16 ноября Председатель Правительства России Владимир Путин провел первое заседание Организационного комитета по проведению Года учителя. В Белом доме собрались чиновники, парламентарии, общественники, губернаторы и, конечно, сами педагоги. В их числе три победителя конкурса «Учитель года России». Все они пришли, чтобы поговорить о том, какие мероприятия в честь Года учителя надо провести в 2010 году, а также рассмотреть вопросы развития профессионального потенциала педагогического корпуса.
Констатировав, что возможности российских школ возросли и теперь все учебные заведения, даже сельские, компьютеризированы и имеют Интернет, Владимир Путин резонно заметил, что «никакие технологии не заменят хорошего педагога». «Российская школа нуждается в талантливых и открытых всему новому преподавателях, – подчеркнул он. – Работа в школе должна быть привлекательной для лучших специалистов, которые, как известно, стремятся туда, где интересно и престижно». И материальные стимулы играют здесь далеко не последнюю роль.
Нормативно-подушевое финансирование школ и введение новой системы оплаты труда, отметил премьер, уже привели к увеличению зарплаты учителей. Но относится это в основном к опытным и заслуженным работникам. В то же время начинающие учителя пока мало мотивированы. Премьер решил исправить этот недочет и предложил выделить специальные гранты для тех, кто решит посвятить себя школе. Всего будет до тысячи грантов, рассчитанных на два года. Размер каждого – до полумиллиона рублей. То есть 250 тысяч рублей в год, уточнил Владимир Путин. По его словам, часть средств можно взять из ФЦП «Научно-педагогические кадры».
Как разъяснил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, в первую очередь гранты получат те, кто захочет работать в достаточно отдаленных регионах страны – на Дальнем Востоке, в ряде южных республик, регионах Севера и Сибири, а также те, кто поедет преподавать предметы на русском языке в школы СНГ. Отбор будет конкурсным, уточнил министр.
Путин считает, что нужно обновить и подходы к установлению норм труда учителя. «Преподаватели младших классов, чтобы получить равную зарплату с предметниками, должны отработать большее количество часов, – напомнил премьер. – Учитывая повышение требований к подготовке малышей и соответственно требований к квалификации учителя младших классов, считаю возможным продумать вопрос о выравнивании этих норм».
Существующие нормативы Минобрнауки России пересмотрит вместе с Минздравсоцразвития и профсоюзом. Сегодня труд учителя на младшей ступени, отметил Андрей Фурсенко, ничуть не легче труда предметника в профильной старшей школе. Поэтому учителя начальных классов должны быть по крайней мере приравнены к предметникам. «Это касается учителей физкультуры и музыки, которые играют огромную роль в воспитании школьников, – добавил министр. – Их нормы оплаты должны быть также пересмотрены».
По мнению Владимира Путина, в пересмотре нуждается и система аттестации учителей. «Знаю, что здесь есть вопросы у профсоюзов. Но совершенно очевидно, что нужно закреплять высокий статус преподавателя, мотивировать его на постоянное совершенствование своих знаний, на овладение передовыми идеями и методиками». Наряду с качественной фундаментальной подготовкой, отметил премьер, учителя должны иметь возможность для непрерывного повышения своей квалификации – «квалификации, которая учитывала бы индивидуальные потребности самих педагогов, а также специфику школ, где они работают».
«Мы исходим из того, что только сами учителя в каждой конкретной школе, а не чиновники могут решить, какая методическая поддержка им нужна, – развил тему Андрей Фурсенко. – Сегодня средства на повышение квалификации начинают напрямую поступать педагогическим коллективам, давая возможность выбора программ и курсов. Более чем в трети регионов уже начаты системные изменения в этом направлении, которые позволят учителям повышать квалификацию не только в традиционных специализированных институтах, но и в ведущих вузах и учебных центрах, на базе передовых школ».
В сфере повышения квалификации, заметил министр, становится все более заметным и значимым еще один важный ресурс – сетевое взаимодействие учителей в Интернете. «Десятки, если не сотни тысяч учителей уже участвуют в его развитии. Мы будем поддерживать сетевые сообщества, в которых учителя оказывают методическую помощь друг другу через Интернет».
Гораздо большую поддержку, чем сейчас, по мнению министра, должна давать учителям педагогическая наука. «Нужен подробный и тщательный анализ тех трудностей, с которыми сталкиваются учителя при обучении математике, физике, химии, русскому языку, другим предметам. Причем не только в столичных, но и в далеких школах. Опираясь на результаты этой работы, можно будет разрабатывать гораздо более эффективные программы повышения квалификации».
Председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова в своем выступлении отметила, что развитие образования вполне оправданно предъявляет все более высокие требования к учителю. Квалификационные характеристики, утвержденные приказом Минздравсоцразития России №593 от 14 августа 2009 года, предусматривают широчайший спектр компетентностей, которыми должен обладать учитель, а также должностных обязанностей, которые на него возлагаются. «Вполне понятно, что эффективность и качественное исполнение этих требований прежде всего зависит от учителя. Но есть сопутствующие условия их исполнения, которые зависят не только и не столько от самого учителя. К числу таких условий относятся стоимость труда и объективная оценка качества его труда. Кроме того, учитель должен обладать такими компетентностями, как использование автоматизированного рабочего места, цифровых образовательных ресурсов и многое другое. А это уже в полной мере зависит от того, какие условия труда обеспечены учителю».
В связи с этим Галина Ивановна предложила дать поручение регионам приступить к системному проведению аттестации рабочих мест и поэтапному обеспечению необходимых условий труда учителя в соответствии с современными требованиями: «Такой шаг со стороны федерального центра был сделан в рамках приоритетного национального проекта «Образование», и эта работа, на наш взгляд, требует своего продолжения в субъектах в соответствии с возложенными на них полномочиями. При этом необходимо на федеральном уровне нормативно закрепить процедуру приемки на готовность образовательных учреждений к новому учебному году, включая не только соблюдение норм СанПиНов, но и оснащенность учебных кабинетов современным учебным оборудованием».
Чтобы ускорить процесс повышения квалификации учителей, профсоюз предлагает оказать государственную поддержку регионам и предусмотреть на эти цели в федеральном бюджете на 2010 год 2,5 миллиарда рублей. Средства предлагается выделять на условиях персонифицированного финансирования (деньги следуют за учителем) путем применения образовательного сертификата, расходы на который обеспечивают федеральный, региональные и муниципальные бюджеты. «В условиях кризиса эта мера могла бы стать гарантией для учителя по прохождению им повышения квалификации в учреждениях дополнительного образования по его выбору, – заметила Галина Меркулова. – Кроме того, она позволила бы создать конкурентную среду в системе дополнительного образования».
Также профсоюз предлагает сохранить на 2010 год выплату премий лучшим учителям, предусмотрев на эти цели 1 миллиард рублей, в том числе 0,8 миллиарда – в федеральном бюджете.
Галина Ивановна остановилась и на такой проблеме, как учительская пенсия. Да, педагоги сегодня имеют льготу в виде досрочной пенсии, но она по-прежнему невелика. Федеральный закон №56 «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», принятый в 2008 году, во многом не распространяется на работников бюджетной сферы. В связи с этим Галина Меркулова обратилась к премьер-министру с просьбой дать поручение Минздравсоцразвития, Минобрнауки и профсоюзу подготовить предложения по включению бюджетников, и в том числе учителей, в реализацию этого закона.
Комментарии