Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива.
Василий Сухомлинский
В настоящее время, в век современных технологий, основной задачей образования является формирование активной самостоятельной личности, всесторонне мобильной, готовой как к будущей жизни, так и к переменам в ней. Что же может послужить формированию всесторонне мобильной личности, дать максимальную возможность для самореализации?
По моему мнению, возможность для самореализации может дать проектно-исследовательская деятельность, которая направлена на выработку умений делать выбор, сопоставление, сравнение, анализ. Эти умения невозможно приобрести с помощью теоретических знаний, а только в процессе выполнения проектных и исследовательских задач.
Под учебным проектом следует понимать самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной, выполненное под контролем и консультированием учителя. Развитие умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, критическое мышление дают максимальную возможность для самореализации.
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Проектная деятельность дает простор для творческой инициативы как учащихся, так и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Эта деятельность позволяет проявить себя индивидуально, а также в группе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить» – эти слова вполне могут служить девизом для участников в проектной деятельности.
При работе над проектом нужно определить свойственные ему характерные особенности. Прежде всего это наличие проблемы, которую необходимо будет решить в ходе работы. К тому же проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.
Проект, безусловно, должен иметь ясную и реально достижимую цель. Именно цель проекта направлена на решение исходной проблемы, и это решение всегда имеет собственное и неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и впоследствии становится средством решения проблемы проекта.
В работе над проектом значима роль учителя, авторитет которого определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Тот педагог будет впереди, кто мотивирует самостоятельную деятельность учащихся. Учитель, сопровождая проектную работу учащегося, перестает быть только учителем, он становится педагогом широкого профиля, помогающим ученику увидеть мир во всем его многообразии, во всех красках.
Завершается работа над проектом презентацией полученных результатов. Продуктом проектной работы могут быть презентация, альбом, буклет, спектакль.
Уже стало традицией в нашей школе ежегодно проводить конкурс проектных и исследовательских работ учащихся. Задачей конкурса в первую очередь является выявление талантливых учащихся, развитие творческих способностей, познавательной активности. В течение последних трех лет мои ученики принимают активное участие в школьных конкурсах проектно-исследовательских работ и занимают призовые места.
Приведу примеры проектных и исследовательских работ учеников 9‑11‑х классов. Исследовательская работа по литературе, выполненная Сергеем Соболевым (9‑й класс), «Зачем нужны псевдонимы? Кто и зачем скрывается под маской?». Объектом исследования Сергей взял литературные псевдонимы, объясняя это тем, что ему было интересно узнать, почему творческие люди, писатели, поэты, часто используют псевдонимы, что их побуждало придумывать себе псевдонимы, что скрывается под маской вымышленного имени.
Продуктом исследования стала презентация о разных писателях, использующих псевдонимы, которая может быть использована учителями на уроках литературы. Исследовательская работа по русскому языку, выполненная Дмитрием Шумилкиным (11‑й класс), «Языковой портрет личности». Дмитрий посчитал актуальной эту тему, обосновав это тем, что в современном мире, как никогда, распространена проблема самоидентификации личности. Человек погружен в информационное поле, из-за чего его сознание и формирование личности находятся в прямой зависимости от трендов и набирающих популярность тенденций. В таких условиях становится все сложнее выявить и описать отличительные особенности личности каждого человека.
Проектно-исследовательская работа «Символика цвета в русской литературе», выполненная Даниилом Бобоком (11‑й класс).
– Почему я выбрал эту тему? Мне было интересно узнать, в каком контексте авторы используют цвет? Эта мысль пришла мне в голову, когда мы в 10‑м классе изучали произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Я считаю, что тема моей исследовательской работы актуальна и в настоящее время. Несмотря на изученность цветовой символики в русской литературе, эта тема все равно остается интересной, – объясняет свой выбор проектной работы Даниил.
Обеспечение участия старшеклассников в проектах различного типа (исследовательских, творческих, ролевых, информационных, прикладных) является необходимым условием организации проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся, обеспечивающим широкие возможности самореализации участников в разных видах деятельности на основе их индивидуально-личностных особенностей и интересов как на уроках, так и во внеурочное время.
Людмила ЧЕПКАСОВА, учитель русского языка и литературы школы №2009
Комментарии