search
main
0

Кто имеет право судить? Старшие классы

Тема “Суд и правосудие в Российской Федерации”

Основные содержательные линии:
1. Что такое правосудие?
2. Конституционно-правовые принципы осуществления правосудия в Российской Федерации.
3. Судебная система в Российской Федерации.
Цели:
1. Формирование у учащихся представлений о суде как институте, призванном защищать права человека, знания основных принципов осуществления правосудия, основных звеньев судебной системы Российской Федерации.
2. Формирование понимания правосудия как способа защиты прав личности.
3. Воспитание позитивного правосознания учащихся.
4. Упражнения на умение анализировать тексты законодательных актов.
Основные понятия урока: правосудие, судопроизводство, суд, судья, судебная система Российской Федерации, гласность судопроизводства, презумпция невиновности, Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды Российской Федерации.
Межкурсовые и межпредметные связи:
Всеобщая история, история России: осуществление правосудия в различные исторические периоды, суд в Киевской Руси, Московском государстве, сословный суд. Судебная реформа 1864 года, ее основные положения и историческое значение. Внесудебные преследования и судебный произвол в СССР в 1930-е – начале 1950-х годов.
Оборудование урока: 1. Документы:
а) Конституция Российской Федерации, гл. VII,
б) Федеральный Конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации”.
2. Схема “Судебная система Российской Федерации”.
3. Словари.
Ход урока:
1. Открывая урок, учитель предлагает учащимся привести примеры выражений, словосочетаний, понятий, ассоциирующихся со словом “суд”. При всей широте разброса мнений и ассоциаций у большинства подростков понятие “суд” тесно связано с понятием “справедливость”. Таким образом учащиеся подводятся к пониманию важнейшего назначения суда – установления справедливости. Защищая интересы граждан, права и свободы человека, суд таким образом осуществляет правосудие.
ПРАВОСУДИЕ – деятельность судов, направленная на укрепление законности и правопорядка, защиту прав и интересов граждан.
2. Анализ статьи 118 Конституции РФ. Важнейшие идеи:
а) осуществление правосудия в РФ только судом. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия,
б) виды судопроизводства в РФ. Учащиеся оформляют в тетрадях схему:

СУДОПРОИЗВОДСТВО В РФ

КОНСТИТУЦИОННОЕ ГРАЖДАНСКОЕ

АДМИНИСТРАТИВНОЕ УГОЛОВНОЕ

в) самостоятельность судебной власти, ее независимость от других ветвей власти.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации от имени государства правосудие осуществляют судьи, работающие на профессиональной основе.
3. Анализ статьи 119 Конституции РФ.
Задание: определите основные требования, предъявляемые Основным Законом к статусу судей.
4. Следующий этап: рассмотрение конституционно-правовых принципов осуществления правосудия в Российской Федерации. Учитель разъясняет, что это базисные основы, на которых основана деятельность российских судов. Учащиеся изучают эти принципы, работая с текстом Конституции РФ, узнавая значение новых понятий с помощью словаря. По ходу работы учащиеся оформляют записи в тетради:
Конституционные принципы осуществления правосудия:
1. Осуществление правосудия только судом (ст. 118).
2. Право граждан на судебную защиту (ст. 46).
3. Равенство всех перед законом и судом (ст. 19).
4. Независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120).
5. Несменяемость судей (ст. 121).
6. Неприкосновенность судей (ст. 122).
7. Гласность судопроизводства ( ст. 123).
8. Состязательность судебного разбирательства (ст. 123).
9. Презумпция невиновности (ст. 49).
Вопросы: 1. Объясните сущность конституционного права граждан РФ на судебную защиту. Какие гарантии этого права устанавливает Конституция Российской Федерации?
2. Объясните сущность презумпции невиновности. Какое значение имеет этот принцип в осуществлении правосудия?
3. Какие гарантии для судей устанавливает Конституция России?
Учитель поясняет, что судебную систему России возглавляют высшие суды: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, и ставит перед учащимися задачу: выяснить основные функции и полномочия каждого из этих судов.
Организуется работа с текстом Конституции РФ и Федерального Конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации”.
1-я группа: Конституционный суд РФ – Конституция РФ, ст. 125.
2-я группа: Верховный суд РФ – Конституция РФ, ст. 126, Закон “О судебной системе РФ”, ст. 19.
3-я группа: Высший арбитражный суд РФ – Конституция РФ, ст. 127, Закон “О судебной системе РФ”, ст. 23.
Вопросы и задания:
1. Почему знание, уважение и соблюдение законов является обязанностью граждан России?
2. Каково основное назначение судов? Для чего существует суд?
3. Какие виды дел принимаются к рассмотрению федеральными судами?
4. Сформулируйте кратко основные различия в компетенции высших судов Российской Федерации: Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ.
5. Назовите суды, действующие на территории Калужской области.
6. Пригласите судью местного (городского) районного суда для встречи с вашим классом. Подготовьте вопросы, которые вы хотели бы задать судье о деятельности суда и работе судьи.
Критическое мышление:
7. Предположите, что все суды в Российской Федерации внезапно прекратили свое существование. Как в подобной ситуации будет осуществляться правосудие; люди будут защищать свои права и разрешать споры?
8. Вы возглавляете комиссию по формированию школьного суда для рассмотрения дел в вашей школе. По каким качествам вы будете отбирать кандидатуры на должности судей?

Словарь урока:
Арбитражные суды – судебные органы для разрешения экономических, хозяйственных споров между предприятиями, организациями, учреждениями.
Гласность судопроизводства – один из конституционных принципов судопроизводства, предусматривающий открытое рассмотрение дел судами.
Конституционный суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Правосудие – деятельность судов, направленная на защиту прав и интересов граждан, укрепление законности и правопорядка.
Презумпция невиновности – один из принципов судопроизводства, согласно которому обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.
Суд – орган государственной власти, функцией которого является осуществление правосудия.
Судебная система Российской Федерации – совокупность всех судов Российской Федерации, действующих на основе единых принципов судопроизводства.
Судопроизводство – рассмотрение и разрешение судебных дел в установленном законом порядке.
Суды общей юрисдикции – судебные органы, рассматривающие гражданские, уголовные, административные и иные дела.
Судья – должностное лицо, наделенное полномочиями.

Тема “Судебное разбирательство”

Основные содержательные линии урока:
1. Иск и исковое заявление.
2. Посещение судебного заседания по гражданскому делу.
3. Анализ судебного разбирательства по гражданскому делу.
Цели: 1. Ознакомление учащихся с основными направлениями деятельности суда, основными стадиями судебного разбирательства по гражданскому делу.
2. Обучение составлению искового заявления.
3. Воспитание у учащихся восприятия суда как важнейшего института защиты.
Основные понятия: иск, исковое заявление, истец, ответчик, свидетель, стадии судебного разбирательства по гражданскому делу.
Умения и навыки, формируемые на уроке: анализировать судебное разбирательство как правовое явление, составлять исковые заявления по гражданскому делу.
Основное назначение этого урока состоит в том, чтобы дать учащимся возможность ознакомиться на практике с ходом судебного разбирательства по гражданскому делу.
Учитель предварительно посещает суд и выбирает одно из судебных заседаний. Этому предшествует подготовительная работа:
а) учащиеся знакомятся с учебной таблицей-памяткой “Составные части судебного разбирательства по гражданскому делу”.
Стадии судебного разбирательства и их основное назначение
1. Подготовительная часть. Выяснение наличия необходимых условий для рассмотрения дела в данном судебном заседании:
– возможно ли рассмотрение дела при данном составе суда,
– проверка присутствия лиц, участвующих в деле,
– проверка наличия доказательств, необходимых для рассмотрения дела.
2. Рассмотрение дела по существу. Рассмотрение существа слушаемого дела, исследование доказательств по делу.
3. Судебные прения. Подведение итогов проведенного исследования доказательств. Заслушивание речей лиц, участвующих в деле.
4. Заключение прокурора, если он участвует в деле. Прокурор, участвующий в деле, дает заключение по существу дела.
5. Постановление и оглашение решения суда. Суд решает дело по существу и объявляет вынесенное решение в зале судебного заседания.
Исковое заявление
1. Иск предъявляется в суде по месту жительства ответчика. Иск к юридическому лицу предъявляется по месту нахождения органа или имущества юридического лица.
2. Исковое заявление подается в суд в письменном виде.
3. В заявлении должны быть указаны:
а) наименование суда, в который подается заявление,
б) наименование истца, его место жительства или, если истцом является юридическое лицо, его место нахождения,
в) наименование ответчика, его место жительства,
г) обстоятельства, на которых истец основывает свое требование, и доказательства, подтверждающие обстоятельства, изложенные истцом,
д) требования истца,
е) цена иска, если иск подлежит оценке,
ж) перечень прилагаемых к заявлению документов.
4. Заявление подписывается истцом или его представителем.
5. Исковое заявление представляется в суд с копиями по числу ответчиков. Учащиеся выполняют задание: по предлагаемому образцу составить исковое заявление в суд по гражданскому делу.
В процессе посещения судебного заседания учащиеся следят за его ходом, следуя памятке:
Памятка для наблюдения за ходом судебного разбирательства по гражданскому делу
1. Какое дело рассматривается в суде? Каков предмет судебного разбирательства?
2. Кто является сторонами судебного заседания? Кто выступает в роли истца? Ответчика?
3. Каков состав суда? Каковы функции судьи (председательствующего)? Секретаря? Участвует ли в деле прокурор? Каковы другие участники процесса?
4. Выделите основные стадии судебного разбирательства.
5. Какую роль играет подготовительная стадия судебного разбирательства? Какие процессуальные действия совершаются на этой стадии?
6. Как происходит рассмотрение дела по существу? Внимательно выслушайте доклад судьи, это поможет вам лучше понять суть судебного разбирательства.
7. Какую роль играют свидетельские показания? Кто выступает в роли свидетелей? Есть ли среди свидетелей несовершеннолетние?
8. Обратите внимание на ход судебных прений. Они подводят итог проведенному исследованию доказательств.
9. Каково судебное решение по делу?
Необходимо показать учащимся особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля.
Правила, регулирующие допрос несовершеннолетних свидетелей
1. Свидетелю, не достигшему 16 лет, председательствующий суда разъясняет только обязанность правдиво изложить все известное ему по делу. Он не может быть предупрежден об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний.
2. При допросе свидетелей в возрасте до 14 лет, а по усмотрению суда и при допросе свидетелей в возрасте от 14 до 16 лет вызывается педагог.
3. В отдельных случаях на время допроса несовершеннолетнего свидетеля из зала судебного заседания по определению суда может быть удалено то или иное лицо, участвующее в деле.
4. Свидетель, не достигший 16 лет, по окончании допроса удаляется из зала судебного заседания.
Александр АНИКЕЕВ,
учитель истории и обществознания

Калуга

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте