Предвидя вопрос о возможности построения одного проекта для двух разных классов, хотелось бы пояснить следующее:
Эти коллективы имеют свою специфику:
– образованы из трех девятых классов в примерно равном процентном отношении;
– имеют очень крепкие дружеские связи между учениками разных классов;
– тесно общаются друг с другом вне школы;
– все внеклассные мероприятия готовят и проводят вместе.
Все это предполагает нахождение детей в примерно одинаковых ситуациях, поэтому высока вероятность актуальности для них одних и тех же проблем.
Проанализировав ситуации, в которых находятся наши дети, мы смогли сформулировать проблему, работая над разрешением которой, сможем помочь нашим детям сделать успешный выбор на пороге школы.
Проблема: ориентация на рынке труда и образовательных услуг
Ситуация:
1. Система платного образования в российских учебных заведениях и как следствие уменьшение вероятности поступления для детей из семей со средним и низким достатком на престижные (в данное время) специальности.
2. Появление на рынке образовательных услуг коммерческих учебных заведений с отсутствием образовательного опыта и как следствие большой риск стать неконкурентоспособным специалистом или не получить образование.
3. Не все выпускники (в силу различных причин) будут продолжать обучение, следовательно, поиск работы в условиях безработицы.
4. Наличие иждивенческих настроений.
Общая цель: помочь выпускникам сделать оптимальный выбор на рынке труда и образовательных услуг, правильно соотносить свои возможности и потребности.
Пути достижения:
Выяснение актуальности данной проблемы для наших детей.
Цель: Установить уровень готовности детей сделать выбор.
Средства: Анкетирование учеников.
Риск: Необъективность и дача заведомо сложных ответов.
Результат: Актуальность данной проблемы для школьников.
Контроль:
– результаты анкет;
– самоконтроль классных руководителей.
Актуальность проблемы для родителей
Цель: Установить возможность родителей помочь ребенку сделать правильный выбор.
Средства: Родительское собрание.
Тема “Цели и задачи родителей в последний учебный год”.
Контроль: Организация обсуждения в парах и малых группах.
Риск: Незаинтересованность родителей в разрешении данной проблемы.
Результат: Наличие желания, но слабая информированность в данном вопросе.
Анализ рынка образовательных услуг
Цель: Дать общее представление об учебных заведениях края, условиях приема и обучения.
Действия (с привлечением родителей):
– изучение рекламных проспектов;
– организация посещения учащимися учебных заведений в дни открытых дверей;
– организация встреч со студентами и, по возможности, преподавателями учебных заведений;
– родительское собрание.
Предполагаемый результат:
сформированы представления об учебных заведениях.
Контроль: семинар: “Куда пойти учиться?” с организацией работы в группах.
Риск: 1) недостаток информации;
2) пассивность родителей;
3) выход из ситуации, отказ от выбора некоторых детей.
Анализ рынка труда
Цель: выяснить возможность трудоустройства выпускника школы в нынешних условиях.
Действия:
– привлечение специалистов и данных из центра занятости населения;
– родительское собрание.
Предполагаемый результат:
1) понимание бесперспективности завершения образования школой; высокого уровня безработицы в нашем городе;
2) получение информации о невостребованных специальностях в нашем городе;
3) для юношей: выбор – служба в армии или продолжение образования.
Контроль: определение по спец.шкале вероятности нахождения работы для каждого (в нашем городе) ребенка (родителей).
Риск: неполная информация.
Осмысление и разрешение сложившейся ситуации
Цель: сделать осознанный выбор.
Действия:
1) психологическое тестирование;
2) ролевая игра с привлечением материалов центра “Сотрудничество”;
3) оценка успеваемости.
Предполагаемый результат:
1) осуществление осознанного выбора;
2) определение экзаменов по выбору и государственному тестированию;
3) целенаправленная подготовка в учебное заведение или поиск работы.
Контроль: ОДИ “Мой выбор на пороге школы” (возможное и желательное привлечение Г.Н.Блинова и специалистов из центра “Сотрудничество”).
Риск:
1) возможное изменение образовательной ситуации;
2) вероятность неосознанного выбора у отдельных учеников.
Окончательный контроль: окончание школы.
Маргарита КЛЕСТОВА,
Яна ПОЛЯНСКАЯ
Комментарии