search
main
0

Кто хочет стать учителем?

Минпросвещения России в Год педагога и наставника отметило рекордно высокий интерес абитуриентов к педагогическому образованию. По данным ведомства, конкурс на бюджетные места по педагогическим специальностям в среднем составил почти 12 человек на место. Только в педвузы, подведомственные Минпросвещения России, на педспециальности по программам бакалавриата и специалитета было подано 385 тысяч заявлений, что на 100 тысяч больше, чем в прошлом году. В целом, по предварительным данным Минобрнауки, во все вузы страны на педагогические специальности на программы бакалавриата и специалитета было подано 725 тысяч заявлений.

Мы решили поинтересоваться у наших читателей – директоров школ и педагогов, наблюдают ли они среди своих учеников возрастающий интерес к педагогической профессии.

 

Роза МЕЛЕКЕСОВА, кандидат педагогических наук, директор школы №7 Воткинска, Удмуртская Республика:

– На примере своих выпускников мы видим, что количество выбирающих педагогические направления растет. Причем не только среди выпускников 11‑х классов, но и 9‑х. В этом году из 20 одиннадцатиклассников пятеро поступили в вузы, связанные с педагогическими направлениями. Думаю, что тому много причин. Растет популярность профессий «учитель», «воспитатель», «педагог-психолог», «учитель-дефектолог» и других. В нашей школе уже несколько лет развивается сотрудничество с педагогическим колледжем, а в прошлом учебном году впервые была реализована совместная программа, 12 ребят получили удостоверение вожатого.

Но есть и другое наблюдение: некоторые ребята выбирают эти направления и сразу говорят, что не планируют работать в государственных школах и детских садах. Они хотят либо организовать собственные образовательные центры, либо устроиться в частные школы, либо оформлять самозанятость.

 

Александр ЛИТВИН (фамилия изменена), частный репетитор, Владимирская область:

– Не знаю, откуда наши головные ведомства черпают информацию о якобы небывалом спросе на получение профессии учителя, а я сужу по тому, что вижу собственными глазами. Ни один из моих учеников, с которыми я занимаюсь репетиторством (а это, поверьте, немало!), не приходил ко мне с просьбой «помогите подтянуться по химии, это очень нужно для поступления в педвуз». Все хотят стать либо врачами, либо инженерами, либо технологами, либо еще кем-то. А на вопрос, почему им не нравится профессия педагога, заявляют, что учителям слишком мало платят, да еще и все о них ноги вытирают.

От своих коллег слышал, что их дети все-таки идут в педагогические вузы и поступают туда без проблем. Но что толку, если из 10 поступивших потом лишь один приходит в школу? К сожалению, престижность педагогического образования за последние десятилетия значительно снизилась. И ребятам гораздо интереснее стать инженерами, чем учителями. Тем более что инженер всегда сможет потом стать учителем, а вот учитель инженером – вряд ли.

 

Светлана КОРОЛЕВА, учитель истории и обществознания, директор школы №4 Ахтубинска, Астраханская область:

– Определенно, среди молодого поколения я вижу возрастающий интерес к профессии учителя. Одна из моих выпускниц, которая в этом году поступила в вуз на педагогическое направление, говорит: «Нам сказали, что мы элита! Мы должны быть примером для всех остальных студентов».

В нашей профессии есть особое преимущество: учителя нужны абсолютно везде – и в мегаполисе, и в удаленной сельской местности. Отрадно, что особое внимание к нам направлено со стороны государства. А мы в свою очередь будем продолжать популяризацию главной профессии на Земле среди своих учеников.

 

Татьяна ТРУШИНА, учитель физики и математики школы №167 Москвы:

– Наша школа старается привить интерес к профессии учителя: в рамках проекта «Университетские субботы» мы посещаем различные вузы, в том числе педагогические, проводим профориентацию, выявляя склонность детей к педагогике. И конечно же, у нас регулярно проходят дни самоуправления – ребята могут почувствовать на себе все «прелести» работы учителя.

Насколько я знаю, на такие специальности, как «физика», «математика», «информатика», конкурс небольшой, этих учителей сильно не хватает. Традиционно большой конкурс на иняз и худграф, туда идут те, кто не поступил в университеты покруче, в педвузы конкурс меньше.

 

Татьяна В., учитель одной из школ Читы:

– Насколько я знаю, за последние 10 лет лишь три моих ученика поступили на исторический факультет пединститута. В основном ребята из нашей школы поступают в педвуз на факультет иностранных языков, чтобы получить специальность переводчика, и никто не желает идти работать в школу. Это тяжелый труд, который требует ответственности, при этом оплата низкая, и молодые специалисты ищут другие вакансии, не в школе.

 

Елена ВАЙНИК, директор средней школы №36 Петрозаводска:

– Интерес учеников нашей школы к деятельности в сфере психологии и педагогики сохраняется на уровне последних лет. Не могу сказать, что он повысился, но и не уменьшился. Количество десятиклассников, пожелавших обучаться в психолого-педагогическом классе, на одного больше, чем в предыдущем году. В то же время на реализацию программы внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» по профессиональным модулям «Младший воспитатель» и «Вожатый» желающие из числа учащихся 9‑11‑х классов записываются активно.

 

Ольга Н., учитель русского языка и литературы одной из сельских школ Воронежской области:

– На мой взгляд, все, что говорят сегодня о повышении престижа профессии педагога, больше относится к городской местности и крупным школам. В сельской местности это не особенно заметно. У нас, наоборот, чувствуется нехватка педкадров – учителя стареют, уходят на пенсию, а заменить их некем. Потому что, кроме разговоров о повышении престижа и разных конкурсов, проведенных в этом году, ничего для учителя не изменилось. Ни зарплату не повысили, ни жилищную проблему не решили. Если бы молодому педагогу, когда он приезжает работать в сельскую школу, предоставляли хорошее жилье с удобствами, тогда ситуация улучшилась бы. Но ничего этого нет.

 

Ксения П., ученица 11‑го класса, Великий Новгород:

– Я учусь в престижной гимназии. В нашем классе и параллели нет никого, кто бы хотел стать учителем. Думаю, на это влияет невысокая заработная плата педагогов. Поэтому учителем, как мне кажется, захочет стать только тот, на кого очень сильно повлияли личность и яркий пример собственного наставника. Или же человек очень увлечен именно этой профессией и точно знает, что деньгами его будут обеспечивать другие члены семьи, а преподавание для него будет вроде как хобби. У нас есть такая учительница, ее муж обеспечивает, а она преподает в свое удовольствие. В целом же в массе, по моему личному мнению, в педагогические вузы поступают не самые лучшие выпускники, не отличники и не те, кто ориентирован на успех в жизни.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте