search
main
0

Кто хочет – ищет повод. А повод есть

Долго думала, как же рассказать о том, что происходит в Кемерово, объяснить себе и другим, ради чего живут и работают здесь люди, почему не ссылаются на трудности, почему светом и душевным теплом сопровождается каждый шаг власти навстречу людям, почему во всем чувствуется широта, которая издавна была свойственна России и по которой тоскует душа. Думала и понимала, что задача эта немыслимо сложная, что не газетный материал, а целую книгу можно было бы написать обо всем этом. Вот только в одном уверена – эмблемой Кузбасса могла бы быть фотография: улыбающийся учитель рядом с улыбающимся ребенком, и оба счастливы. В одном хорошем фильме счастье определили как понимание, в Кемеровской области к этому добавили еще и заботу, которая дает уверенность в дне завтрашнем. По словам заместителя губернатора Кемеровской области по образованию, науке и молодежной политике Ирины Свиридовой, в Кузбассе не первый год действует уникальная система социальной поддержки различных категорий населения, в том числе работников сферы образования, студенческой молодежи и учащихся.

Согласны на медаль

Из Кемерова я увезла в Москву медаль с замечательным названием «За веру и добро». Серебряный кругляшок с трогательной ласточкой – региональная награда, которую, наверное, получать людям приятно. Педагоги ведь такие личности, что им не только деньги важны, но и нечто большее – доброе слово, внимание, а иногда и просто «спасибо» за работу. В последнее время мы все о деньгах думаем, что понятно, ведь жизнь трудна, и материальное положение определяет многое. Но при этом стали забывать о моральных стимулах, а вот в Кемеровской области о них помнят, создали целую систему регионального поощрения. И какие это поощрения! Медали «За особый вклад в развитие Кузбасса», «За служение Кузбассу», «Материнская доблесть», «За достойное воспитание детей», «Надежда Кузбасса». А еще есть орден «Доблесть Кузбасса» и звания «Почетный гражданин Кемеровской области», «Почетный учитель Кузбасса», «Лауреат премии Кузбасса». Награды не раздают направо-налево, ими поощряют. В российских регионах сегодня принимают программы патриотического воспитания, в Кузбассе она тоже есть. И поощрение – один из методов воспитания патриотизма и любви к Родине. Студенты в области получают именные стипендии – Заузелкова, Бардина, Хомякова, Щербакова, Сметанникова, Чудоякова, Романова, Чивилихина, Данкова. Может быть, не все в России знают, кем были эти люди, что сделали для страны, но вот молодежь области это знает и помнит хорошо, потому что начало их собственной биографии связано с этими замечательными людьми. И это тоже очень важный штрих в патриотическом воспитании.

Все начинается с детства

Эти слова мы затерли, замусолили, произнося всуе. А на самом деле какие верные слова, как точно они определяют суть того, что нужно делать. Самое интересное, что никаких особых, пафосных слов в Кемерове никто мне не говорил, ни к чему не призывал. Мне показывали то, что есть и что делается для детей. И в самом деле разве нужно объяснять, что такое накопительные счета для сирот, на которые собираются деньги, необходимые для их будущей взрослой жизни, разве нужно говорить, как важны для студентов из малообеспеченных семей, обучающихся на очных отделениях вузов на контрактной основе, субсидии на оплату обучения, ведь и так ясно – власть подставляет свое плечо ребятам. Сережа Дубровин, студент-четверокурсник шахтостроительного факультета Кузбасского государственного технического университета, считает, что просто обязан быть отличником, потому что уже получил 80% от стоимости обучения в каждом семестре, а Ира Арсентьева, студентка Кемеровского сельскохозяйственного института, у которой родители живут в селе и не могут помогать дочери, рада тому, что бесплатно ездит в городском транспорте, получает бесплатные продуктовые наборы, бесплатно пользуется межвузовской поликлиникой. Побывала я в этой поликлинике и сильно удивилась тому, как она оборудована, насколько высококлассные там специалисты. Встречала я там и студентов, и учащихся техникумов, и ребят из профтехучилищ, которые пришли туда вместе с мастерами. Признаюсь, сама никогда не бывала в таких поликлиниках, где есть дневные стационары, где могут сделать небольшие операции, где студенток готовят к родам и помогают при появлении ребенка – вручают наборы детского белья и одежды. Кстати, встречалась я со студенческими семьями, которые, может быть, давно бы распались, если бы не давали им при рождении ребенка пособие в размере 10 тысяч рублей, не помогали продуктами, не предоставляли бесплатные места в детских садах. Мы часто говорим о том, что выпускники вузов не работают по специальности, что нужно ввести распределение. Но после беседы со студентами, с ребятами из профтехучилищ осталось у меня стойкое убеждение, что они-то как раз будут работать на предприятиях области, причем по полученным специальностям. Помните пословицу «Долг платежом красен»? Это про них. Кстати, молодые специалисты в области получают «подъемные» и ежемесячные надбавки к своим зарплатам.

Честь имеют

Еду по городу и вижу щиты, а на щитах – фотографии детей в кадетской форме. «Это ребята из губернаторского училища», – объясняют мне. Прошу рассказать, что такое губернаторское училище, тут оказывается, что училищ таких много. И кадетское училище МЧС, и кадетский корпус радиоэлектроники, и кадетская школа-интернат железнодорожников. Хочу посмотреть, что это такое, и меня везут в кадетскую школу милиции. Смотрю и удивляюсь: два корпуса с евроремонтом, новенькой мебелью, с красивой столовой. Кадеты – высокие, красивые, умные. Сразу задаю вопрос: «Сюда принимают по конкурсу?» Преподаватели улыбаются – конкурса нет, хотя спрос на такое учебное заведение велик. Дело в том, что изначально система губернаторских учебных заведений (а кроме кадетских училищ есть еще и губернаторские многопрофильные лицей-интернат, женская гимназия-интернат с филиалами в Кемерово, Новокузнецке, Прокопьевске, Междуреченске, Ленинск-Кузнецком, Анжеро-Судженске, а также специальная общеобразовательная школа) создавалась как сеть принципиально новых по подходам к воспитанию и обучению учреждений для детей, нуждающихся в поддержке государства. Не случайно в кадетском корпусе милиции мне сказали, показывая спальни воспитанников, что дома у них таких условий нет. В губернаторские учебные заведения принимают детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой, детей из семей шахтеров, военнослужащих, участников локальных войн, детей из неполных, малообеспеченных и многодетных семей, а также одаренных детей из отдаленных сельских районов. Думаю, Аман Гумирович Тулеев знал, что делает, когда предлагал создать такие учебные заведения, где за счет областного бюджета дети живут на полном пансионе (питание, обмундирование, обеспечение учебниками и школьными принадлежностями). Куда бы пошли эти дети, не протяни власть им руку помощи?.. Мы хорошо знаем, куда. Куда они пойдут теперь? А куда захотят, ведь выбор у них, получивших аттестаты, а самое главное – хорошую подготовку (образование тут повышенного уровня), будет огромным. Уже сегодня в кадетскую школу милиции приходят из вузов и просят: ребята, только к нам поступайте. Если ребята захотят, они станут юристами, таможенниками, офицерами, специалистами в самых разных областях, причем их выбор будет осознанным, ведь в губернаторских учебных заведениях оптимально сочетаются базовое и профильное образование, допрофессиональная подготовка и спецкурсы по избранному профилю. Почему есть уверенность, что все они поступят туда, куда хотят? Во-первых, потому что все губернаторские образовательные учреждения работают с вузами и техникумами (КемГУ, Кузбасским техническим университетом, Кемеровской академией культуры и искусств, Кемеровским филиалом Военного университета связи, Кемеровским институтом сельского хозяйства, Тайгинским техникумом железнодорожного транспорта и так далее). Во-вторых, потому что эти ребята имеют льготы при поступлении в профильные высшие учебные заведения. Ребята получают в губернаторских учебных заведениях то, чего им никогда не смогли бы дать семьи. Знаете, больше всего меня тронул рассказ о том, какие балы устраивают для кадетов, как они вальсируют с девочками-гимназистками. Воистину: если человек с детства умеет танцевать вальс, в криминал он уже, вероятно, никогда не пойдет. Ребята в губернаторских учебных заведениях получают стойкую прививку – знания, воспитание, приобщение к культурным ценностям. Они вырастают настоящими гражданами своей страны. Так что областной бюджет нашел достойное применение своим деньгам.

Маска, я вас знаю

В областной санаторий-профилакторий для учителей я, честно говоря, не собиралась, была запланирована поездка в Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, а там, как оказалось, и находится этот самый профилакторий. Ну не посмотреть, как оздоравливают учителей, просто грех. Тем более что для многих регионов такие учреждения стали недостижимой роскошью, а потому их позакрывали. Кемеровский санаторий-профилакторий тоже пережил трудные времена, особенно когда в 2003 году его перестали финансировать по линии соцстраха. Вот тогда-то губернатор Аман Тулеев по просьбе начальника Департамента общего образования Татьяны Семенковой и председателя обкома Профсоюза работников народного образования и науки Николая Кирюшина взял санаторий-профилакторий на содержание областного бюджета. С тех пор ежегодно профилакторий получает 2,5 миллиона рублей, и плюс к тому 2 миллиона было выделено на его содержание и развитие. Показали мне кабинеты специалистов, процедурные комнаты, похвастались аппаратурой. Например, в кабинете физиолечения есть и светолечение, и магнитолечение, и гальванолечение. Честно говоря, я о многом и не слышала никогда, а тут все это вошло в повседневную практику. Посмотрела я на учителей, с упоением занимающихся своим здоровьем, и удивилась: обычно у них (как и у многих из нас) до собственного здоровья руки не доходят: заболеют – к врачам не обращаются, с температурой ходят на уроки (в сельских школах их просто некем заменить). А ведь для педагога забота о собственном здоровье принципиально важна еще и потому, что только здоровый человек может всерьез позаботиться о здоровье своих учеников.

В Кемеровской области педагоги совмещают работу – повышение квалификации – с оздоровлением, тем более что у санатория-профилактория есть теперь возможность приобретать необходимые медикаменты, направлять учителей на обследование к лучшим врачам области, проводить занятия лечебной физкультуры в новом тренажерном зале, давать учителям диетическое питание, лечить профессиональные заболевания. Для восстановления голоса тут есть ингаляционная терапия с минеральной водой, настоями лекарственных трав, аромаслами, есть и ингаляционный аппарат «Галонеб», который заменяет соляную шахту. Для успокоения нервной системы – широкий спектр бальнеологических процедур (тут и ванны хвойные, соляно-хвойные, йодобромные, с мятой, пихтой, лавандой, эвкалиптом) и разные души (циркулярный, восходящий). Для поддержания организма – витаминные напитки из сиропа шиповника, лимона, «Таволги» – йодированного лечебного сиропа из алтайских трав.

То, что санаторий-профилакторий находится в институте повышения квалификации, замечательно еще и потому, что его сотрудники вплотную работают со специалистами кафедр здоровьесберегающих технологий, кабинета практической педагогики и психологии. Сегодня уже сложился алгоритм взаимодействия: проведение разноуровневой диагностики заболеваний, назначение лечебно-профилактических процедур, коррекция уже назначенного лечения, выработка рекомендаций, которые в дальнейшем позволят каждому педагогу поддерживать себя в тонусе. Не могу не сказать о том, что вот уже десять лет по предложению Амана Тулеева в профилактории ежегодно устраивается заезд ветеранов педагогического труда, проще говоря, пенсионеров. Область не только доплачивает к их пенсиям весьма существенные суммы, но и заботится о сохранении здоровья ветеранов. Для них устраивают творческие встречи с педагогами, на которых ветераны общаются с молодыми учителями и передают свой опыт.

Напоследок мне предложили заглянуть туда, где оказывают косметические услуги, делают аромамаски и массаж лица, учат несложным приемам ухода за лицом, и я увидела учительниц, совершенно счастливых от того, что, может быть, впервые в жизни у них появилась возможность позаботиться о себе. Какими словами можно описать все это? Не знаю. Это о несчастьях и катастрофах мы научились писать захватывающе, а вот о счастье, наверное, разучились. А зря.

Нужно рассказывать о хорошем, например, о том, что учителя в Кемеровской области могут сами купить себе квартиру благодаря системе льгот, могут отдыхать, потому что им выдают путевки. Обо всем этом и о многом другом нужно рассказывать, чтобы другие брали пример. Ведь все получается не только у тех, кто может, но и у тех, кто хочет сделать жизнь счастливой.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте