Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Кто не знает, в какую гавань плыть, для того не бывает попутного ветра. Московский образовательный комплекс – это хорошо..

УГ - Москва, №32 от 12 августа 2014. Читать номер
Автор:

​…с позиции учителя. Сегодня каждому человеку ясно, что невозможно останавливаться в своем профессиональном развитии, необходимо каждый день учиться чему-то новому. А.Эйнштейн утверждал: «День, в который вы ничего не узнали, – это потерянный день. Нам так много надо узнать – и у нас так мало на это времени!» Для каждого педагога такая позиция не просто важна, а скорее необходима. Крупная образовательная организация расширяет возможности профессионального и личностного развития учителя, усиливается потенциал взаимодействия и обмена опытом, знакомства с передовыми педагогическими практиками не только теоретически, но и в непосредственном взаимодействии с коллегами. В крупной образовательной организации значительно возрастает количество успешных образовательных практик. Мне, как учителю, представляется крайне интересным постоянный обмен мнениями, возможность учиться друг у друга в рамках педагогических советов, мастер-классов, тренингов, общих образовательных событий. Кроме того, увеличивается и число направлений педагогической деятельности, расширяется профессиональный кругозор.

Каждому учителю понятна необходимость системной работы в области преподавания. Проблема преемственности разных уровней образования – от дошкольного до профессионального – до сих пор остается одной из самых острых и болезненных. Переход по этим ступенькам требует от обучающегося времени на адаптацию, вызывает страх и непонимание. Поэтому считаю важным, чтобы и между педагогами были договоренности об общих подходах, понимание особенностей каждого возрастного периода, принятие того ценного дара, который дети получили на предыдущем этапе образования. Здесь есть много линий, требующих общих договоренностей: и оценивание, и планирование занятий, и проведение воспитательной работы, и проектная деятельность, и научные исследования, и взаимодействие с родителями.Не секрет, что уже в детском саду закладывают фундамент будущей успешности человека. Эту линию надо поддерживать и продолжать на всех уровнях. Только в тесной кооперации педагогов возможно получение оптимального результата. В этом  направлении объединение школ, детских садов, учреждений профессионального образования может стать эффективным решением задачи сохранения преемственности в современной системе образования. Это позволит не только расширить берега общей реки просвещения, но и сохранить ручейки и течения индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка.Наконец, в объединении образовательных организаций учитель получает совершенно иные возможности для доступа к новейшему оборудованию, приобретает базу для практических работ с учениками в лабораториях и мастерских, специально оборудованных классах и залах. Конечно, придется чему-то поучиться, что-то освоить, но ведь еще Шарль Монтескье говорил: «Нужно многому учиться, чтобы немногое знать». Еще относительно недавно учительство стойко ассоциировалось с «разновидностью нищеты», что распространялось и на общее состояние школы, ее оборудование и материальное обеспечение. Сегодня ситуация кардинально изменилась,  объединение усилий в образовательном процессе позволит интегрировать самое лучшее и полезное, объединить технические возможности и интеллектуальный потенциал педагогических коллективов в создании условий для личностного становления молодого поколения граждан России….с  позиции ученогоКогда-то Б.Шоу не без сарказма заметил, что «наука никогда не решает вопроса, не поставив при этом десятка новых». Меня, как ученого, такая ситуация только радует. Появление новых вопросов и вызовов времени показывает наличие движения и изменений, без которых невозможно никакое развитие – начинается стагнация и загнивание. Наука постоянно обнаруживает новые проблемные области, сталкивается с постоянно появляющимися трудностями, а каждый ее успех приводит к постановке новых задач и вопросов.Один из таких вопросов – научное осмысление московской практики объединения различных учреждений в крупные образовательные организации. На поверхности заметен огромный плюс в объединении ресурсов и расширении образовательных возможностей, предоставлении целого комплекса образовательных услуг столичным семьям. Особо следует отметить практические шаги по установлению неформального взаимодействия учебной и воспитательной работы образовательной организации.Педагогика, философия и психология, которые в значительной степени связаны с образованием, едины в том, что бесполезны отвлеченные знания без их применения на практике, без получения опыта действия. Отсюда следует необходимость единства обучения и воспитания в образовательном процессе. Добиться его значительно легче, если крупная организация обладает целым набором маршрутов не только в приобретении качественных и прочных знаний, но и в доступности кружков, спортивных секций, творческих мастерских. Возникает необходимость выбора, требующая ответственного подхода к совершаемым поступкам.Конечно, в создании крупных образовательных организаций существуют риски и трудности. Они связаны с выстраиванием процесса принятия решений, с интеграцией разных традиций, сложившихся в школах, с объединением педагогического коллектива, с разработкой новых программ, учитывающих дополнительные материально-технические и интеллектуальные возможности. То есть нужна другая организационная культура педагога. Без решения этого вопроса, без создания новой атмосферы командного взаимодействия, без ответственности и открытости, без целеполагания и осознанности не построить образовательной организации, помогающей обучающимся эффективно решать проблемы современного глобального мира.Важно найти разумный баланс между сплочением и сохранением индивидуального потенциала каждого педагога, не допускать общей унификации и единообразия. Новые крупные образовательные организации должны быть трамплином для раскрытия творческой активности каждого – от воспитанника детского сада до руководителя педагогическим коллективом. Человек не картинка, которую можно раскрасить в любимый цвет. Палитра возможностей – вот что должно стать лозунгом и практикой работы современной образовательной системы….с позиции управленца«Цель воспитания – это образовать существо, способное управлять собою» (Г.Спенсер). В словах английского философа и социолога точно сформулирован магистральный путь современного образования – развитие способностей человека понимать цели и выдвигать задачи, планировать свою работу и предвидеть ее результаты, быть компетентным в решаемых вопросах. Управление любой организацией – сложный процесс, руководство крупной структурой требует нестандартных решений и ответственного подхода. Таким образом, управление – важнейшая область деятельности, без которой невозможно любое развитие, тем более в области образования.Сложные современные системы нельзя  строить по принципу пирамиды, на вершине которой руководитель принимает ключевые решения, которые затем выполняют на нижестоящих ступенях. Такая устаревшая модель приводит к отсутствию гибкости, сильной зависимости от возможных ошибок, размыванию ответственности. Не случайно сегодня важная роль отводится общественно-государственному управлению в образовании, активному привлечению родителей, созданию и поддержке инициатив органов ученического самоуправления. Только общими усилиями можно находить эффективные ответы на постоянно меняющиеся запросы времени и общественной жизни.Руководитель крупной образовательной организации должен сочетать в себе  роли и координатора, и авторитетного педагога, и стратега, и тонкого психолога-мотиватора, способного вдохновить коллектив, разъяснить стоящие задачи, утвердить уверенность в своих силах. При этом необходимо четко осознавать значимые цели, видеть направление движения – именно с этого начинается организационная культура. Как утверждал Эпикур: «Кто не знает, в какую гавань плыть, для того не бывает попутного ветра».Можно иметь прекрасное материально-техническое оснащение, оборудованные по последнему слову техники спортивные залы и компьютерные классы, но без профессионализма педагогов все это останется только внешним сопровождением. Поэтому  проблемы профессионального развития не должны отодвигаться на второй план. Даже опытным и успешным учителям требуются новые знания, умения и понимание. Самодовольство и самоуверенность – симптомы не только звездной болезни, но и разобщенности коллектива. Не добиться успехов тем, кто удовлетворен собственными достижениями. По меткому выражению отечественного классика Л.Н.Толстого: «Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нем того, чем можно быть довольным». Это касается не только отдельной личности, но и групп людей, целых организаций. В  этом случае важно видеть проблемы, предвидеть перспективные направления, ломать стереотипы отчетности вместо системной деятельности. В каждой проблеме есть потенциал для успешного развития. Именно в его раскрытии и состоит талант руководства.Перед многими руководителями крупных образовательных организаций в Москве сегодня стоят сложные задачи. Они находят эффективные и конструктивные решения, уже есть первый позитивный опыт, который будет полезен для остальных. Я уверен, что совместный поиск путей развития и обмен накопленным опытом помогут сделать московское и российское образование более качественным, а управление образовательными организациями – более ответственным и результативным процессом.Антон МОЛЕВ, директор МИРО


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту