search
main
0

Кто хочет реформировать высшее педагогическое образование и как?

Рабочая группа Министерства образования и науки РФ, созданная для проведения реформ в области высшего педагогического образования, распространила проект предложений по обновлению педагогического образования. В преамбуле написано так: «Настоящие предложения подготовлены экспертной группой Минобрнауки России по выработке комплекса мер по модернизации педагогического образования. Они предназначены для обсуждения в профессионально-педагогическом сообществе, сбора актуальных и перспективных идей по модернизации педагогического образования Российской Федерации. На основании указанных предложений предполагается реализовать систему проектов по модернизации педагогического образования в рамках Федеральной целевой программы развития образования». Под документом стоят подписи сопредседателей группы по выработке комплекса мер по модернизации педагогического образования – директора Департамента государственной политики Минобрнауки РФ Игоря Реморенко и советника-наставника мэра Москвы Любови Кезиной. Что же предлагают уважаемые авторы в части реформ высшего педагогического образования?

Система педагогического образования Российской Федерации имеет свои традиции, перспективы и объективные тенденции своего становления. Ее следует рассматривать и как элемент всей системы образования России, и как специфическую систему, имеющую свою структуру и логику обновления.

В последнее время заметны некоторые явные тенденции и вызовы, предъявляемые к системе педагогического образования. К их числу следует отнести:

– расширение сферы применения педагогического образования, ориентация выпускников педагогических учебных заведений на работу не только в сфере образования, но и в иных сферах, требующих применения различных гуманитарных технологий. Все меньше подготовленных учителей работают по специальности;

– глобальные рынки труда требуют сформированных компетентностей не только у выпускников вузов, но и у учащихся школ, что в свою очередь предъявляет иные требования к подготовке педагогов. Возрастает значимость интеграции системы педагогического образования в международное образовательное пространство, необходимость освоения будущими учителями знаний и формирования у них компетентностей, характерных для мировых тенденций обновления качества образования;

– в последние годы в образовательных учреждениях происходят серьезные изменения. Обновляются учебное оборудование, учебники и учебно-методические комплексы, большее внимание уделяется образовательным технологиям, формирующим инициативность школьников, индивидуальным особенностям учащихся, дифференциации обучения в образовательных учреждениях разных типов и видов. Содержание педагогического образования не успевает и принципиально не может успевать за быстрыми изменениями реальной школьной действительности, усиливая разрыв между актуальными потребностями современной школы и качеством подготовки учителей. Это делает еще более значимой педагогическую практику будущих педагогов, ее тщательную организацию, проектирование достигаемых образовательных эффектов. Практические навыки, осваиваемые студентами, должны стать основным содержанием образования при подготовке учителей;

– учитывая все возрастающую значимость непрерывного образования, обучения в течение всей жизни, обновление квалификаций и компетентностей, предъявляются новые требования к системе профессиональной поддержки работающих учителей. В первую очередь они выражаются в большей практической ориентации системы повышения квалификации педагогов, в создании стимулов для постоянного профессионального роста. Учителя должны быть готовы постоянно повышать квалификацию и переучиваться, осваивать новые образовательные технологии.

На основании изложенного предложения по обновлению педагогического образования могут быть сформулированы по трем направлениям деятельности:

1. Обновление системы подготовки педагогов.

2. Обновление системы переподготовки и повышения квалификации учителей.

3. Создание стимулов, поддерживающих постоянно высокий уровень педагогического образования работающих учителей.

Вузы и колледжи, подготавливающие педагогов, должны шире использовать возможности двухуровневого высшего образования. Это касается прежде всего подготовки педагогов для различных ступеней общеобразовательной школы.

А. Учитель начальной школы.

Требуемое образование: прикладной бакалавриат (образование).

Места подготовки:

– педагогические колледжи на базе 11 классов в течение 3-4 лет;

– педагогические вузы;

– педагогические факультеты классических университетов.

В. Учитель основной подростковой школы.

Требуемое образование: магистратура или бакалавриат (по педагогическому или непедагогическому направлению подготовки).

– педагогические факультеты классических университетов;

– другие факультеты классических университетов (с обязательным включением курсов по психолого-педагогической подготовке).

С. Учитель старшей школы.

Требуемое образование: магистратура (по педагогическому или непедагогическому направлению подготовки).

– педагогические вузы,

Учителя всех ступеней обучения должны получить высокий уровень психолого-педагогической и практической подготовки. Поэтому со временем целесообразно ввести практику независимых сертификационных экзаменов для граждан, собирающихся работать в школе. Она может осуществляться как отраслевым профессиональным союзом, так и иными общественными, в том числе саморегулируемыми, организациями, представляющими интересы работников образования. Тем самым будет разведено предназначение двух документов: диплом вуза, позволяющий продолжить образование на более высоком уровне, и сертификат, дающий право на осуществление профессиональной педагогической деятельности.

В рамках программ подготовки учителей следует также рассмотреть возможность увеличения времени, отводимого на педагогическую практику студентов на базе образовательных учреждений, вплоть до введения педагогической интернатуры.

Как и другие образовательные программы, программы подготовки учителей должны строиться на кредитно-модульных принципах, позволяющих студентам реализовывать гибкую индивидуальную образовательную траекторию, зачитывать курсы, освоенные в иных образовательных учреждениях, менять профиль обучения и пр.

Должна обновиться сеть учреждений педагогического образования. В целом к педагогическому образованию следует предъявить более высокие требования как по уровню профессиональной подготовки педагогов, так и по ее качеству.

Педагогические колледжи могут расширить возможности подготовки выпускников прикладного бакалавриата.

Педагогические вузы, имеющие хороший потенциал фундаментальной подготовки в различных научных сферах, могут быть присоединены к классическим университетам либо самостоятельно обрести такой статус.

Педагогические вузы, серьезным образом расширившие сектор гуманитарной подготовки, могут быть также присоединены к классическим университетам в качестве педагогических факультетов и иных факультетов, готовящих специалистов для гуманитарной сферы. Некоторые из указанных вузов могут обрести самостоятельный статус гуманитарного вуза для подготовки специалистов для социально ориентированных сфер деятельности.

Эти меры позволят привести в соответствие обновившуюся структуру и объемы направлений подготовки педагогических вузов с реальным трудоустройством их выпускников, придать практике реализации образовательных программ педагогических вузов более адекватную организационно-правовую форму.

Система переподготовки и повышения квалификации учителей должна обновляться с учетом общих тенденций развития непрерывного образования:

– институты повышения квалификации учителей, демонстрирующие низкий уровень учительской подготовки, целесообразно объединить с другими структурами повышения квалификации, реализующими более качественные образовательные программы. При этом предстоит обратить внимание на решение проблем межбюджетных отношений, обновление процедур слияния и присоединения учреждений бюджетной сферы;

– необходимо ввести практику, когда учитель обязан проходить повышение квалификации или переподготовку не реже 1 раза в 5 лет с обязательным получением соответствующего сертификата;

– для ориентации системы повышения квалификации на конкретные потребности педагогов учителям целесообразно выдавать бюджетные сертификаты (ваучеры) на определенное количество часов переподготовки или повышения квалификации в любых вузах или академических институтах на всей территории Российской Федерации;

– в качестве дополнения к механизму бюджетных сертификатов может быть введен в действие механизм государственного заказа на повышение квалификации, реализуемого организациями различных форм собственности. Это касается прежде всего психолого-педагогической подготовки учителей, реализации в образовательном процессе проектных образовательных технологий, формирующих умения применять знания, и пр. Такие программы также должны реализовываться на принципах добровольного участия учителей;

– институты повышения квалификации могут стать элементом сети учреждений, реализующих инновационные образовательные программы. Программы повышения квалификации должны максимально опираться на стажировки на базе образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Также целесообразно проводить повышение квалификации на базе вузов, знакомящих учителей с современными достижениями науки и техники;

– в системе повышения квалификации следует реализовать накопительные, кредитно-модульные принципы повышения квалификации, позволяющие педагогам в течение всей профессиональной карьеры обновлять квалификации, гибко сочетать повышение квалификации и переподготовку. Такой подход существенным образом меняет организацию деятельности институтов повышения квалификации, они в большей степени начинают выполнять функции сопровождения, тьюторской поддержки образовательных программ работающих педагогов;

– обновляя законодательную базу системы образования, целесообразно определить систему повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров предметом совместного ведения федерального центра и субъектов Российской Федерации. Это касается как общих приоритетов и методических принципов повышения квалификации, так и возможности организации повышения квалификации педагогов на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

Педагогическая деятельность учителей, принципы и механизмы ее организации должны стимулировать профессиональный рост педагогов. Последние позитивные изменения, связанные с введением новых систем оплаты труда учителей, нуждаются в дальнейшем развитии. Следующий шаг – обновление механизмов аттестации педагогов:

– процедура аттестации должна носить государственно-общественный характер с привлечением профессиональных ассоциаций и объединений работодателей. Подобный опыт оценки образовательных результатов был реализован в национальном проекте «Образование» при отборе инновационных школ и лучших учителей;

– учитывая постоянное обновление образовательных технологий и средств обучения, аттестация должна с определенной периодичностью предполагать допуск к осуществлению профессиональной педагогической деятельности;

– следует принципиально обновить как требования к подготовке учителей, так и учительские обязанности. Профессиональные стандарты и квалификационные характеристики работы педагогов должны предполагать владение компетентностями, необходимыми для реализации образовательных стандартов нового поколения, в том числе информационными технологиями, проектными формами организации обучения, знаниями особенностей возрастного развития учащихся и прочего.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте