search
main
Топ 10
С волонтерской деятельностью школьников познакомят на «Разговорах о важном» Сферум запускает новогодний онлайн-марафон для педагогов и учащихся Рособрнадзор: результаты по итоговому сочинению будут объявлены не позднее 20 декабря Учащимся запретили пользоваться телефонами в школе Защитить педагогов от давления в информационном пространстве призвал глава государства Будущее в ИТ: какие предметы сдавать на ЕГЭ и где учиться В некоторых российских регионах отменяют занятия в школах из-за морозов Нагрузка школьника: как избежать утомляемости, плаксивости и раздражения  Пятого декабря отмечают День волонтера Золото и серебро вручили российским школьникам на Китайской национальной олимпиаде по математике Итоговое сочинение по русскому языку напишут 66 тыс. одиннадцатиклассников Москвы Экскурсии на производства для школьников станут проводить по специальной программе Школьное имущество: кто заплатит за его порчу Роль учителя в формировании межкультурного диалога Глава Минпросвещения предложил расширить проект «Орлята России» на дошкольников Отличник народного просвещения в Бурятии отмечает 90-летний юбилей Школьник конфликтует с учителем: вмешиваться ли родителям Важность родительской поддержки в решении школьных проблем и конфликтов Российские выпускники сегодня пишут итоговое сочинение В Челябинской области планируют ввести доплаты учителям, которые только пришли работать в школу
0

Кто быстрее соберет слона?. Неурочные формы развивающего обучения

Мы все свидетели стремительного темпа обновления технологий. То, что еще вчера казалось фантастикой, сегодня – реальность нашей жизни. Интернет, сотовая связь, компьютеры, электронная почта стали неотъемлемой частью нашего быта. Кроме того, сегодня рынок труда предъявляет требования не только к уровню теоретических знаний работника, но и к тем способностям, которые он может демонстрировать (умение вести дискуссию, принимать обоснованное решение, планировать ситуацию и собственное развитие и т.д.). Готов ли выпускник сегодняшней школы отвечать этим вызовам? И понимает ли учитель как «выращивать» такого выпускника?

В президентской инициативе «Наша новая школа» есть интересная идея о том, что «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития». Что будет через пять, десять, двадцать лет, точно никто не знает. Всем нам – школьникам, родителям, педагогам – нужно, в каком-то смысле, предвосхитить будущее в своей попытке сделать школу и образование современным.  Как подготовиться к тому, чего пока не знаешь? Можно провести аналогию с обычным уроком математики: разбирается тема, решаются задачи по определенному алгоритму. Проходит неделя, наступает время контрольной работы. И здесь – самое интересное. Те задания, которые ученики  «узнают», особой трудности не представляют, а те задания, которые  «в глаза не видели», вызывают страх, недовольство и порой отторжение. Почему? Способ решения этих задач приходится придумывать самому, это и есть самое трудное.  Выходит, что и на уроке надо учить и учиться так, чтобы суметь решить задачи, которых не встречал ранее, чтобы суметь развернуть  свое рассуждение, а не отказываться от задания, потому что задача незнакомая. Организовать учебный процесс, чтобы ученики сами искали и «открывали» способы решения, замечали в самих себе способность  к мышлению  –  главная задача для учителя.

В традиционной школе и работа с общими способами решения задач, и тренировка навыков, памяти и внимания, и знакомство с интересными сведениями об окружающем мире происходит в рамках одной и той же формы организации работы – в рамках урока. Для того чтобы форма учебности рельефно и выразительно выступила перед ребенком, её следует отделить от других, неурочных форм работы, которые также необходимы для эффективного освоения учебного материала и поддержания образовательного интереса. Так, в учебный план подростковой школы должна войти такая форма работы, как выездные учебные интенсивы (не только для учащихся класса, но и для разновозрастных групп). У детей должно быть место для подготовки к интеллектуальным состязаниям, для предзащиты творческих работ учащихся, для выбора и детских проб и т.д.

В старшей школе начинаются лекции, индивидуальная работа в библиотеке, интенсивы и погружения, требующие собственных исследований в предметной области; рефлексия и проектирование своего будущего.

Неурочные формы работы

Дипломные и творческие работы.

Погружения.

Школа молодого ученого.

Социальная практика старшеклассников.

«НИИЧаВо» – Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства (придуман совместно с  моим научным руководителем  А.М.Ароновым, продолжает работать в начальной школе гимназии уже 15 лет).

Выездные учебные школы.

Интеллектуально-творческие игры.

Универсальные способности (компетентности) – самые популярные слова всех публикаций, связанных с общеобразовательными стандартами. Как их измерять? Как показать (а возможно, и доказать), что мы можем их формировать? Мой ответ прост. Нужно специально создавать места (в классе, школе, районе и т.д.), где ученики имели бы возможность демонстрировать «сформированность» или «несформированность» этих компетенций.

Именно для этого в 2000 году на базе гимназии «Универс» №1 мной совместно с коллегами были разработаны и проведены первые Интеллектуально-творческие игры (ИТИ). Вот уже десяти лет я – организатор ИТИ гимназии. Что же это такое?

Интеллектуально-творческие игры – это своеобразная альтернатива традиционным предметным олимпиадам, построенная на идеях развивающего обучения (РО). ИТИ включает в себя три тура (индивидуальный, парный и групповой) по разным предметам, публичную защиту лучших работ, а в последние годы ещё и целый ряд творческо-академических командных состязаний, таких как «Карусель» (соревнование, в котором команды на скорость должны выполнить блок заданий по разным предметам,  правильный ответ позволяет переходить отдельным участникам команды на следующий уровень. Для того, чтобы на предыдущем и последующем уровнях было выполнено максимальное количество заданий, нужна командная стратегия в организации переходов). Еще несколько видов состязаний: естественнонаучные бои, коммуникативные бои, игра на ИКТ-умения «Пойми меня» и т.д.

Известно, что универсальные способности проявляются не столько во время решения тестовой задачки, которую дает экзаменатор, сколько во время состязания, по-настоящему мобилизующего все усилия на достижение результата. Поэтому интеллектуально-творческие игры, с одной стороны, включающие в себя несколько командных мероприятий, с другой стороны, предполагающие выполнение заданий так называемого     проектного типа – своеобразное зеркало эффективности наших педагогических усилий.

Думаю, будет  правильно, отметить несколько тех самых идей развивающего обучения, на которые мы опираемся при организации ИТИ.

Во-первых, это идея выращивания чувства причастности  и принятия образовательных задач.  Это особенно трудно и особенно важно в подростковом возрасте, когда  учеба уступает место общению. Поэтому ИТИ – это состязание команд, в которых собраны школьники разных возрастов. Младшие, глядя на старших и сотрудничая с ними, понимают свои перспективы в обучении, и, что еще важнее, видят правильные образцы искреннего и настойчивого стремления к освоению нового. Благодаря этому, прорастают ценные ростки так называемой «субъектности», т.е. такого состояния, когда человек понимает, чего он  хочет и чего он мог бы хотеть, что он уже может и чего он мог бы добиться. Появляется групповая сплоченность вокруг образовательных задач и своеобразная интеллектуальная среда.

Во-вторых, это идея о том, что достижения в любом учебном предмете ценны ровно настолько, насколько они позволяют быть ученику эффективным за пределами предмета. Важно то, насколько ученики умеют выделять, обобщать и переносить на другие ситуации и задачи найденный принцип или способ  решения, а не какое количество трудных задач они научились решать и насколько хорошо они помнят факты или формулы. Поэтому отличительной чертой ИТИ является именно особый тип задач и заданий.

В-третьих, формирование учебного сотрудничества через выполнение заданий, которые невозможно сделать «в одиночку» и которые требуют умения соотносить собственное  действие с действиями других людей. Так, например, коллективный тур – это такое соревнование, где команда должна не только открыть общий способ действия, но и  договориться о стратегии взаимодействия.

Приведу примеры заданий группового тура.

Групповой тур «Собери слона».

Команда делится на 4 разновозрастные подгруппы. Если в команде 20 человек, то в одной подгруппе 5 человек (1 пятиклассник, 1 шестиклассник и т.д.). Четыре подгруппы расходятся в разные углы воображаемого квадрата. На столе у каждой подгруппы находится конверт с определенными частями (или частью) общего загаданного слова (символа, числа и т.д.), которое вся команда должна отгадать за наименьшее количество времени. На экране (доске) появляется схема разреза и засекается время. Ребята не видят части другой команды, но могут общаться. Как только капитан команды говорит версию, время останавливается.

Обязательное условие любого группового тура – наличие времени и тренировочного задания для работы внутри команды (не менее 40 минут).   Команды получают пакеты со схемой разреза и частями, например, слова «СЛОН», проигрывают ситуацию и договариваются о способе, стратегии игры, которая позволит выполнить задание за наименьшее время. Если команда решает только частную задачу (например, как быстро отгадать слово), то в отборочных турах, когда задание изменится, команде будет сложно изменить стратегию. После подготовки начинаются отборочные туры (команда соревнуется на время). Лучшие команды (50%) выходят в полуфинал. Задание полуфинала и финала меняется. Например, появляются слова на английском языке или знаки бесконечности и т.д.

Групповой тур «Квадрат ХО»

– Команды по очереди ставят крестики и нолики в клетки доски 5 × 5.

– Подсчитывается количество строчек и столбцов, где ноликов/крестиков больше.

– Задача – набрать больше очков.

– В каждой команде игроки ходят по очереди (пятиклассник, шестиклассник и т.д.), не разговаривая друг с другом.

– Одна встреча состоит из двух партий (первый ход делает сначала одна команда, потом другая).

В полуфинальных встречах задание меняется. Выигрывает та команда, которая наберет наименьшее количество «победных» строк и столбцов.

Итак, зафиксируем схему проведению группового тура ИТИ:

1        этап. Инструкция, постановка задачи.

2        этап. Подготовка: разработка стратегии, поиск общего способа для дальнейшего применения.

3        этап. Реализация: решение задачи на время, игра с соперником.

4        этап. Публичное представление и обсуждение подходов, идей, решений, находок.

Требования к составлению задания группового тура:

– Не может быть выполнено одним человеком.

– Требует кооперации,  распределения ролей.

– Необходимы три уровня выполнения задания: найдено решение для одного или нескольких частных случаев; выделены общие принципы; построена модель для всех частных случаев.

– Требует понимания найденного способа каждым членом команды.

Приложениz

Интеллектуально-творческие игры включают в себя три тура: индивидуальный, парный и групповой, публичную защиту лучших работ. Подготовка заданий каждого тура требует высокой квалификации учителя, участие в судействе предполагает понимание педагогом принципов устройства учебной задачи и возрастных особенностей ребенка, обсуждение критериев составления и оценивания заданий, особенно парного и группового тура.

В подготовке заданий, судействе и организации игр для 300 учащихся необходимо участие 30-40 педагогов, представляющих 7 предметных областей, и специально организованный групповой тур.

1. НАЗНАЧЕНИЕ.

– Поддержка учебного интереса.

– Мониторинг предметных и надпредметных результатов образовательного учреждения

– Построение внеурочных форм образовательного пространства.

– Поиск технологий и  педагогических находок

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

2.1. Оценить уровень подготовленности учащихся по учебным дисциплинам: русский язык, математика, литература, естествознание, история, английский язык, искусство, театр в рамках компетентностного подхода.

2.2. Оценить возможности коллективной  (командной) работы  учащихся  по  разрешению проблемных ситуаций; оценить не столько  учебно-предметные знания и навыки, сколько достижения учащихся в развитии мышления, развитии коммуникативных и исследовательских способностей, что и является значимым результатом образования.

3. УЧАСТНИКИ.

3.1. Интеллектуально-творческие Игры проводятся в течение четырех-пяти учебных дней в любом образовательном учреждении, обеспеченным аудиториями и актовым залом.

3.2. Участниками Игр становятся школьники 2- 9 классов, независимо от образовательной программы.

3.3. В состав команды входят по 4 представителя от класса (количество может меняться в зависимости от поставленной задачи),  команда состоит из 12 (2-4 классы) и 20 (5-9 классы) человек.

3.4. Каждый участник команды имеет право выбрать по два предмета индивидуального тура каждый день.

3.5. В индивидуальном туре может участвовать любой учащийся  школы (вхождение в состав команды – обязательное условие только для парного и группового тура).

3.6. Руководитель команды (педагог или участник команды)  подает заявку в оргкомитет игр, администрация школы готовит приказ о составе участников.

3.7. Участники команды освобождаются от академических занятий на период проведения интеллектуально-творческих игр.

4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИГР.

4.1. Игры проводятся в три тура.

4.2. Первый тур – индивидуальный. Участники должны продемонстрировать умение решать учебно-предметные задачи по заданной дисциплине, в письменном виде изложить решение и его способ.

4.2.1. Судейская бригада (7 предметных областей – по 4-6 педагогов) коллегиально подводит итоги тура. Оценивание работ происходит по заранее заданным критериям.

4.3. Второй тур – командно-предметный, ставит перед участниками задачу продемонстрировать умение решать учебно-предметные задачи по заданной дисциплине в парной работе или командой.

4.3.1. Состав пар не может быть одновозрастным и определяется следующим образом:  2-3 классы., 4-5 классы, 6-7 классы, 8-9 классы, а также может меняться.

4.3.2. Паре даются конкретные учебно-практические задачи по соответствующему учебному предмету. Учащиеся должны обсудить способы их решения, оформить их, представить и защитить устно,  ответить на вопросы членов судейской бригады.

4.3.3. Пара-победитель или пара, отличившаяся в выполнении какого-либо задания (определяется судейской бригадой), а также особо отличившийся участник индивидуального тура публично защищают свою работу (как правило, отдельную задачу), в ходе которой демонстрируют логику рассуждения, умение строить коммуникацию, представлять результаты своей работы. При защите пара или участник индивидуального тура  отвечают на вопросы других участников обсуждения.

4.4. В третьем (групповом туре) участники должны продемонстрировать универсальные способности, уровень владения способами решения межпредметных задач в коллективно-распределенной деятельности.

4.4.1. Групповой тур проходит в три этапа: подготовка, отборочный тур, финал.

4.4.2. Постановка задачи: командам дается  задача, при решении которой необходимо продемонстрировать способ решения задачи, определить стратегию, умение творчески мыслить, сопоставлять разные точки зрения, принимать коллективное решение, распределять обязанности внутри команды и т.д.

4.4.3. Подготовительный этап: командам предоставляется возможность пробы, обсуждения способов решения задачи, создания стратегии. Способ подготовки определяют сами участники команды.

4.4.4. Отборочный тур: команды поочередно демонстрируют найденные способы решения задачи, проигрывают ситуации, судейская бригада по  представленным критериям определяет участников финала.

4.4.5. Финал: командам дается аналогичная (по способу) задача. Участники должны продемонстрировать стратегию решения (способ взаимодействия друг с другом, выбранную тактику, универсальность или ограниченность открытого ими способа).

5. ОРГКОМИТЕТ.

Для подготовки Игр и их проведения создается организационный комитет, который формируется из методистов, представителей предметных кафедр и объединений, учителей-практиков (развивающего образования), старшеклассников, студентов.

Основная задача комитета – общая организация и подготовка содержательного материала для проведения Игр:  задания по предметным областям (индивидуальный и парный тур), обсуждение идеологии группового тура,  формирование  судейских бригад и определение главных судей, подведение итогов и планирование следующих игр.

6. ПОРЯДОК ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ. ПОБЕДИТЕЛИ. ПООЩРЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

6.1. Для составления заданий и описания критериев оценивания  создается экспертная комиссия, в состав которой входят главные судьи, методисты, психологи.

6.1. По результатам проведения каждого турнира определяются места, занятые соответствующими категориями участников: группой – в третьем туре, парой – во втором туре, учеником – в первом туре.

6.2.Все  участники Игр получают памятные призы с символикой игр.

6.3. Победители награждаются грамотами и призами.

7. ФИНАНСИРОВАНИЕ ИГР

Финансирование Игр осуществляется на основании сметы, утвержденной попечительским советом школы, за счет средств спонсоров.

8. АТРИБУТИКА ИГР.

Каждая команда, заявленная на участие в Играх, должна иметь свой отличительный знак, эмблему, название, подготовить презентацию команды (девиз, «кричалка»).

Расписание X Интеллектуально-творческих игр

(14 – 18 марта 2011 года)

14 марта (понедельник) Индивидуальный тур

13.30 – открытие ИТИ

14.00 – 16.00 – 1-ая лента индивидуального тура (история (5-9 кл.), русский язык (5-9 кл.), естествознание (5-9 кл.), информатика (8-9классы), ИЗО (8-9 классы))

16.00 – 21.00 – проверка работ, подведение итогов 1-ого дня.

15 марта (вторник) Индивидуальный тур

13.45 – 15.45 – 2-ая лента индивидуального тура (математика (5-9 кл.), литература (5-9 кл.), обществознание (9 кл.), английский язык (5-9 кл.)).

16.00 – 21.00 – проверка работ, подведение итогов 2-ого дня, оформление результатов

16 марта  (среда) Парный и командные туры

13.30 – 13.50 – Общий сбор всех команд (актовый зал)

14.00 – Карусель (естественно-научное и гуманитарное направление, участвует 6 человек от команды) – 5, 6, 7 классы

14.00 – Естественно – научные бои (участвует 4 человека от команды: 2 чел от 8 и 2 чел от 9 класса)

14.00 – Математические бои (участвует 4 человека от команды: 2 чел от 8 и 2 чел от 9 класса)

14.00 – Парный тур по английскому языку (участвует 1 пара от команды- 7- 8 классы)

14.00 – Парный тур по литературе (участвует 1 пара от команды — 5 — 6 классы).

14.00 – Коммуникативные бои (участвуют 1 пара 7-9 классы)

14.00 – «Пойми меня» (ИКТ) (участвует 4 человека от команды: 5, 6, 8, 9 классы)

14.00 – Театральное искусство (3-5 человек от команды, 5, 6, 8, 9 классы)

16.30-21.00 – проверка работ, подведение итогов 3-го дня, определение участников публичной защиты, оформление результатов

17 марта (четверг) Групповой тур

13.30 – 13.50 – Общий сбор всех команд (актовый зал)

14.00-17.30 – Проведение группового тура.

16.30-21.00 – подведение итогов 4-го дня, оформление результатов.

18 марта (пятница)

Подведение итогов, награждение

13.30 – Публичная защита лучших работ и проектов для всех желающих

15.00 – награждение победителей, закрытие ИТИ, большое чаепитие (актовый зал)

Ирина Туенок, учитель математики Красноярской университетской гимназии №1 «Универс», лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011»

Во вложенном файле – иллюстрация к групповому туру \”Собери слона\”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте