search
main
0

Кто должен отвечать за воспитание детей? Об этом шел разговор на очередном «Родительском собрании» на радиостанции «Эхо Москвы»

Ефим РАЧЕВСКИЙ, директор Центра образования «Царицыно», член Общественной палаты: – Считается, что в основном детей воспитывает школа. В частности – классный руководитель. Должность классного руководителя существовала только в Советском Союзе и во множестве других стран соцлагеря. Сейчас она есть и в российской школе, а в других странах нет классного руководителя.

Вся штука в том, что за 80 лет советской власти государство целенаправленно перестало доверять воспитание семье, ибо воспитание было исключительно государственной функцией. Семье не доверяли никогда, невзирая на наличие всяких конвенций о правах детей, где зафиксировано, что естественное право по отношению к ребенку имеет только семья, а никакое не государство. Меня пугает вроде бы новая, а на самом деле очень старая тенденция – взвалить всю ответственность за воспитание, дав множество полномочий, вплоть до санкций, опять на школу как агента государства. Это ведь вечная история: кто главнее, кто более ответственный – семья или школа. Альтернатива в данном случае – сгусток идиотизма, потому что позитивный эффект может получиться только в том случае, если эти два субъекта – семья и школа – работают вместе, в паре и не вызывают друг у друга отвращения. Можно ли измерить уровень воспитанности? Ну давайте представим себе: любовь к Родине – 71%, толерантность – 49%, вежливость – 63% и так далее. Как директор школы и как член Общественной палаты знаю, что в школы активнее всего государство вмешивается посредством таких органов, как Госсанэпиднадзор и Госпожнадзор. И слава богу, когда они жестко отслеживают, свежая еда в столовой или несвежая. Вот это существенно, и это очень важно, когда государство ставит такую тему, как здоровье ребенка, его безопасность, тут я обеими руками «за». Государство должно стандартом гарантировать необходимые условия для образования, чтобы были хороший воздух, квалифицированный учитель, нормально оснащенная школа, содержание образования было адекватно современным требованиям. Мы, взрослые, намного больше сегодня можем взять у 15-16-летних, чем отобрать. Мы живем в период вот этой самой префигуративной эпохи, когда старики учатся у молодежи. И это великое счастье.

Сегодня есть очень мощный социум, здоровой можно считать ту школу, которая в первую очередь отвечает и соответствует социальному вызову. Счастливо то государство, которое работает на социальный вызов, а не на некие абстракции в виде надлежащего воспитания. В школе мы не воспитываем, а образовываем и создаем условия для образования.

Но что такое образование? Это обучение, воспитание и развитие в совокупности. Нельзя абстрактно воспитывать. Ко мне привели на днях девочку, будущую первоклассницу. Я спрашиваю: «Бабушка читает?» Она говорит: «Ну, конечно. Мы идем по улице, она мне все пивные рекламы читает». Среда воспитывает не меньше, а порой больше, чем учитель. Самая проблемная зона – это подростки. Что происходит с подростками? Они очень хорошие люди, самые азартные люди, для них в начальной школе учебная деятельность становится ведущей. Они ротик открывают – им все, что считаешь нужным, кидаешь туда. Но вот они переходят в 5-6-й класс. Учебная деятельность перестает быть ведущей, им хочется совершенно другого – влюбиться, подраться, подвигов. А дидактика в школе подростковая какая? Такая же, как и в начальной, – репродуктивная. Этим самым мы вбиваем клин между социумом и школой. Все слова про надлежащее воспитание мы этим действием уничтожаем. Кстати, я не могу ответить на вопрос, что такое «надлежащее воспитание».

Вера МОГИЛЕВСКАЯ, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Центра образования №109:

– Я, прежде всего как учитель, как мать, хочу сказать, что для воспитания немаловажную роль в любом случае играет семья. Сегодня мы слышим, как депутаты говорят, что должно быть «надлежащее воспитание». Хочу понять, что они имеют в виду под этим понятием. Мы часто сегодня говорим о том, что первично, а что вторично – государство, школа или семья. В законодательных акциях написано, что государство и семья – партнеры. Когда партнерство будет не на бумаге, а в реальности, тогда мы что-то сможем делать. Истинные воспитатели ребенка, конечно, только законные родители. Школе можно делегировать какие-то полномочия, но говорить о том, что школа должна и воспитывать, и обучать, на мой взгляд, неправильно.

В статье 52 Закона РФ «Об образовании» прописаны права и обязанности родителей, которые имеют право принимать участие в управлении образовательным учреждением. Они знают свои права и поэтому вполне представляют, что делают. В школы граждане идут работать неохотно не только потому, что это адский труд, а как раз из-за взаимоотношений, из-за вседозволенности, часто оскорбления мы слышим и от старшеклассников, при этом учитель бесправен, он не знает, что ему делать.

Я думаю, что школа лишь дополнение. Семья, только семья может духовно воспитать. Школа же может только поддержать, среда – довоспитать, но нужно укреплять институт семьи, традиции, культуру народа. Института семьи сегодня нет как такового. В наших школах учится огромное число детей из неполных семей, а до 12 лет желательно, чтобы ребенок воспитывался в полной семье, чтобы эта семья была с надлежащим – мне нравится этот термин – воспитанием. Что может школа? Есть два показателя, по которым школа пытается как-то воздействовать на родителей, – ярко выраженное неадекватное поведение ребенка и неуспешность в обучении. Очень часто родителей просто невозможно зазвать в школу, принять какие-то меры, сделать хоть что-то, так как порой родители не лишены родительских прав, но понятно – в такой семье ребенку нельзя воспитываться. Но с другой стороны – а куда же его деть? Здесь тоже вопрос спорный. Сможет ли государство воспитать надлежащим образом детей, которые изъяты из семьи, даже плохой?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте