search
main
0

Кто лучше научит?

Плюсы и минусы семейного образования

Сергей Королев – великий конструктор космических аппаратов, Исаак Ньютон – основоположник классической механики, Роберт Гук – секретарь Королевского научного общества Англии, Софья Ковалевская – первая в мире женщина – профессор математики. Что объединяет всех этих людей? Они не получали школьного образования, обучали их родители, родственники или приглашенные репетиторы. Игорь Курчатов – ученый-физик, отец советской атомной бомбы, Владимир Ленин – политик, историк, государственный деятель, Юрий Гагарин – первый человек, покоривший космос, Иван Айвазовский – живописец-маринист. Все они получили образование в светских школах.

 

Получать образование в школе или в семье? Какой выбор траектории обучения наиболее надежный и оптимальный? Не первый раз поднимаемый и всегда актуальный вопрос современного российского образования.

Исследования и практика показывают, что общеобразовательная школа, в которой сформированы классы с количеством обучающихся от 12 до 25 человек, действительно дает более высокие результаты как в обучении, так и в воспитании. Связано это со многими факторами, один из которых, наиболее важный, – это взаимообучение и внутриклассное общение школьников. На втором месте вертикальная педагогика, когда происходит передача знаний, опыта, практических навыков от старшеклассников младшим ученикам (это также и неформальное образование в разновозрастных клубах, секциях, кружках). Третий фактор – коллективное обучение и воспитание, которое также имеет свои очевидные плюсы. К сожалению, всего этого ребенку явно недостает в семейном обучении.

В одной из передач на канале ОТР (Общественное телевидение России) президент РАО Ольга Юрьевна Васильева рассказала об уникальном случае, когда родители второклассника нанимали репетитора, чтобы ребенок проходил темы наперед: он просто не успевал за учениками в классе. Вот и ответ на вопрос, почему некоторые родители стремятся уйти в лоно семейного образования. Динамичный образовательный процесс зачастую не учитывает интеллектуальные способности ребенка, его физическое состояние, психологические характеристики.

Многие сегодня, чуть ли не все, знают, как правильно лечить и учить. Подобные нарративы не новы и имеют, к сожалению, довольно широкое распространение в общественном сознании, в околопедагогической среде. А педагогика, как известно, – это наука и искусство, поэтому только профессионалы в широком понимании этого слова могут знать тонкости и глубины образовательного процесса. Конечно, и родители, будучи педагогами, могут заниматься со своими детьми в формате семейного образования, если у них есть для этого время, соответствующие компетенции… А если нет таковых? Все мы разные, и семьи отличаются друг от друга, как и педагоги. Слухи и домыслы, фейковая информация заставляют некоторых родителей делать порой необдуманный шаг, и в результате умные, талантливые дети, уходя на семейное образование, теряют свой потенциал, не могут найти себя в жизни, социализироваться. И это становится трагедией. Важно, чтобы мамы и папы понимали степень ответственности, которую они берут на себя, делая такой выбор. Если у вас нет времени на своего ребенка и вы не можете организовать учебный процесс, плохо понимаете сильные и слабые стороны учебных программ, не включены в логику построения предметных курсов, если вы не знаете психологических особенностей своего отпрыска, не обладаете самодисциплиной и не научили этому свое чадо, наконец, если ваши финансовые возможности не гарантируют оплату работы репетиторов или вы (ваши родственники) не в полной мере владеете предметными компетенциями, то вам не подходит семейное образование.

Светлана Ильина, председатель Комитета по образованию Самарской губернской думы, директор гимназии №3 городского округа Самара, которая вошла в когорту победителей Всероссийского конкурса «Успешная школа», подняла тему семейного образования и предложила рассмотреть ее с разных точек зрения. Круглый стол «Получение общего образования в семейной форме: вопросы и проблемы» с участием депутатов, родителей, учителей вызвал широкий резонанс. В социальных сетях закипели страсти: в адрес школы, учителей посыпались упреки, критика, не всегда корректная и аргументированная.

Напомним, что в 2012 году на федеральном уровне был принят Закон «Об образовании в РФ», и в нем появилась новая форма обучения – семейное образование. Оно задумывалось для тех детей, которые имеют особые потребности: вундеркиндов, спортсменов, ребят с проблемами со здоровьем. Речь шла и о семьях, часто меняющих место жительства. Спустя 10 лет мы обнаружили, что не все так однозначно в семейном образовании, появились определенные противоречия, нуждающиеся в анализе. Светлана Сергеевна предложила посмотреть на них с позиции сегодняшнего дня, реалий времени:

– Школьник, которому нужно сдать всего три предмета на ЕГЭ для поступления в вуз, может уйти на семейное обучение и готовиться активно с репетиторами только по трем предметам, которые ему нужны. Однако вспомним конституционное право детей на бесплатное общее образование. А общее образование – это комплекс предметов. А как быть с вопросом патриотического воспитания и формирования системы ценностей? В школе вся система и обучения, и воспитания выстроена четко, целостно, а дома? Не всегда. И не у всех. Одно дело, когда на семейное образование уходят дети из благополучных семей. А как быть с теми, кто живет в семьях с низкой социальной ответственностью, в неблагополучных условиях? Родители забирают ребенка на семейное обучение, чтобы уйти из-под контроля школы, при этом репетиторов не могут пригласить, и ребенок остается без должного образования. А еще есть секты… Должны ли мы, взрослые, спокойно смотреть на то, как из детей лепят сектантов? Есть родители, которые отказываются обучать детей в массовой школе и уходят на семейное обучение по религиозным соображениям. Или по национальным. Получается, что в этом случае нарушаются права детей на образование. Вопросов много, среди них: кто и при каких обстоятельствах имеет право воспользоваться семейной формой для обучения детей? Как часто должна проходить промежуточная аттестация? Раз в четверть? Раз в год? Один раз за уровень? Кто составляет контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации? Обеспечиваются ли «семейники» учебниками? Получается, что с переходом на семейное обучение официально ребенок отчисляется из школы. Возникает и такой вопрос: если родители всю начальную школу держат ребенка дома, а в конце 4‑го класса он выходит на аттестацию за уровень и не проходит ее, что делать с потерянными годами? А если то же самое происходит на уровне основного образования? В 5‑м классе ребенка забрали, в 9‑м классе он вышел на ОГЭ и не сдал. Что дальше? И кто несет за это ответственность?

К начатому на круглом столе в Самаре разговору подключилось большое число родителей, представителей педагогической общественности из разных регионов.

– Семейное образование – это прекрасно, но именно в тех семьях, где родители готовы ради этого горы свернуть. Мы с вами прекрасно понимаем, что далеко не все семьи могут позволить себе это. Далеко не все умеют и могут создать достойную альтернативу школе. В вашем классе злой и непрофессиональный педагог, бывает… Значит, надо найти хорошего учителя, точно знаю, их больше. Найти свою школу, где будут и хорошее образование, и воспитание, и социализация. Учитель плюс родитель – получается прекрасный тандем! – отреагировала Оксана Родионова, замечательная мама дочки Насти и главный специалист отдела по связям с общественностью аппарата Общероссийского профсоюза образования.

У Зарины Муталибовой из Казани, ратующей за семейное образование, по этому поводу другая точка зрения:«Система контроля государства за нами уже создана: мы сдаем аттестации, тем самым подтверждая выполнение своих обязанностей по обеспечению получения образования детьми. Почему людям не нравится, что вы затрагиваете вопрос о том, чтобы сделать аттестации обязательными с какой-то периодичностью? Потому что многие обучают детей по индивидуальному учебному плану. Кому-то удобно изучать предметы блоками и сразу сдавать по ним экзамены, кому-то удобно за год проходить программу двух классов и писать по ним аттестации, кому-то, наоборот, – растянуть подольше. Введение обязательных аттестаций со строгой периодичностью нарушает эти планы. На самом же деле большинство из нас сдают аттестации минимум раз в год. Законом же предусмотрена ответственность за несдачу аттестации – пересдача и возвращение в учебное заведение.

А вот мнение Натальи Захаровой:

– Наши дети проходят аттестацию в государственных школах и в соответствии с планами этих школ, разве это не планирование согласно ФГОС? Учебные планы соответствуют школьным, иначе школа не принимает аттестацию. Со школами на время прохождения аттестации мы заключаем договоры, в них прописаны все поурочно-учебные планы. После аттестации наших детей переводят в следующие классы, учет ведет Департамент образования области. Мы подотчетны. Наши дети успешно сдают ОГЭ и ЕГЭ, об этом сообщается в Департамент образования. Они очень активны, посещают кучу кружков и спортивных секций.

Светлана Полторацкая считает, что ответственность за образование на любой форме обучения несут родители:

– Не было ни одного случая наказания школы за несданные ОГЭ и ЕГЭ. А вот порядка во многих школах (не во всех) как не было, так и нет. И очень было бы хорошо депутатам всех регионов чаще посещать школы, смотреть, сколько детей в классах, воспользоваться туалетами, поесть реальную еду, а не ту, которую выставляют для комиссий. Вот когда в школах будет порядок, родители, возможно, вернут детей на школьную форму обучения. А возможно, и не вернут, потому что это право родителей – выбирать форму обучения.

Олег Борисов, родитель из Самары, возражает:

– А как же общение, взаимодействие с ровесниками? Разве дома это можно обеспечить? Я больше склонен к всеобщему образованию с увеличением штата учителей, воспитателей, уменьшением нагрузки на учителя при сохранении достойной зарплаты. Чтобы у учителя было время на индивидуальное внимание отстающим в учебе детям.

– Сама всегда поддерживала, поддерживаю и буду поддерживать право выбора траектории обучения как родителями, так и детьми, – отвечает Светлана Ильина своим сторонникам и оппонентам. – Постоянно нахожусь с родителями на связи, поскольку веду проект «Родительский университет». Я являюсь мамой троих детей. Старший сын работает учителем математики в школе, дочь – студентка, а младший сын – первоклассник. Работаю директором гимназии, к которой дети на семейном обучении прикрепляются для прохождения промежуточной аттестации. Всегда шла навстречу родителям, входила в положение, поскольку понимаю, что у каждой семьи свои объективные причины для принятия данного решения. Отдельная благодарность тем, кто уважительно относится к школе, несмотря на выбор семейного образования. У нас много замечательных школ и выдающихся учителей, которые готовят победителей и призеров на конкурсах и конференциях. Недаром этот год объявлен Годом педагога и наставника.

Аргументированно отстаивая преимущества школьного обучения, не исключая, разумеется, семейного, Светлана Ильина озвучивает данные, которые вызывают у нее тревогу. Так, например, только за 2021-2022 учебный год в Самарской области из более 1400 детей, находящихся на семейном обучении, 261 ребенок не сдал промежуточную аттестацию, что и вызывало ее обеспокоенность и желание разобраться в причинах такого явления.

– Если собрать всех этих детей вместе, – говорит Светлана Сергеевна, – нас получится полшколы. И это в одном регионе. А что происходит в других областях?

В самом деле, изучая статистику, можно увидеть картину в целом. Светлана Ильина и как директор, и как депутат, и как председатель Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года» не скрывает того, что перегибы в школах случаются, и предлагает родителям взаимодействовать с учителями, с руководством школы, но, не найдя понимания с их стороны, предлагает не опускать руки, не молчать, а просто отстаивать права ребенка, направлять свои требования в органы управления образованием.

В заключение разговора о семейном образовании инициатор дискуссии так обосновывает свою позицию:

– Школы и ученики у нас разные – это хорошо. Учителя в школах работают разные – это здорово. Важно, чтобы за амбициями родителей и административных работников мы не забывали о главном – о ребенке, о маленьком человеке, который только начинает жить, знакомится с науками, литературой, историей, постигает азы общения со сверстниками и взрослыми, ведь жизнь дается только один раз. И вспоминаем мы на склоне своих лет школу, друзей, педагогов, радостные и счастливые моменты, победы и поражения. Как говорит наш гуру педагогики Шалва Амонашвили, «мы должны превзойти самих себя. В своей любви, в своей преданности, в своей мудрости, вот тогда у ребенка вырастут крылья».

 

От редакции

Отвечая на многочисленные вопросы и суждения, появившиеся в ходе этой дискуссии в социальных сетях, в том числе и со стороны представителей Общероссийского сообщества «Семейное образование», весьма острые и актуальные, требующие пристального внимания и осмысления, Светлана Ильина предложила всем заинтересованным лицам – мамам и папам, бабушкам и дедушкам, учителям и директорам, ученикам и студентам – продолжить разговор о плюсах и минусах семейного образования. Давайте поддержим желание Светланы Сергеевны объективно и беспристрастно подойти к столь сложной теме, найти ответы на многие вопросы, которые напрямую связаны с будущим наших детей, нашей страны. Подключайтесь, дорогие читатели «Учительской газеты»!

 

Андрей СЁМКЕ, учитель физики и астрономии, заслуженный учитель Кубани

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте