Цели: – познакомить учащихся с основными этапами избирательной кампании, системой голосования; – подготовить детей к практической работе с текстом Конституции Российской Федерации.
Ход урока
Обычно этот урок проводится в ходе изучения Конституции Российской Федерации перед темой «Президент Российской Федерации»
Во вводной части урока речь идет о значении выборов как важнейшего элемента демократии, о необходимости осознанного выбора и т.п.
Класс делится на 3-4 группы.
Первое задание группам:
1. Придумать «название» главы класса (староста, старшина, президент и т.д.).
2. Сформулировать и перечислить характеристики, позволяющие выдвинуть кого-либо из учащихся на должность главы класса.
Обсуждение в группах (3-5 мин.).
Заслушивание групп, на доску выписываются все предложения по обоим вопросам.
Обычно достаточно много предложений бывает на второй вопрос: «кто хорошо учится»; «голова на плечах»; «не дерется», «воспитан»; «только мальчики!»; «кто учится в нашем классе с 1-го класса» и т.д.
В процессе обсуждения учащиеся оставляют самые важные, на их взгляд, предложения, характеризующие будущего главу класса. Можно задать ребятам вопрос: «А если бы мы говорили о выборах президента страны, какие бы критерии вы предложили?».
Второе задание группам:
Каждая группа выдвигает своего кандидата и кратко формулирует его программу (программа должна касаться деятельности класса и школы).
Обсуждение в группах (5-10 мин.).
Затем заслушиваются выступления представителей групп: кандидата, его доверенного лица или других членов группы.
После обсуждения (возможны и вопросы кандидатам) подводятся итоги:
Что в выступлении кандидатов запомнилось, вызвало интерес?
Что важно в ведении предвыборной агитации?
Важен ли внешний вид кандидата? И т.п.
Третье задание группам.
Высказать предложения по голосованию (по процедуре голосования).
Выступления представителей групп, анализ их предложений и «вынесение решения»:
выборы тайные или открытые;
в один или два тура;
все ли должны голосовать?
если не все, то каков минимальный рубеж? И т.п.
Непосредственно голосование.
Учителю необходимо заранее подготовить небольшие листочки для голосования и «урну», если класс выберет форму тайного голосования.
Подведение итогов. Можно обсудить со школьниками их ощущения во время работы, выяснить, в какой степени дух конкуренции влиял на самочувствие ребят, что мешало, что помогало в работе групп.
На следующем уроке целесообразно провести практическую работу по тексту Конституции России, по главе «Президент Российской Федерации».
Предлагаются следующие вопросы:
1. Определите статус Президента РФ.
2. Кто может быть Президентом РФ?
3. Как и кто выбирает Президента РФ?
4. Функции Президента РФ.
5. В каких случаях предусмотрено досрочное прекращение полномочий президента?
В слабых классах можно указать статьи Конституции, где формулируются ответы на поставленные вопросы, в сильных можно этого не делать. Ребята, читая гл. IV Конституции, могут сами выбрать ответы из нескольких статей.
В качестве домашнего задания можно предложить следующее:
Просмотрите информационные программы ТВ, периодическую печать на следующей неделе, используя эти материалы, проанализируйте деятельность Президента России, составьте список «что было сделано», определите, к каким его функциям относится тот или иной вид деятельности.
Например: президент принял делегацию Мексики, вел переговоры с президентом этой страны. Функция – «Руководство и осуществление внешней политики» и т.д.
Комментарии