На протяжении столетия в мировой педагогике делалось немало попыток технологизировать учебный процесс. Часто усилия были сосредоточены на внедрении различных технических средств обучения (ТСО). Кто-то сегодня еще помнит о применении в школе средств массовой информации – учебного радио и телевидения? А скрипящие кинопроекторы с учебными фильмами? Наши новые маяки – ноутбуки, планшеты, интерактивные доски, информационные сети и даже роботы.
Попробуйте завести разговор о технологиях в образовании, и он непременно скатится в обсуждение компьютеров, которые, безусловно, хороши и полезны, но являются лишь инструментом в руках педагога, то есть средством, а не целью. Образовательные цели гораздо шире и не могут быть сведены к использованию ИКТ. Ведь если разобраться, довольно странно, что информационно-коммуникационные технологии ассоциируются исключительно с компьютеризацией. Информацию можно получать из самых разных источников, например из книг, а коммуникация между людьми гораздо эффективнее происходит вживую, а не через экран монитора, почему же «железо» заслонило собой людей? Сегодня, в XXI веке, кажутся наивными надежды на роботизацию как универсальный способ всеобщего улучшения жизни. Гораздо более перспективным представляется иное, не техническое, а гуманистическое направление развития и совершенствования технологий в образовании, которое заключается в совершенствовании системы педагогических приемов и методов, то есть технологизация образовательного процесса от его замысла до воплощения.Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения содержат не перечень единиц содержания, а требования к результатам образовательных программ, к их структуре и условиям их реализации. Компетентностный подход не отрицает важности усвоения знаний, но предметные результаты утрачивают исключительность, и объем заученных формул и дат перестает быть мерилом успешности обучения. Выпускники должны многому научиться, в том числе освоить универсальные учебные действия и быть готовыми применять полученные знания в стандартных и нестандартных ситуациях. Согласитесь, такие результаты требуют иных педагогических подходов.Образовательные технологииСовременное образование должно гарантировать образовательные результаты, все элементы образовательного процесса должны эффективно взаимодействовать и быть направленными на достижение четко поставленных целей. Это и есть сущность образовательных технологий: каждое действие педагогов и учащихся, каждый элемент образовательной программы должен быть целесообразен. Это означает, что цели образовательного процесса, его субъекты, механизмы (условия, способы и формы) реализации образовательных программ, инструменты осуществления обратной связи и достигнутые результаты обязательно должны быть функционально взаимосвязаны.К сожалению, именно с целеполаганием наблюдается печальная картина. Сегодня (как и десятки лет назад) педагоги чаще всего сначала определяют содержание, те самые пресловутые ЗУНы, а под них привычно выбирают стандартные методы – объяснение материала, устный опрос, решение задач. И лишь когда план занятия практически готов, формально указывается триединая цель, в большей степени для соблюдения требований к записи конспекта, нежели в качестве реального руководства к действию. Наверное, поэтому анализ многочисленных методических разработок, в том числе много лет присылаемых на заочные конкурсы «Учительской газеты», показывает, что цели в большинстве случаев поставлены предельно абстрактно и ни в коей мере не могут служить руководством к организации единичного занятия. Максимум, что можно попробовать извлечь из этих целей, – ориентиры для организации образовательного процесса в целом. Особенно это касается развивающих и воспитательных целей. Обучающая цель в подавляющем большинстве случаев представлена конкретно только относительно усвоения предметного содержания. Между тем в соответствии с требованиями ФГОС результатами освоения образовательных программ являются крупные блоки личностных и метапредметных результатов, не сводимых не только к «прочитать 100 литературных произведений», «доказать 50 теорем» или «решить 1000 задач», но и к «написать реферат» или даже «защитить индивидуальный проект».Какие еще затруднения испытывают педагоги чаще всего? Помимо целеполагания сложности возникают с организацией деятельности обучающихся: учителя не могут выбрать адекватные поставленным целям приемы обучения, не умеют организовать обратную связь и на ее основе корректировать образовательный процесс.Помочь в решении этих проблем могут образовательные технологии. ЮНЕСКО дает следующее определение: «Образовательные технологии представляют собой системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, а также их взаимодействие, ставящее своей задачей оптимизацию форм образования». Во всем мире происходит переориентация образовательного процесса от расплывчатости и разнородности концепций к четко сформулированным целям и соответствующим системам педагогических практик. Технологическое понимание разработки образовательной программы включает в себя несколько взаимосвязанных элементов:- постановка полного набора учебных целей различного уровня обобщенности;- подбор критериев оценки их достижения;- наполнение программы содержанием в соответствии с поставленными целями;- точное описание условий реализации программы;- проверка взаимных связей каждого из элементов программы с остальными.Грамотно сконструированная технологичная программа представляет собой полностью воспроизводимый обучающий набор, который может быть применен любым педагогом.Сокровищница методистаСегодня мы наблюдаем три уровня методического обобщения в педагогической практике.На первой ступени находятся изолированные педагогические приемы и частные методики, направленные на изучение отдельных учебных предметов или даже тем внутри предметов. Методика анализа стихов при изучении литературы мало похожа на методику анализа климатических карт в курсе физической географии, и обе они совершенно неприменимы к анализу химических соединений в органической химии, который в свою очередь существенно отличается от анализа соединений в химии неорганической. Именно по этой причине каждый педагог, уделивший немало времени совершенствованию в рамках своей специальности, может чувствовать себя неуверенно на уроках коллег – слишком уж все специфично.На второй ступени находятся методики и технологии, включающие совокупность средств для реализации определенного содержания образования в рамках образовательных областей (набора сходных предметов) или ориентированных на обучение относительно однородных возрастных или профессиональных групп. На подобных основаниях базируются крупные отрасли образования: физико-математическое, естественно-научное, гуманитарное и др. Налицо единство подходов и принципов. Прорешать 1000 специально подобранных задач в математике и физике; отработать на практикуме технику естественно-научных опытов и верно обсчитать полученные результаты в биологии и химии; прочесть список обязательной литературы, проанализировать ее и написать сотню сочинений на родном или иностранном языке; изучить и сравнить между собой первоисточники, проанализировать массив данных с разных сторон в истории, политической географии и обществознании; изучать историю разных искусств и отдельные произведения в культурологии… Примеры можно продолжать, но закономерность уже вырисовывается. Если сосредоточиться не на содержании предметов, а на возрасте и личных особенностях обучающихся, можно выделить крупные группы методик с ярко выраженной спецификой: обучение дошкольников, работа с одаренными детьми, обучение взрослых, образование третьего возраста и др. Степень обобщения на этом уровне гораздо выше, но все же акцент делается на различиях, а не на сходстве с другими группами.Принципиально иначе конструируются и применяются методические инструменты третьей ступени, представляющие собой технологии общедидактического характера, охватывающие целостный образовательный процесс как в отдельном учебном заведении, так и шире – в едином образовательном пространстве, в том числе сетевого характера. К этому уровню относятся современные образовательные технологии, направленные на формирование ключевых (базовых) компетенций человека открытого информационного общества, на развитие качеств гражданина, включенного в межкультурное взаимодействие.«Учительская газета» регулярно знакомит читателей с примерами таких технологий. Например, в сотрудничестве с кафедрой открытых образовательных технологий Московского института открытого образования был разработан цикл занятий для заочных курсов повышения квалификации о современных и эффективных универсальных надпредметных и вневозрастных технологиях: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), дебаты, портфолио, кейсы, проекты и исследования: http://www.ug.ru/method_category/75. Результатами этих публикаций стали вполне реальные курсы повышения квалификации, на которых авторов «Учительской газеты» приглашали в самые разные регионы: не только в Москву, но и в Республику Коми, на Урал и даже на Таймыр. Подобные курсы широко представлены в региональных институтах повышения квалификации и развития образования, пользуются устойчивым интересом не только у учителей школ, но и у преподавателей техникумов и колледжей. 23-25 ноября сначала в Москве, а затем в Подмосковье Академия профессионального развития собирает педагогов общего и профессионального образования на семинар-практикум, в ходе которого педагоги смогут на собственном опыте убедиться в эффективности комплексного применения образовательных технологий. И начать следующий этап их применения, когда носители технологий уже не просто учатся, а обмениваются личным опытом, обсуждают успехи и проблемы, возникающие при реализации ФГОС, формируют сообщества и обеспечивают не только персональный профессиональный рост, но и создание инновационной педагогической среды. Образовательные технологии интересны и бизнесу, поскольку позволяют с высокой эффективностью проводить обучение персонала.И все же снимем розовые очкиНе каждое нововведение находит сторонников. Наш личный опыт подсказывает, что не всегда новое и лучшее синонимы. Иногда даже очень передовые компании ошибаются. Знаете ли вы, что на заре развития компьютерной техники светоч инноваций – компания Apple проиграла конкурентам, потому что категорически отказалась заменять однокнопочную мышь двухкнопочной? В сфере образования реально существует серьезное объективное противоречие: инновации ориентированы на изменение действующей модели, а образование консервативно по своей сути и транслирует уже существующие идеи, а наибольшую эффективность процесса передачи знаний можно обеспечить, лишь сохраняя неизменность и устойчивость системы. Проблема эта не нова: в уже далеком 2003 году участники прошедшей в Санкт-Петербурге конференции «Инновации и образование» (Санкт-Петербургское философское общество) констатировали, что «смысл инновации именно в отрицании. Поэтому инноваторов не любят в системе образования, и, более того, их не любят вообще. Инноваторов не любит начальство. Инноваторов не любит трудовой коллектив». Участники конференции признали, что между инновациями и институтом образования необходимо выстраивать культурные, цивилизованные отношения: с одной стороны, система образования должна быть терпимой по отношению к инноваторам, с другой – инноваторы должны с пониманием относиться к консерватизму общества, к консерватизму системы образования. Прошло уже 12 лет, но воз и ныне там.Применение новых образовательных технологий требует не только доброй воли руководства, но и существенных усилий от каждого педагога. Не стоит забывать, что переход к использованию новых технологий на начальном этапе наработки практики и документального оформления сопряжен со значительным увеличением трудозатрат: нужно переработать программы, заново планировать занятия, наполнять их иными дидактическими и оценочными материалами. Часто этот дополнительный труд не оплачивается либо оплачивается несоразмерно его трудоемкости. Судите сами: на разработку 1 часа деловой игры преподаватель должен затратить от 20 до 30 часов личного времени. Руководство индивидуальными проектами требует многократных встреч с подопечным, содержательных консультаций, вдумчивой вычитки текстов и отдельного времени на подготовку к защите. А в учебном плане зачастую на все про все выделен 1 час, да еще и на класс целиком. Все ли учителя готовы трудиться на таких условиях?К тому же бытует ложное представление, что главное в инновации – техническое и организационное обеспечение, а психологические аспекты формирования технологической культуры педагогов и готовности к переменам со стороны обучающихся и членов их семей уходят на периферию внимания руководителей. Но именно непроработанность этих ключевых вопросов зачастую становится камнем преткновения на пути перемен. Неприятие педагогами и неподготовленность учащихся – главные тормоза широкого применения образовательных технологий. Все образовательные организации должны сосредоточиться на работе со всеми участниками образовательных отношений, чтобы в условиях высокой неопределенности гарантировать достижение всех результатов, заявленных в ФГОС.Самые распространенные формы противодействия инновациям:- отрицание новизны под лозунгом «Все это уже было раньше и ничего не изменилось»;- избегание участия, уход от обсуждения, демонстративное отсутствие инициативы;- затягивание дискуссий, требование дополнительной информации;- поиск ошибок и неконструктивная критика;- намеренно неверное использование наработок преобразователей;- увязка решения с другими вопросами («это можно было бы сделать, если бы было сделано то, но раз то не сделано, то и этого нельзя» и т. д.);- создание «конкретизирующих» документов, искажающих смысл основного;- выборочное внедрение фрагментов системы (мотив – этапность или специфика);- «вечные» (затянувшиеся) эксперименты;- отчетная имитация внедрения вместо реального результативного.Наиболее успешно нововведения приживаются в относительно небольших коллективах, с членами которых кроме собственно профессиональной подготовки проводится психологическая работа, опирающаяся на веру в эффективность и успех коллективных усилий.Главным затруднением по-прежнему остается неготовность педагогов отказаться от проверенных временем приемов и методик и попытки совместить концептуально разнородные элементы в рамках единого процесса. Иногда затруднения носят более личный характер: педагоги считают, что приобретенные ими за много лет навыки и умения окажутся ненужными, а их профессионализм подвергнется сомнениям, часто это просто страх перед неопределенностью и непонимание сути и последствий нововведений.Важно понимать, что от современного учителя требуются не только знания своего учебного предмета и его научных основ, но и готовность более глубокого, системного подхода к образованию, умение переструктурировать учебный материал, обеспечить благоприятный психологический климат, сотрудничество и организовать самостоятельную работу обучающихся.Следует понять и принять, что педагогический профессионализм заключается не в степени информированности о способах, формах и методах работы с обучаемыми, а в готовности личного использования нового.Технологизация после технологийСегодня происходит переход от множества разрозненных образовательных технологий, созданных для достижения конкретных целей, к технологичности как свойству современного образования. Учителя могут применять универсальные надпредметные технологии, а не узкие предметные методики, что позволяет создать единую образовательную среду не только в каждом конкретном учебном заведении, но и в образовательных сетях; как мы знаем, именно в этом направлении постепенно разворачивается образовательная практика.Технологизацию в образовании следует понимать как:- сбалансированную систему выявления общих закономерностей обучения, представляющего собой синтез научения со стороны педагогов и учения со стороны учеников;- формулировку ключевых принципов конструирования образовательного процесса;- разработку приемов оптимизации деятельности всех субъектов;- отработку системы корректирования процесса реализации программ на основе оценки и рефлексии.Объективные причины тяготения образовательного процесса к технологичности связаны не только с научно-техническим прогрессом, увеличением объемов информации, но и с общим ускорением темпов жизни. Не секрет, что предметное содержание усложняется, а время на его изучение сокращается. Временем для апробирования новых методик на авось педагог не располагает, поэтому вполне понятно его желание действовать наверняка. В этих условиях каждый неизбежно задумывается о том, как оптимизировать процесс обучения, чтобы добиться поставленных целей.Известно, что чем шире цель, тем многовариантнее способы ее достижения, тем больше спектр полученных результатов. Переход от широких целей к конкретным отражает стремление педагога к конкретным результатам. Но между целями и результатами тогда, очевидно, должен быть использован ограниченный набор простых и эффективных способов достижения поставленных целей. Нахождение такого набора способов – путь построения технологичного процесса обучения.Технологичность проявляется:1) в системности образовательного процесса, то есть во взаимосвязи и взаимозависимости его элементов;2) в целостности образовательного процесса, то есть в подчинении взаимодействия педагога и обучающихся достижению запланированных образовательных результатов;3) в воспроизводимости и цикличности применяемых в каждой технологии процессов;4) в управляемости и эффективности обучения.Эти характеристики в совокупности позволяют определить, технологичен ли процесс, осуществляемый одним педагогом, группой педагогов, образовательным учреждением в целом, спрогнозировать развитие образовательных процессов в данном учреждении и выдать необходимые дидактические рекомендации по повышению качества образования.Чтобы гарантировать образовательные результаты в соответствии с ФГОС, нужно предпринять немало усилий и педагогам, и руководителям, и обществу в целом, а наградой станет заметное всем и каждому повышение уровня образованности, к которому мы так стремимся.Елена ЗАЧЕСОВА, методист, эксперт по образовательным технологиямМнениеМаргарита ЛЫСАКОВА, преподаватель русского языка и литературы Таймырского колледжа, Красноярский край: – На протяжении нескольких последних лет мне как преподавателю не давала покоя проблема: как в наше компьютеризированное время заставить студентов читать тексты художественной литературы? Самая большая трудность – научить самостоятельно работать, анализировать прочитанное, донести текст до слушателей в устной форме. Мне помогли курсы, посвященные технологии развития критического мышления через чтение и письмо, которые прошли у нас в колледже. Применение этой технологии позволяет научить студентов преодолевать коммуникативный барьер, высказывать свою точку зрения на поставленные проблемы, а также развивает умение проводить рефлексию. Я использую в работе стратегии: – чтение с остановками;- чтение и суммирование в парах;- «зигзаг» (в различных вариантах);- параллельное чтение текстов.Но не стоит думать, что эта технология – подарок. На самом деле это большой труд преподавателя совместно со студентами. Те, кто работает по технологии РКМЧП, должны знать, что результат сразу получить невозможно. Идет постепенная выработка навыков работы с текстом. Очень сложно начинать: необходимо, чтобы студенты понимали, что это не игра, а обучение. Для этого нужно проводить рефлексию и выявлять проблемы, возникающие у каждого студента (это главное и необходимое условие). Основной результат приходит после изучения нескольких произведений, когда студенты уже обучены стратегиям и понимают, что от них требуется. Первый результат я получила на второй год, используя технологию на протяжении целого учебного года по специальности «социально-культурная деятельность». Эта технология способствует формированию общих компетенций.
Комментарии