В начале ХХI века все больше молодых отдают предпочтение среднему профобразованию. И необязательно останавливаются на достигнутом, многие идут потом в вузы. Но при этом резонно рассуждают – прежде надо выучиться конкретному делу.
Между прочим, чтобы овладеть кузнечным ремеслом в конце ХVIII века, нужно было потратить пять лет, а если ученик оказывался недостаточно прилежным, то мог и неустойку своему наставнику заплатить – 5 рублей, столько тогда стоила усадьба в провинциальном городе. Сейчас же в России свыше 2700 учебных заведений СПО, в них около 2,3 миллиона студентов, обучающихся там более чем по 280 специальностям. В прошлом году прием в средние специальные заведения увеличился на 78 тысяч, а количество студентов – на 164 тысячи человек. Особенно высоким был конкурс на специальности технического профиля, информатики и вычислительной техники. Сегодняшние техникумы и колледжи не сравнить с теми, что были еще десять лет назад. Реформы в образовании коснулись и СПО. Так, в прошлом году была принята Программа развития среднего профессионального образования России на 2000 – 2005 годы. А на недавней коллегии Министерства образования России подводились ее первые итоги.
– В результате совместной работы Минобразования России и более 20 отраслевых министерств и ведомств появился проект обновленной версии Классификатора специальностей среднего профессионального образования, – рассказывает начальник управления СПО Петр Анисимов. – Мы сократили некоторые специальности – в них сейчас просто нет потребности. И в то же время, чтобы расширить подготовку кадров для социальной сферы, ввели три новых – “организацию воспитательной деятельности”, “адаптивную физическую культуру” и “стоматологию профилактическую”. Требования к специалисту среднего звена сейчас поменялись, и потому появилась необходимость в новой модели стандарта среднего профобразования нового поколения, создана автоматизированная информационно-поисковая система “Общероссийский фонд государственных образовательных стандартов среднего профобразования”. Одна из важных проблем – обеспечение преемственности СПО с другими уровнями. Это учли в Программе развития СПО: разработали примерные учебные планы по 9 наиболее массовым специальностям СПО на базе родственных профессий начального профобразования.
К сожалению, в последнее время ослабели связи учебных заведений с потребителями кадров. По статистике, 17 процентов ребят, окончивших дневную форму обучения в СПО, не могут найти работу. И потому сотрудничество с предприятиями, со службой занятости – одна из важнейших задач руководителей СПО. Кстати, сейчас уже около 60 процентов средних специальных учебных заведений заключили договоры о социальном партнерстве. Иначе как провести практику у студентов, стажировку преподавателей? Без представителей предприятий не обходятся сегодня и профессиональные конкурсы мастерства, студенческие конференции. Особенно заинтересованы средние специальные учебные заведения в сотрудничестве с Торгово-промышленной палатой. Согласитесь, это солидный партнер. Сегодня на территории России активно работают 150 филиалов палат, а помимо них, есть еще 12 зарубежных представительств. Поэтому не случайно на коллегию по обсуждению первых итогов Программы развития СПО пригласили вице-президента Торгово-промышленной палаты Александра Чеснокова.
– Торгово-промышленная палата готова к сотрудничеству с заведениями среднего специального образования. Причем по самым разным направлениям – мы будем участвовать в оценке качества подготовки специалистов, разработке и экспертизе учебных планов, организации ярмарок вакансий. Интересными и многообещающими могут быть совместные инвестиционные проекты, мы поделимся с учебными заведениями и своими научно-методическими разработками.
Разработчики программы не забыли о студентах – планируется повышение стипендий, а чтобы ребята не оказались в рядах безработных, разработана новая учебная дисциплина “Навыки поиска работы”.
…Все профессии нужны, все профессии важны, вспомнилась мне строчка из далекого детства. Главное, чтобы были они по душе избравшему их, и тогда он станет настоящим профессионалом.
Светлана РУДЕНКО
Комментарии