search
main
0

Кто мы? Человек с целостным сознанием не допустит разрушения мира

В системе образования я уже 14 лет. По воле судьбы мне пришлось жить в разных уголках нашей страны и работать в школах Севастополя, в малокомплектной школе на Курилах. Сейчас я преподаю химию в средней школе N 1 г. Корсакова Сахалинской области.

Со словом “школа” у большинства людей ассоциируется “учебное учреждение; традиционный институт социализации обучения и воспитания”. Но есть и другое значение этого слова: “Школа – это направление в науке, литературе и искусстве, связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов”. Очень часто слово “школа” в этой трактовке мы связываем с именем ее основателя – школа пифагорейцев, школа Зайцева, школа Рембрандта. Эти школы имеют свой стиль, свои законы, традиции, они узнаваемы. Точно так же общеобразовательные школы, каждая имеет свое лицо, свои цели и осуществляет их своим особым образом. И неудивительно, ведь школа – это коллектив единомышленников, людей, объединенных общими идеалами, общей целью. В каком бы регионе России ни находилась школа – всегда перед ней стоят два главных вопроса: чему учить и как учить?
В советский период времени, а это было самое начало моей педагогической работы, школа решала задачи, поставленные перед ней государством. И в этом смысле она была эффективна, т.к. давала определенный объем знаний и навыки их использования, воспитывая и образовывая таким образом “советский тип человека” – исполнительного, идеологически подкованного, не ставящего под сомнение содержание и назначение приобретенных знаний. Школа выполняла социальный заказ. И как бы мы ни относились к советской системе образования, следует признать ее несомненные успехи в области математики, теоретической физики, химии полимеров, космической, т.е. в областях, лишенных идеологии.
Базисная роль образования была очевидной уже для древних цивилизаций, поэтому власти брали ее под жесткий контроль. Сегодня, к сожалению, образование в нашей стране лишилось внимания государства, его поддержки. С одной стороны, это и неплохо, т.к. образование получило некоторую свободу от противоречащих друг другу указов и постановлений. Но, с другой стороны, чтобы успеть за социальными изменениями, происходящими в стране, и не бросаться из крайности в крайность, как это происходит в экономике сейчас, надо знать социальный заказ государства.
Школа должна научить учиться, подготовить поколение, для которого непрерывное образование – естественное состояние и потребность. В США это поняли уже давно, еще в 1983 году прозвучал знаменитый доклад “Нация на грани риска”. Главной мыслью этого доклада было утверждение: высокий уровень образования – основа свободного демократического общества и важнейшее средство воспитания общей культуры. Лица, не достигшие необходимого уровня образованности в соответствии с требованиями нашего времени, не смогут реализовать свои права не только в обеспечении определенного материального благосостояния, но и в возможности участия в государственном управлении.
Сейчас очень много говорят о демократизации, гуманизации и гуманитаризации образования. Мне кажется, что в обществе, которое только учится основам демократии и гуманизма, эти идеи вызывают немало вопросов. Не секрет, что в самом начале общественно-политических перемен в нашей стране (80-90 гг.) понятие “демократия” подменялось понятием “вседозволенность”. Школьная форма не нужна, т.к. она ущемляет личную свободу ученика, обезличивает детей, не дает возможности самовыразиться – помните подобные аргументы, выдвигавшиеся сторонниками отмены школьной формы?
В качестве основы своей правоты они предлагали обратиться к школам США. А теперь позвольте процитировать слова Б.Клинтона из его обращения к американскому народу: “…Школа должна воспитывать характер. Мы должны научить своих детей быть хорошими гражданами. Мы должны и впредь содействовать поддержанию порядка и дисциплины, поддерживать те общины, где введены школьная форма, наказания за прогулы, удаление из класса учеников, мешающих учебному процессу, и проявляется полная нетерпимость к оружию и наркотикам”. Как говорится, комментарии излишни.
Понятия гуманизации и гуманитаризации зачастую на практике сливаются в одно, подменяются одно другим. И мало кто может провести между ними четкую смысловую границу. Если под гуманизацией образования понимать введение дополнительных гуманитарных предметов, то действительно во многих школах введены такие курсы, как “Человек и общество”, этика, психология и др. Однако гуманизация образования заключается в воспитании человечности, в уважении к человеку, к личности, к духовности. Да, есть “гуманизация” и гуманизация. Увлекшись “гуманизацией”, мы не заметили снижения знаний по физике, математике, химии.
Каждый взрослый мечтает дать своему ребенку хорошее образование – нанимает репетиторов, покупает словари, энциклопедии. Но книги лежат зачастую нетронутыми, а вместо стремящихся к знаниям молодых людей нам приходится иметь дело с интеллектуальными бездельниками, умеющими, но не желающими учиться.
Причина, на мой взгляд, в том, что учение стало набором разрозненных знаний. Да еще в таком объеме, что и взрослый-то не в состоянии их усвоить. Масса понятий, цифр и формул, никак не связанных друг с другом, в любой момент грозит подмять под себя ученика. Одни исправно несут эту ношу, страдая от нервных перегрузок, другие научились отлынивать, чтобы окончательно не свихнуться.
Между тем учение может стать увлекательнейшим занятием, я уверена, если разрозненные предметы рассматривать не как отвлеченные и не связанные друг с другом области, а как единую систему знаний. И постигать ее через человека. Как малыш собирает по кусочкам мозаику, так и ученик, ведомый учителем, должен собрать свою картину мира. И тогда за отдельными фактами вдруг откроются процессы, причины соединятся со следствиями, прошлое – с будущим. Ученик начинает мыслить, ну а мыслящий школьник перестает делить науки на “нужные” и “ненужные”, поймет, что только все вместе они отвечают на вопросы: кто мы, откуда идем и куда держим путь? Связывая все науки в одно целое, человек соединяет элементы своего сознания, т.е. становится целостным. Такой человек не допустит разрушения мира, ибо считает себя его частью.
Для того чтобы осуществить идею формирования нового мышления на основе целостного представления о мире, предлагается много способов. Один из них – ввести в школьный курс новый предмет – синергетику.
Синергетика – новое обобщающее направление в науке, выявляющее идеи, методы и закономерности процессов самоорганизации в самых разных областях естественно-научного и гуманитарного знания, а также в социологии. Синергетика – не самостоятельная научная дисциплина, а новое междисциплинарное направление.
Но мне кажется, что это не тот случай, когда количественные изменения перейдут в качественные. Ученики сейчас на уроках, например, русского языка занимаются орфографией, синтаксисом, а приходят на урок биологии – и абсолютно забывают о правилах орфографии, на уроке английского языка с трудом вспомнят, что такое подлежащее. На математике дети решают сложные уравнения, а простейшая пропорция на уроке химии приводит их в затруднение. Так где же гарантии, что введение в школьную программу нового предмета (очень интересного, на мой взгляд) поможет сформировать целостное представление о мире? Здесь необходимо согласовать существующие программы, хотя бы по предметам естественного цикла. Обсуждая проблемы современной школы, мы все чаще обращаемся к идеям классиков педагогической науки. Марк Фабий Квинтилиан в своих “Наставлениях в ораторском искусстве” сформулировал законы обучения. Первый гласит: “Справедливо вменяется в достоинство учителю, когда старается он замечать в своих учениках различие умов и узнавать, кто к чему способнее от природы”. И еще один закон: “Учитель должен заботиться о природных дарованиях и направлять умы более всего туда, куда они стремятся”. Эти законы были сформулированы во времена Древнего Рима, и вот сейчас современная школа вновь возвращается к ним.
Отказываясь от концепции образования как механического накопления знаний, мы должны делать упор на образовании как условии роста, саморазвития, самоорганизации. Современное образование должно учить улавливать изменения все более быстро текущей жизни, четко реагировать на них. Такое возможно, если образование рассматривать не просто как узкопрофессиональную подготовку, а образование самого себя, формирование своей сущности. Стремление к духовности как естественной потребности, жизнь в культуре – это и есть непрерывное образование. Выработать такое стремление – главная задача современного образования.

Елена АНДРЕЕВА,
учитель химии средней школы N 1

Корсаков,
Сахалинская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте