спортинвентаря и тренажеров. Так ли это?
– Возможно, это и так, однако подобная точка зрения весьма опасна, потому что позволяет чиновникам от образования думать, будто в школе можно вообще обойтись без всего, а кто не сумел, тот плохой учитель и сам виноват. На самом деле школа – это модель общества. И если в нашем обществе люди ходят в нормальные фитнес-клубы, играют в хорошо оборудованных спортивных залах и занимаются на удобных тренажерах с квалифицированными тренерами, то почему же мы наших детей должны учить на пальцах? Кроме того, делать ставку на хороших учителей, которые могут все и забесплатно, не стоит, их слишком мало в масштабах страны, и большинство из них, увы, ушли из школы в силу слабой материальной заинтересованности.
Если школу оснащают совершенными средствами коммуникации, мультимедийным и проекционным оборудованием, различными электронными УМК, то предмет «Физическая культура» не может и не должен стоять в стороне, его модернизация должна коснуться в той же мере, а может, и в большей степени. Поэтому ставка на минимализацию финансирования под предлогом “чтобы играть в футбол и волейбол, с вас достаточно пары мячей”, мягко говоря, ошибочна.
Поэтому ВФШС настаивает на принятии комплексной программы материального оснащения школ страны, их методического и кадрового обеспечения, а также выступает за информатизацию процесса обучения и воспитания детей на уроках физкультуры и в их внеурочной деятельности. Нужны не только пресловутые скакалки и гантели, но спортивные сайты и порталы, где каждый ученик, учитель и родитель смогли бы найти для себя что-то интересное, в том числе касаемо спортивных новостей, рекомендаций тренеров или расписаний занятий секции. Необходимо уйти от спортивного принципа в преподавании, когда ставка делается на бег, прыжки, лыжные гонки и т. д., потому что всё это может заинтересовать лишь какую-то определенную часть учеников, а нам важно охватить максимум (в идеале всех) детей, приобщить их к здоровому образу жизни, регулярным занятиям.
А чтобы от деклараций перейти к конкретным результатам, необходимо реализовывать все комплексно. Потому что если спортзал будет просторным и изобилующим самым новым снаряжением, но в нем будет учитель, привыкший только к футболу и волейболу, эффект будет совсем не тот, что нам хотелось бы. А если учитель будет готов работать по новейшим методикам, но у него не будет под рукой ничего или о его возможностях не будет знать никто из родителей учеников, это также не поможет делу. Ситуация, когда есть все, но не хватает педагогов, в комментариях не нуждается. Так что все нужно развивать в системе, в комплексе.
– Как известно, система учебного книгоиздания – огромный лакомый кусок, потому что книги нужны сотням тысяч детей по всей стране. Почему то же самое не произошло с системой снабжения школ спортинвентарем, ведь он, по сути, тоже необходим всем детям?
– К сожалению, в области создания и производства спортинвентаря, постройки спортивных сооружений для детей у нас в стране осталось очень мало грамотных специалистов. Сейчас этим занимаются все кому не лень со всеми вытекающими результатами – футбольные ворота ежегодно падают, калеча или убивая ребят, созданные тренажеры простаивают, потому что на них неинтересно заниматься, инвентарь плохого качества быстро выходит из строя, а площадки скоро превращаются в заросшие пустыри с ямами и лужами. Доходит до того, что строители даже не знают, как правильно повесить баскетбольное кольцо или размерить волейбольное поле.
– То есть без стандартов и тут не обойтись. Что же необходимо для их принятия?
– Прежде всего осознание того, что они жизненно необходимы, а также политическая воля, способная организовать для их создания заинтересованных и компетентных специалистов.
Нужен не только стандарт оснащения образовательных учреждений (крытых и открытых), но и стандарт на используемое в этих учреждениях спортивное оборудование. Это крайне важно, поскольку такое оборудование является источником повышенной опасности, а задействованные сейчас спортивные помещения очень часто крайне тесны и неудобны для занятий.
Не стоит забывать и про соответствующие СанПиНы, которые также крайне скудны и плохо прописаны в отличие от тех же санитарных правил и норм на уроках труда, химии или информатики. Их также необходимо радикальным образом пересмотреть и принять как можно быстрее. Ведь, по данным Роспотребнадзора, сегодня 70% всех школ страны полностью соответствуют требованиям в области оснащения спортивным инвентарем и оборудования спортивных помещений. Да, соответствует, но не потому что школы хорошо оснащены, а потому что это такие ущербные СанПиНы. Формально вроде бы все в порядке, не к чему придраться, а на деле…
Конечно, в системе образования, как известно, свои законы, и она живет по несколько иным правилам и нормам, нежели система спорта, однако международный опыт показывает: введение таких стандартов автоматически снижает в два раза детский травматизм на уроках физкультуры и при занятиях на спортплощадках.
Добавлю, что если в каком-то отдельном регионе будут разработаны такие стандарты, этот опыт может быть взят за основу и распространен и на другие территории.
Как раз для анализа ситуации и разработки путей ее решения при ВФШС создан наш технический комитет, куда вошли не только педагоги и методисты, действующие преподаватели физической культуры школ России, но также профессиональные спортсмены и производители спортивного снаряжения и инвентаря.
– Очень часто бывает, что какие-либо нововведения, пусть даже трижды революционные и передовые, пробуксовывают по одной простой причине: верхи-то могут, но вот низы не хотят. Не получится ли здесь так?
– Нет, тут как раз понимание важности момента присутствует, прежде всего, именно у низов, осталось возбудить желание и возможности верхов.
– Но ведь то, что предлагаете вы, довольно сильно отличается от того, к чему привыкли рядовые учителя физкультуры! Разве может преподаватель, который 20-30 лет учил детей кататься на лыжах и кидать гранаты, начать эффективно и охотно внедрять элементы фитнеса и аэробики для всех детей, в том числе для тех, кого он привык видеть сидящими на скамейке со справками от врача?
– А вот для этого крайне важно мотивировать учителей, поддержать их материально, а не принуждать, как всегда, в приказном порядке. Поэтому вопрос повышения заработной платы педагогам неразрывно связан со всеми перечисленными выше направлениями модернизации образования. Что же до овладения новыми методиками и подходами, то на это есть система повышения квалификации учителей, сеть ИПКРО по всей стране. Необходимо начать подготовку и переподготовку педагогов с привлечением спортсменов и тренеров, а также учителей-методистов и волонтеров из числа спортсменов. Но конечно, радикально изменить что-то можно, только привлекая в школу молодых специалистов, заинтересовав их и создав все условия для работы.
– Дмитрий Григорьевич, как вы считаете, по каким критериям можно оценить работу учителя физкультуры? Ведь если уйти от результативности в плане “кто быстрее пробежал” или “кто выше прыгнул”, то что остается в итоге? C другими предметами, согласитесь, гораздо проще: есть определенный набор знаний, за которые тебе и выставляют отметку.
– Новая система оплаты труда предполагает не только оплату за успеваемость и количество отличников, любой положительный результат деятельности школьника может быть рассмотрен как итог работы его учителя – победа в соревновании, поддержка с трибун, написание статьи о соревновании, создание интернет-странички, сочинение “кричалки” и т. д. А главное – необходимо учитывать положительную динамику физического развития школьников, увеличение количества детей, которые занимаются спортом, регулярно участвуют в соревнованиях, ходят на тренировки и просто глубоко интересуются спортивной тематикой. Важно, чтобы директор реально смотрел на все это и не делал ставку только на отдельных «звездочек» в отдельных классах, способных принести “золото” школе. Потому что в этом случае будет, как сейчас: все внимание уделено одному спортивно развитому ученику, а остальные, “обычные”, никого не интересуют. Задачи учителя физкультуры в средней школе совсем не те, что тренера в спортивной школе, а значит, и оценивать их работу нужно принципиально по-разному.
– Переход со старых рельсов на новые, наверное, потребует огромных затрат и сил…
– Не настолько больших, как можно подумать. Мы подсчитали, что на полное переоснащение одной школы вместе со спортивным городком, тренажерами и инвентарем потребуется порядка 5 миллионов рублей. Много? На самом деле гораздо меньше, чем строительство в регионах громадных стадионов и колоссальных ледовых дворцов, которые загружены на 10-15%, не более, и, как правило, пустуют большую часть времени. Нам пора уйти от гигантомании и начать развитие спорта со школы, сделав именно ее центром культуры, в том числе физической. Тем более что согласно оценкам независимых экспертов инвестиции в школьный спорт и физическую культуру примерно в 6-8 раз эффективнее традиционных капиталовложений, когда чиновники все усилия и средства сосредотачивают на каком-либо одном солидном объекте. Причем эффект от вложений в школьный спорт много выше, чем от вложений в обычный спорт, так как тут мы автоматически решаем проблемы как здоровья, так и успеваемости, занятости, боремся с детской преступностью, помогаем наладить связь школы и семьи и т. д.
Для достижения положительного результата очень важно создать экспериментальные площадки в регионах, чтобы на их примере показать успешность новых подходов, эффективность нового оборудования и современных методик. А затем этот опыт можно также тиражировать в регионы, усовершенствуя его и корректируя с учетом тех или иных особенностей.
Фото автора
Комментарии