search
main
0

Кто или какой? Переход прилагательных в существительные

Начнем с того, что сравним эти две части речи, выясним, в чем их сходство и различие.
Итак, чем отличаются прилагательные от существительных по смыслу?

Существительные обозначают предметы, а прилагательные – признаки предметов. Что в грамматике называется предметом? Всякое слово, которое в начальной форме отвечает на вопрос КТО ЭТО? или ЧТО ЭТО?. А что называем признаком предмета? Признаком предмета в грамматике называется всякое слово, которое в начальной форме отвечает на вопрос КАКОЙ? или ЧЕЙ?.
Это различие между прилагательным и существительным основное, достаточное для того, чтобы не смешивать их при разборе или в речи. Но оно не единственное. Есть отличия морфологические. При морфологическом разборе и существительных, и прилагательных мы указываем род, число, падеж: умный мальчик – м. род, им. п., един. ч.; умным девочкам – ж. род, д.п., множ.ч. Почему совпадают формы прилагательного и существительного? Разумеется, потому, что прилагательные согласуются с существительными, то есть воспринимают формы существительных. Своих, независимых форм они не имеют. А существительные имеют собственные формы рода, числа, падежа. Это одно морфологическое различие между данными частями речи. Есть и второе. Вы заметите сразу, что прилагательные изменяются по родам (умный, умная, умное). Изменяются ли по родам существительные? Конечно, нет, не изменяются.
Есть различия и синтаксические. Основная роль существительного в предложении – подлежащее или дополнение. А какую роль выполняет в предложении прилагательное? Оно бывает определением или, реже, сказуемым. Например: Белеет парус одинокий… (какой парус? – определение); Утро было туманное (что говорится о нынешнем утре? – сказуемое).
Теперь ответим на вопрос: как может прилагательное переходить в существительное, если между ними такие большие различия – и смысловые, и морфологические, и синтаксические? Очевидно, прилагательные утрачивают свойственные им признаки и уподобляются почти во всем существительным. Что же утрачивают прилагательные, переходя в существительные? Что приобретают взамен?
Они теряют определяемое существительное и занимают его место: Смелый солдат дерется с врагами, жизни своей не щадя. – Смелый дерется с врагами… (Сурков). Заняв место существительного, прилагательное становится существительным: оно отвечает на вопрос КТО? и обозначает предмет. В предложении оно выполняет роль подлежащего и дополнения. Смелого пуля боится… (кого? чего? боится пуля). Одновременно прилагательное приобретает постоянный признак рода и теряет способность изменяться по родам. Пары слепой – слепая, звеньевой – звеньевая подобны ткач – ткачиха. Они обозначают природный пол лица. Взамен утраченного определяемого существительного (часовой перерыв) прилагательное, переходя в существительное, может приобрести качественное или количественное определение (бдительный часовой, семеро смелых).
Что сохраняют прилагательные, переходя в существительные? Прежде всего тип склонения. Сравните герой – героя (в род.п.), но портной -портного, а не портноя. Некоторые прилагательные, переходя в существительные в форме среднего рода, сохраняют возможность образования превосходной степени: важнейшее или самое важное.
Повторим. Прилагательные могут переходить в существительные. При этом они обозначают предмет или лицо и отвечают на вопрос КТО ЭТО? или ЧТО ЭТО? Изменяется синтаксическая роль прилагательных. Они употребляются в роли подлежащего или дополнения, изредка в роли несогласованного определения (Мечта слепого не могла осуществиться. – Чья мечта?). Такие прилагательные могут иметь при себе определения: уютная гостиная, услужливая горничная, ядовитое насекомое. Они уже не изменяются по родам. Но склоняются по-прежнему, по основному типу прилагательных.
Процесс перехода прилагательных в существительные начался давно и проходит три этапа. Вначале кто-то, может быть, в спешке опускает для краткости определяемое существительное: “Запахло горелым”. Слушающие это замечание понимают, начинают искать причину, чтобы устранить ее, и т.д. Однако такое употребление необязательно становится устойчивым. Второй пример. Кто-то из наших далеких предшественников сказал: “Пришли портные”, не указав определяемое существительное люди. Эта фраза всем понравилась своей краткостью и выразительностью. Определяемое существительное при слове портной стало ненужным и даже лишним, и оно перешло в существительное. Лишь у Гоголя встретилось выражение “ПОРТНОЕ население” и то только однажды. Слово ПОРТНОЙ окончательно перешло в существительное. Возврат его в категорию прилагательного совершенно невозможен. Таких прилагательных очень немного: запятая, насекомое, леший, лесничий и др. Их бытность в категории прилагательных по отсутствии примеров оказывается под вопросом. Приведенные два примера говорят о наличии двух этапов, или степеней, перехода прилагательных в существительные: начального и завершающего. Второй этап, промежуточный, многочисленнее. На втором этапе интересующие нас слова употребляются одинаково часто и в роли прилагательных, и в роли существительных: больной поправился и больное место; слепой споткнулся и слепой музыкант; дежурный врач и дежурный по классу.
Упражнения
1. Определите этап перехода прилагательных в существительные.
Образец: Безрукий соседа обокрал, голому за пазуху наклал, слепой подглядывал, глухой подслушивал, безногий вдогон бежал, немой обо всем рассказал. (Шутка). Здесь прилагательные БЕЗРУКИЙ, БЕЗНОГИЙ и ГОЛЫЙ стоят на первой ступени перехода в существительные, а ГЛУХОЙ и НЕМОЙ – на второй.
“Сейте разумное, доброе, вечное!” – эти слова Некрасова по заслугам присвоили учителя. Ленивого по платью узнают. Стоячему с сидячим трудно говорить. Сытый голодного не разумеет. Добрый плачет от радости, а злой – от зависти. (Пословицы).
2. Составьте словосочетания с данными словами, употребляя их, где возможно, то как прилагательное, то как существительное. Отметьте ступень перехода.
Образец: Вызвали в учительскую, учительская проверка; злой леший.
Лесничий, прохожий, прихожая, рабочий, столовая, прачечная, учительская.
3. Комментированное письмо. Отметьте прилагательные, перешедшие в существительные. Отгадайте загадки.
Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух). На дереве висит колючая головка, на землю упадет – одежку скинет ловко. (Плод каштана). Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ежик). Круглое, румяное с дерева достану я, на тарелку положу: “Кушай, мамочка!” – скажу. (Яблоко). Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита. (Книга).
К сказанному о переходе прилагательных в существительные нужно добавить следующее. Не все прилагательные, перешедшие в существительные, сохраняют тип склонения. Фамилии на ов/ев и на ин/ын (Иванов, Зверев, Бунин, Лисицын) склоняются, как существительные 2-го склонения. Только в твор. пад. сохраняют окончание -ым, -им в ед.ч.: С Пушкиным на дружеской ноге! (Гоголь) – ыми/ими во множ.
Многочисленные географические названия на ино/ыно, ово/ево полностью перешли в существительные. Они во всех падежах имеют окончания существительных 2-го склонения, в том числе в творительном. Под городом Чеховом, “как под Киевом”, Харьковом, за селом Зайцевом, Бородином, под городом Ивановом.
По значению как фамилии, так и географические названия давно отдалились от прилагательных. Сближение их типа склонения с существительными вполне законно и естественно.
Упражнения
1. Данные словосочетания поставьте в творительный падеж и составьте с ними предложения по образцу: С композитором Бородиным учитель музыки познакомил учащихся по отрывкам из оперы “Князь Игорь”. Встретились с товарищем за городом Ивановом. Детское село не так давно стало городом Пушкином.
Поэт Никитин, село Никитино, поселок Дмитров, писатель Тургенев, художник Репин, село Кунцево.
2. Произведите полный морфологический разбор всех существительных и прилагательных.
Кто малым недоволен, тот большего недостоин. (Пословица). Смелого пуля боится, смелого штык не берет! (Сурков). Бабочка – легкокрылое насекомое. Победа над слабым не лучше поражения. Многие знакомятся с Чеховым по его рассказу “Каштанка”. Автобус остановился перед городом Чеховом.
Мы несколько расширяем и углубляем этот интересный материал по грамматике по сравнению с программой и традиционными учебниками. Позволительно ли это? Ответим прежде всего на вопрос: полезно ли это? Это полезно тем, что заинтересовывает учащихся. А где интерес, там и понимание, там усвоение дается легче и быстрее и грамматика становится занимательной наукой, как-то более близкой, более реальной для ученика.

Елена ПРОНИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте