search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе В Минпросвещения ответили на предложение отменить ЕГЭ Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Срываемся на детях: чем опасен родительский крик Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования
0

Кто ответит за синего пингвина? Все дружно указывают на государство

Школьные учебники депутаты, чиновники и даже ученые читают нечасто. Разве что в портфель к собственным детям или внукам заглянут и поинтересуются: чему учат чадо? Во время парламентских слушаний «Роль и задачи государства в создании эффективной системы контроля за качеством учебников», которые прошли в Совете Федерации, учебные книги цитировались широко и эмоционально.

Слова, слова, слова

Руководитель Департамента образования Москвы Любовь КЕЗИНА раскрыла на трибуне Совета Федерации учебник-хрестоматию по литературе для 5-го класса Тамары Курдюмовой и прокомментировала: «Приведу отрывок: «И приходят жеребцы из морских коней на запах этих кобыл, выходят на сушу и осматриваются, но никого не видят, и тогда они вскакивают на кобыл и удовлетворяют свою нужду, и слезают с них, и хотят повести их с собой, но кобылы не могут уйти с жеребцами, так как они привязаны». Все бы ничего. Что, пятиклассники не знают, как рождаются кобылы или жеребцы? Знают. Но как можно пересказать эту сказку коллективно, распределив при этом роли?! А это задание учебника».

Сергей МИРОНОВ, председатель Совета Федерации, предъявил претензии к учебникам истории: «Фактический материал для школьных учебников не должен отбираться тенденциозно и односторонне. Так, в учебнике «История государства и народов России. XX век» Александра Данилова и Людмилы Косулиной портреты белых генералов Алексеева, Деникина, Колчака, Юденича, Врангеля представлены полно, из красных командиров упомянуты лишь Троцкий, Фрунзе. В целом не должно быть никакой идеологии, в то же время учебник должен воспитывать чувство гордости учеников за свою историю, свою Родину. Нам не нужно стыдится ни одной страницы нашей истории.

Отдельная проблема – освещение Великой Отечественной войны. Ведется целенаправленная кампания по преуменьшению значимости вклада Советского Союза в победу над фашистской Германией. В учебниках не должны допускаться такие двусмысленные высказывания, как, например: «Если вы, провожая ребенка в школу, жалеете, что школа эта не в Америке и не в Англии, не переживайте».

К числу недостатков существующих учебников по истории можно отнести явный приоритет политической истории над всеми остальными сторонами жизни общества. Недостаточно освещается история культуры, повседневная жизнь людей, слабо отражена роль женщины в истории».

Ректор Московского педагогического государственного университета Виктор МАТРОСОВ огорчился, увидев, что в книгах для начальной школы развлекательность иногда превалирует в ущерб научной составляющей: «В учебнике «Окружающий мир» нарисован синий пингвин с четырьмя пальцами. В учебнике для первого класса используются термины «симфоническая полнография» и «симфоническая полнофония».

Коллективная… безответственность?

Как организован отбор учебников для федерального перечня, каким образом проходит экспертиза по новым правилам, сколько книг поступает на рассмотрение экспертов и сколько из них выдерживают строгую «читку», рассказали чиновник Минобразования РФ, а также представители экспертных организаций – Российской академии наук, Российской академии образования, Московского педагогического государственного университета, Российского государственного педагогического университета. Позицию главы Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ Исаака КАЛИНЫ наши читатели уже изучили (в «УГ» №28 за 10 июля 2007 г.), так что его доклад на парламентских слушаниях пересказывать не буду. А вот на какую проблему указал вице-президент Российской академии наук Валерий КОЗЛОВ: «В этом году в РАН поступило на экспертизу 423 учебника от 23 издательств и одного автора, который, минуя издательство, представил свою рукопись. Настораживающий момент: среди них есть те учебники, по которым мы в 2005-м, 2006 году давали отрицательные заключения, то есть мы будем их смотреть по третьему, четвертому, пятому разу. Это говорит о том, что издательства не придают должного значения книгам, которые они предлагают в федеральный комплект».

Получается, что существующая система контроля за учебниками нуждается в совершенствовании. Иначе «Откуда берутся эти примеры из федерального перечня?» – справедливо заметил учитель математики 7-й московской школы Сергей ШЕСТАКОВ. Чтобы экспертиза стала по-настоящему эффективной, во-первых, надо сделать ее более открытой, считает Любовь Кезина, вплоть до того, что «эксперты должны печатать свои фамилии на учебнике», а во-вторых, в дополнение к государственно-академической экспертизе надо подключить общественную. Идею личной ответственности поддержали все участники слушаний. Прямо из зала в адрес директора министерского Департамента госполитики прозвучал вопрос: «Кто персонально отвечает за качество учебников?». Исаак Калина был краток: «Персонально за процедуру экспертизы отвечает Департамент государственной политики, за качество экспертизы – руководители экспертных организаций, за качество подаваемых на экспертизу учебников, естественно, издательства». Сергей Миронов резюмировал: «Значит, никто!». Все это напоминает старый анекдот в исполнении Аркадия Райкина: «Кто шил брюки?» – «Мы!»

Практически все выступающие выступили и за то, чтобы расширить список экспертов, в том числе обязательно включить в него учителей. И разработать, внедрить механизм апробации учебной литературы.

Не трясите историков!

Примерную процедуру апробации учебников набросал ректор Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена Геннадий БОРДОВСКИЙ: «Чтобы некая учебная книга стала учебником, первоначально она должна получить статус пробного учебника. После того как книга получит рецензию, она будет запущена в очень широкий, серьезный, практический эксперимент, который должен быть открытым. Если учебник пройдет такую апробацию в течение нескольких лет, тогда можно сказать, что из пробного он стал настоящим».

А обсуждать учебники можно на учительских ежегодных конференциях. Это уже предложение директора Института всеобщей истории РАН Александра ЧУБАРЬЯНА. Он также призвал организовать такие обсуждения в регионах, ведь «региональный компонент в значительной мере вне федерального контроля».

А что же регионы? Конечно, на парламентские слушания были приглашены и представители региональных управлений образования, и провинциальные педагоги. Начальник отдела дошкольного и общего образования Департамента образования Нижегородской области Виктор ШМЕЛЕВ рассказал, как в этом субъекте Федерации происходит контроль качества учебников и призвал федеральные власти подумать о государственном заказе: «Может быть, государство найдет средства и направит их на заказ учебников, на их апробацию, на привлечение к экспертизе не только специалистов РАН и РАО, но и родительской, ученической общественности?»

Всеобщий интерес вызвало выступление учителя истории 31-й средней школы Рязани Анны ИВОНИНОЙ. Анна Ивановна дала несколько конкретных советов. Во-первых, прежде чем писать новые учебники по истории и рецензировать их, нужно решить, будет в школе концентрическая или линейная система преподавания. «Не трясите, пожалуйста, историков!» – попросила рязанская учительница. – В прошлом году в сентябре у нас последняя школа перешла на «концентр», а в октябре сказали, что надо возвращаться к «линейке». Во-вторых, Анна Ивонина четко изложила требования к учебникам: «Учебники должны быть красочными, должны учить думать. Меньше давать текстов, больше деятельностного подхода. Что такое древний мир? Это же сказка. Возьмите учебник и сделайте мотивацию к каждому параграфу из мифов – дети хотя бы мифы будут знать. Среднее звено должно быть ясным и образным. А в 10-11-е классы дети идут целенаправленно изучать историю, там уже будьте добры дать все научные основы, научные подходы».

Издательский взгляд

А что же издательства, которые в конечном итоге и делают те самые учебники, по поводу которых ломаются копья? На слушаниях выступили руководители двух основных издательских концернов, которые обеспечивают российские школы литературой. Оба были некогда чиновниками Минобразования, конечно, подход к проблеме у них государственный. Генеральный директор издательства «Дрофа» Александр КИСЕЛЕВ считает, что качество образования зависит от факторов, в числе которых государственные стандарты образования, учитывающие как состояние современной науки, так и психолого-педагогические аспекты обучения. «Нельзя признать нормальным, что подготовка Госстандарта по общему образованию затянулась на десятилетия. В результате у нас нет обобщенного взгляда, единых подходов к определению цели, задач, сути, общего предназначения школьного образования. Это центральный вопрос, коренным образом влияющий на качество и характер учебной литературы». А предложение генерального директора издательства «Просвещение» Александра КОНДАКОВА оказалось самым радикальным и вызвало бурную поддержку участников парламентских слушаний. Александр Михайлович обратил внимание на негативный факт, о котором никто не вспомнил: есть регионы, весьма плохо обеспеченные учебной литературой, некоторые субъекты – всего на десять процентов. Выход – бесплатное обеспечение школьников учебниками за счет федерального бюджета. «Цена вопроса не такая большая. По нашим расчетам, «началка» бы стоила 1 миллиард 200 миллионов, основная школа – 4 миллиарда и старшая школа – 1 миллиард 300 миллионов в год».

При всей логичности выступлений участников парламентских слушаний нельзя не заметить явной нестыковки. Звучат призывы вернуться к государственному заказу. И вместе с тем все дружно настаивают на персональной ответственности за то, что написано в учебных книгах. Пока непонятно, как объединить эти две тенденции. Или во властных структурах есть конкретное лицо, готовое лично отвечать за все учебное книгоиздание?

Признавая актуальность и объективную необходимость формирования в Российской Федерации эффективной системы государственного контроля за качеством учебников, участники парламентских слушаний Рекомендуют:

Министерству образования и науки Российской Федерации:

– обеспечить широкое привлечение к экспертизе учебников и принятию решения о присвоении грифа учебнику представителей федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений, научных и общественных организаций, педагогических работников – практиков, родителей;

– сократить сроки экспертизы учебников до шести месяцев;

– разработать и утвердить положение о порядке проведения экспертизы учебников экспертными организациями, которое в том числе должно включать критерии оценки качества содержания учебников;

– установить ответственность экспертной организации (экспертов) за качество экспертизы учебников;

– разработать и утвердить единые требования к предметным учебно-методическим комплексам и критерии их оценки;

– проводить предварительную экспертизу учебников на предмет соответствия возрастным особенностям детей;

– рассмотреть вопрос о сокращении количества альтернативных учебников, включаемых в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, до 3-4 учебников по предмету;

– разработать единый концептуальный подход к построению учебника;

– восстановить систему апробации новых учебников в образовательных учреждениях;

– усилить организационную работу по повышению качества выпускаемых учебных изданий и их доступности для обучающихся.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте