search
main
0

Кто из детей подвержен заиканию и как его предупредить: что важно знать родителям

В настоящее время заикание является нередкой проблемой среди дошкольников и детей школьного возраста. Эксперт рассказала о том, как происходит становление речи ребенка и как можно предупредить заикание.

Фото: пресс-служба Министерства просвещения России

Рекомендациями по профилактике заикания поделилась доктор педагогических наук, заведующая лабораторией Центра развития инклюзивного образования РАО Юлия Олеговна Филатова. Ее советы опубликованы на странице Российской академии образования в социальной сети ВК.

Эксперт уверена в обязательном привлечении внимания педагогов и родителей к проблеме заикания – для этого необходимо распространять соответствующие знания. Согласно статистике, у 1% населения Земли имеется заикание. При нынешней численности около 8 млрд заиканием страдает примерно 80 млн человек. Распространенность заикания зависит от разных факторов – от возраста и пола, места проживания и ряда других причин. Например, соотношение мужчин и женщин, имеющих такую проблему, составляет в настоящее время 4 к 1.

Из 80 млн человек, страдающих заиканием, 4% составляют дети. Поэтому следует знать о заикании в детском возрасте.

Ранние этапы развития речи ребенка

Сформированной устную речь ребенка можно считать тогда, когда сформирована звуковая сторона речи, имеется достаточный словарный запас, грамматическое и семантическое оформление выказывания, когда высказывание становится плавным. Плавность речи – надежный показатель законченности основных параметров связанного высказывания.

Как формируется плавность речи? Это происходит на протяжении всего дошкольного возраста. К показателям неплавности речи относят дыхательные повторы несудорожного характера, повторы звуков, повторы целого слова, продление гласных звуков, неоправданное паузирование, пересмотры, связанные с выбором слова для точного выражения мысли. У детей с нормальным развитием речи имеется выраженная динамика в качестве и количестве показателей неплавности речи. Так, в возрасте 1,5–2,5 лет наблюдаются преимущественно повторы изолированных звуков, частей слова, паузы между словами.

В следующем периоде от 2,5 до 3 лет существенно возрастает число показателей неплавности речи и расширяется их репертуар. Помимо повторов частей слова и пауз, регистрируют дыхательные повторы, повторы целого слова, а также пересмотры. В возрасте 3,5–5 лет в два раза сокращается число показателей неплавности речи, которые начинают выражаться преимущественно повторами целого слова, паузами и пересмотрами.

Фото: freepik.com

Такая динамика показателей неплавности речи указывает на то, что у детей в возрасте 2,5–3,5 лет функциональная система устной речи претерпевает этап наиболее интенсивного развития. Этот этап считается гиперсинзетивным, то есть гиперчувствительным. Все годы дошкольного детства относятся к синзетивной фазе речевого развития. Если в этот период на малыша воздействуют какие-либо вредоносные факторы, то процесс речевого развития может задерживаться, искажаться или нарушаться. У части детей наблюдается слабая динамика показателей неплавности речи. В результате этого к старшему дошкольному возрасту у них отмечается большое количество этих показателей. У детей с ускоренным темпом речевого развития отмечают большое количество показателей неплавности в 2,5–3,5 года, и их количество не уменьшается по мере взросления.

Есть и другая группа детей, у которых замедлен темп речевого развития и наибольшее количество показателей неплавности речи регистрируется в более поздний период – в 3,5–5 лет. Иногда в их речи могут наблюдаться специфические судорожные сокращения речевых мышц или так называемые моменты заикания. Их количество увеличивается при утомлении, возбуждении, попытке сказать сложную в лексическом либо грамматическом оформлении фразу.

Кто в группе риска и каковы меры профилактики заикания

Детей с ускоренным и замедленным темпами речевого развития относят к группе риска по появлению заикания. Если моменты заикания в речи становятся частыми и более выраженными, не уменьшаются с течением времени (до полугода), диагностируют эволюционное заикание. Такие дети должны быть обследованы логопедом и введены в группу превентивного педагогического вмешательства для развития плавности речи.

Для детей с замедленным и ускоренным темпом речевого развития важно организовать специальный общий охранительный речевой режим. Он подразумевает проведение мероприятий по общему оздоровлению ребенка и соблюдению правил психогигиены. Нужно организовать специальный режим сна и бодрствования, режим дня, прогулки, питания. Все режимные моменты должны быть ритмичными – их стоит проводить в определенное время регулярно.

Другим моментом общего охранительного режима выступает значительное снижение интеллектуальных, психических и эмоциональных нагрузок – стоит снизить число просмотров мультфильмов, сузить круг общения домашними условиями, лучше избегать чтения книг не по возрасту, переизбытка информации.

Фото: министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области

Создание специального речевого режима включает в себя разные направления в зависимости о того, какой ребенок – с ускоренным или замедленным темпом речевого развития. Для первого стоит снизить речевое общение, ограничить игровую деятельность наедине с собой – в таких условиях показатели неплавности речи будут проявляться меньше. Вопрос для такого ребенка следует формулировать упрощенно, чтобы он мог ответить одним словом или жестом. Речевые и психологические задачи лучше максимально упростить. Рекомендуется петь вместе с ребенком, проговаривать стихи в сочетании с ритмическими движениями.

Детям с замедленным темпом речевого развития необходима умеренная, осторожная стимуляция речи, нормализация звукового произношения и лексико-грамматической стороны. У детей с нарушением звукопроизношения и интонационного оформления высказывания логопеды начинают работать с данными нарушенными компонентами. Важно развивать все компоненты, чтобы не возникло заикание.

Необходимо также правильно организовать речевое общение ребенка со взрослым. Речь взрослого должна быть простой и доступной по содержанию, темп – умеренным, эмоциональная окраска голоса – спокойной и доверительной.

Фото: pixabay

О причинах заикания

Заикание является примером нарушения плавности речи. Оно начинается в возрасте от 2 до 6 лет. Надо понимать, что одной причины заикания не существует. Имеют значение наследственность, психомоторное развитие, окружающая среда, даже стиль воспитания ребенка. Все причины условно можно разделить на предрасполагающие и пусковые (триггерные). Среди первых – внутриутробные, родовые и постнатальные вредности, инфекционные заболевания, соматическая ослабленность, ускоренное либо замедленное речевое развитие, эмоциональная реактивность, специфическое отношение ближайшего окружения к начинающемуся заиканию и вторичным проявлениям – капризам, упрямству, страхам ребенка. При этом сама предрасположенность не ведет к заиканию. Решающую роль играют психические травмы – сильное неожиданное потрясение, вызывающее острую реакцию или испуг.

Что делать, если появились признаки заикания

В начальном периоде появления заикания важно не только своевременно обратиться к специалисту для последующего проведения комплексной лечебно-коррекционной педагогической помощи, но и соблюдать специальный общий охранительный режим. Если коррекционное воздействие в дошкольном периоде оказать своевременно, это быстро нормализует речь, заикание пройдет. Однако возможны рецидивы – при психическом или физическом утомлении, перенесенных заболеваниях, эмоциональных переживаниях. Так что важна длительность и регулярность коррекционного воздействия для закрепления навыка плавной речи.

Для носителей заикания и их окружения сегодня создаются доступные методические материалы. В 2018 году вышло первое отечественное пособие «Просто иногда я заикаюсь». Оно адресовано детям младшего школьного возраста. Книга поможет изменить речь, отношение ребенка к заиканию и собственному социальному образу. Также важно вовлекать родителей в процесс преодоления заикания. В этом поможет книга «Ваш ребенок заикается? Руководство для работы с родителями».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте