Мы все свидетели стремительного темпа обновления технологий. То, что еще вчера казалось фантастикой, сегодня – реальность нашей жизни. Интернет, сотовая связь, компьютеры, электронная почта стали неотъемлемой частью нашего быта. Кроме того, сегодня рынок труда предъявляет требования не только к уровню теоретических знаний работника, но и к тем способностям, которые он может демонстрировать (умение вести дискуссию, принимать обоснованное решение, планировать ситуацию и собственное развитие и т.д.). Готов ли выпускник сегодняшней школы отвечать этим вызовам? И понимает ли учитель как «выращивать» такого выпускника?
В президентской инициативе «Наша новая школа» есть интересная идея о том, что «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития». Что будет через пять, десять, двадцать лет, точно никто не знает. Всем нам – школьникам, родителям, педагогам – нужно, в каком-то смысле, предвосхитить будущее в своей попытке сделать школу и образование современным. Как подготовиться к тому, чего пока не знаешь? Можно провести аналогию с обычным уроком математики: разбирается тема, решаются задачи по определенному алгоритму. Проходит неделя, наступает время контрольной работы. И здесь – самое интересное. Те задания, которые ученики «узнают», особой трудности не представляют, а те задания, которые «в глаза не видели», вызывают страх, недовольство и порой отторжение. Почему? Способ решения этих задач приходится придумывать самому, это и есть самое трудное. Выходит, что и на уроке надо учить и учиться так, чтобы суметь решить задачи, которых не встречал ранее, чтобы суметь развернуть свое рассуждение, а не отказываться от задания, потому что задача незнакомая. Организовать учебный процесс, чтобы ученики сами искали и «открывали» способы решения, замечали в самих себе способность к мышлению – главная задача для учителя.
В традиционной школе и работа с общими способами решения задач, и тренировка навыков, памяти и внимания, и знакомство с интересными сведениями об окружающем мире происходит в рамках одной и той же формы организации работы – в рамках урока. Для того чтобы форма учебности рельефно и выразительно выступила перед ребенком, её следует отделить от других, неурочных форм работы, которые также необходимы для эффективного освоения учебного материала и поддержания образовательного интереса. Так, в учебный план подростковой школы должна войти такая форма работы, как выездные учебные интенсивы (не только для учащихся класса, но и для разновозрастных групп). У детей должно быть место для подготовки к интеллектуальным состязаниям, для предзащиты творческих работ учащихся, для выбора и детских проб и т.д.
В старшей школе начинаются лекции, индивидуальная работа в библиотеке, интенсивы и погружения, требующие собственных исследований в предметной области; рефлексия и проектирование своего будущего.
Неурочные формы работы
Дипломные и творческие работы.
Погружения.
Школа молодого ученого.
Социальная практика старшеклассников.
«НИИЧаВо» – Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства (придуман совместно с моим научным руководителем А.М.Ароновым, продолжает работать в начальной школе гимназии уже 15 лет).
Выездные учебные школы.
Интеллектуально-творческие игры.
Универсальные способности (компетентности) – самые популярные слова всех публикаций, связанных с общеобразовательными стандартами. Как их измерять? Как показать (а возможно, и доказать), что мы можем их формировать? Мой ответ прост. Нужно специально создавать места (в классе, школе, районе и т.д.), где ученики имели бы возможность демонстрировать «сформированность» или «несформированность» этих компетенций.
Именно для этого в 2000 году на базе гимназии «Универс» №1 мной совместно с коллегами были разработаны и проведены первые Интеллектуально-творческие игры (ИТИ). Вот уже десяти лет я – организатор ИТИ гимназии. Что же это такое?
Интеллектуально-творческие игры – это своеобразная альтернатива традиционным предметным олимпиадам, построенная на идеях развивающего обучения (РО). ИТИ включает в себя три тура (индивидуальный, парный и групповой) по разным предметам, публичную защиту лучших работ, а в последние годы ещё и целый ряд творческо-академических командных состязаний, таких как «Карусель» (соревнование, в котором команды на скорость должны выполнить блок заданий по разным предметам, правильный ответ позволяет переходить отдельным участникам команды на следующий уровень. Для того, чтобы на предыдущем и последующем уровнях было выполнено максимальное количество заданий, нужна командная стратегия в организации переходов). Еще несколько видов состязаний: естественнонаучные бои, коммуникативные бои, игра на ИКТ-умения «Пойми меня» и т.д.
Известно, что универсальные способности проявляются не столько во время решения тестовой задачки, которую дает экзаменатор, сколько во время состязания, по-настоящему мобилизующего все усилия на достижение результата. Поэтому интеллектуально-творческие игры, с одной стороны, включающие в себя несколько командных мероприятий, с другой стороны, предполагающие выполнение заданий так называемого проектного типа – своеобразное зеркало эффективности наших педагогических усилий.
Думаю, будет правильно, отметить несколько тех самых идей развивающего обучения, на которые мы опираемся при организации ИТИ.
Во-первых, это идея выращивания чувства причастности и принятия образовательных задач. Это особенно трудно и особенно важно в подростковом возрасте, когда учеба уступает место общению. Поэтому ИТИ – это состязание команд, в которых собраны школьники разных возрастов. Младшие, глядя на старших и сотрудничая с ними, понимают свои перспективы в обучении, и, что еще важнее, видят правильные образцы искреннего и настойчивого стремления к освоению нового. Благодаря этому, прорастают ценные ростки так называемой «субъектности», т.е. такого состояния, когда человек понимает, чего он хочет и чего он мог бы хотеть, что он уже может и чего он мог бы добиться. Появляется групповая сплоченность вокруг образовательных задач и своеобразная интеллектуальная среда.
Во-вторых, это идея о том, что достижения в любом учебном предмете ценны ровно настолько, насколько они позволяют быть ученику эффективным за пределами предмета. Важно то, насколько ученики умеют выделять, обобщать и переносить на другие ситуации и задачи найденный принцип или способ решения, а не какое количество трудных задач они научились решать и насколько хорошо они помнят факты или формулы. Поэтому отличительной чертой ИТИ является именно особый тип задач и заданий.
В-третьих, формирование учебного сотрудничества через выполнение заданий, которые невозможно сделать «в одиночку» и которые требуют умения соотносить собственное действие с действиями других людей. Так, например, коллективный тур – это такое соревнование, где команда должна не только открыть общий способ действия, но и договориться о стратегии взаимодействия.
Приведу примеры заданий группового тура.
Групповой тур «Собери слона».
Команда делится на 4 разновозрастные подгруппы. Если в команде 20 человек, то в одной подгруппе 5 человек (1 пятиклассник, 1 шестиклассник и т.д.). Четыре подгруппы расходятся в разные углы воображаемого квадрата. На столе у каждой подгруппы находится конверт с определенными частями (или частью) общего загаданного слова (символа, числа и т.д.), которое вся команда должна отгадать за наименьшее количество времени. На экране (доске) появляется схема разреза и засекается время. Ребята не видят части другой команды, но могут общаться. Как только капитан команды говорит версию, время останавливается.
Обязательное условие любого группового тура – наличие времени и тренировочного задания для работы внутри команды (не менее 40 минут). Команды получают пакеты со схемой разреза и частями, например, слова «СЛОН», проигрывают ситуацию и договариваются о способе, стратегии игры, которая позволит выполнить задание за наименьшее время. Если команда решает только частную задачу (например, как быстро отгадать слово), то в отборочных турах, когда задание изменится, команде будет сложно изменить стратегию. После подготовки начинаются отборочные туры (команда соревнуется на время). Лучшие команды (50%) выходят в полуфинал. Задание полуфинала и финала меняется. Например, появляются слова на английском языке или знаки бесконечности и т.д.
Групповой тур «Квадрат ХО»
– Команды по очереди ставят крестики и нолики в клетки доски 5 × 5.
– Подсчитывается количество строчек и столбцов, где ноликов/крестиков больше.
– Задача – набрать больше очков.
– В каждой команде игроки ходят по очереди (пятиклассник, шестиклассник и т.д.), не разговаривая друг с другом.
– Одна встреча состоит из двух партий (первый ход делает сначала одна команда, потом другая).
В полуфинальных встречах задание меняется. Выигрывает та команда, которая наберет наименьшее количество «победных» строк и столбцов.
Итак, зафиксируем схему проведению группового тура ИТИ:
1 этап. Инструкция, постановка задачи.
2 этап. Подготовка: разработка стратегии, поиск общего способа для дальнейшего применения.
3 этап. Реализация: решение задачи на время, игра с соперником.
4 этап. Публичное представление и обсуждение подходов, идей, решений, находок.
Требования к составлению задания группового тура:
– Не может быть выполнено одним человеком.
– Требует кооперации, распределения ролей.
– Необходимы три уровня выполнения задания: найдено решение для одного или нескольких частных случаев; выделены общие принципы; построена модель для всех частных случаев.
– Требует понимания найденного способа каждым членом команды.
Приложениz
Интеллектуально-творческие игры включают в себя три тура: индивидуальный, парный и групповой, публичную защиту лучших работ. Подготовка заданий каждого тура требует высокой квалификации учителя, участие в судействе предполагает понимание педагогом принципов устройства учебной задачи и возрастных особенностей ребенка, обсуждение критериев составления и оценивания заданий, особенно парного и группового тура.
В подготовке заданий, судействе и организации игр для 300 учащихся необходимо участие 30-40 педагогов, представляющих 7 предметных областей, и специально организованный групповой тур.
1. НАЗНАЧЕНИЕ.
– Поддержка учебного интереса.
– Мониторинг предметных и надпредметных результатов образовательного учреждения
– Построение внеурочных форм образовательного пространства.
– Поиск технологий и педагогических находок
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
2.1. Оценить уровень подготовленности учащихся по учебным дисциплинам: русский язык, математика, литература, естествознание, история, английский язык, искусство, театр в рамках компетентностного подхода.
2.2. Оценить возможности коллективной (командной) работы учащихся по разрешению проблемных ситуаций; оценить не столько учебно-предметные знания и навыки, сколько достижения учащихся в развитии мышления, развитии коммуникативных и исследовательских способностей, что и является значимым результатом образования.
3. УЧАСТНИКИ.
3.1. Интеллектуально-творческие Игры проводятся в течение четырех-пяти учебных дней в любом образовательном учреждении, обеспеченным аудиториями и актовым залом.
3.2. Участниками Игр становятся школьники 2- 9 классов, независимо от образовательной программы.
3.3. В состав команды входят по 4 представителя от класса (количество может меняться в зависимости от поставленной задачи), команда состоит из 12 (2-4 классы) и 20 (5-9 классы) человек.
3.4. Каждый участник команды имеет право выбрать по два предмета индивидуального тура каждый день.
3.5. В индивидуальном туре может участвовать любой учащийся школы (вхождение в состав команды – обязательное условие только для парного и группового тура).
3.6. Руководитель команды (педагог или участник команды) подает заявку в оргкомитет игр, администрация школы готовит приказ о составе участников.
3.7. Участники команды освобождаются от академических занятий на период проведения интеллектуально-творческих игр.
4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИГР.
4.1. Игры проводятся в три тура.
4.2. Первый тур – индивидуальный. Участники должны продемонстрировать умение решать учебно-предметные задачи по заданной дисциплине, в письменном виде изложить решение и его способ.
4.2.1. Судейская бригада (7 предметных областей – по 4-6 педагогов) коллегиально подводит итоги тура. Оценивание работ происходит по заранее заданным критериям.
4.3. Второй тур – командно-предметный, ставит перед участниками задачу продемонстрировать умение решать учебно-предметные задачи по заданной дисциплине в парной работе или командой.
4.3.1. Состав пар не может быть одновозрастным и определяется следующим образом: 2-3 классы., 4-5 классы, 6-7 классы, 8-9 классы, а также может меняться.
4.3.2. Паре даются конкретные учебно-практические задачи по соответствующему учебному предмету. Учащиеся должны обсудить способы их решения, оформить их, представить и защитить устно, ответить на вопросы членов судейской бригады.
4.3.3. Пара-победитель или пара, отличившаяся в выполнении какого-либо задания (определяется судейской бригадой), а также особо отличившийся участник индивидуального тура публично защищают свою работу (как правило, отдельную задачу), в ходе которой демонстрируют логику рассуждения, умение строить коммуникацию, представлять результаты своей работы. При защите пара или участник индивидуального тура отвечают на вопросы других участников обсуждения.
4.4. В третьем (групповом туре) участники должны продемонстрировать универсальные способности, уровень владения способами решения межпредметных задач в коллективно-распределенной деятельности.
4.4.1. Групповой тур проходит в три этапа: подготовка, отборочный тур, финал.
4.4.2. Постановка задачи: командам дается задача, при решении которой необходимо продемонстрировать способ решения задачи, определить стратегию, умение творчески мыслить, сопоставлять разные точки зрения, принимать коллективное решение, распределять обязанности внутри команды и т.д.
4.4.3. Подготовительный этап: командам предоставляется возможность пробы, обсуждения способов решения задачи, создания стратегии. Способ подготовки определяют сами участники команды.
4.4.4. Отборочный тур: команды поочередно демонстрируют найденные способы решения задачи, проигрывают ситуации, судейская бригада по представленным критериям определяет участников финала.
4.4.5. Финал: командам дается аналогичная (по способу) задача. Участники должны продемонстрировать стратегию решения (способ взаимодействия друг с другом, выбранную тактику, универсальность или ограниченность открытого ими способа).
5. ОРГКОМИТЕТ.
Для подготовки Игр и их проведения создается организационный комитет, который формируется из методистов, представителей предметных кафедр и объединений, учителей-практиков (развивающего образования), старшеклассников, студентов.
Основная задача комитета – общая организация и подготовка содержательного материала для проведения Игр: задания по предметным областям (индивидуальный и парный тур), обсуждение идеологии группового тура, формирование судейских бригад и определение главных судей, подведение итогов и планирование следующих игр.
6. ПОРЯДОК ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ. ПОБЕДИТЕЛИ. ПООЩРЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
6.1. Для составления заданий и описания критериев оценивания создается экспертная комиссия, в состав которой входят главные судьи, методисты, психологи.
6.1. По результатам проведения каждого турнира определяются места, занятые соответствующими категориями участников: группой – в третьем туре, парой – во втором туре, учеником – в первом туре.
6.2.Все участники Игр получают памятные призы с символикой игр.
6.3. Победители награждаются грамотами и призами.
7. ФИНАНСИРОВАНИЕ ИГР
Финансирование Игр осуществляется на основании сметы, утвержденной попечительским советом школы, за счет средств спонсоров.
8. АТРИБУТИКА ИГР.
Каждая команда, заявленная на участие в Играх, должна иметь свой отличительный знак, эмблему, название, подготовить презентацию команды (девиз, «кричалка»).
Расписание X Интеллектуально-творческих игр
(14 – 18 марта 2011 года)
14 марта (понедельник) Индивидуальный тур
13.30 – открытие ИТИ
14.00 – 16.00 – 1-ая лента индивидуального тура (история (5-9 кл.), русский язык (5-9 кл.), естествознание (5-9 кл.), информатика (8-9классы), ИЗО (8-9 классы))
16.00 – 21.00 – проверка работ, подведение итогов 1-ого дня.
15 марта (вторник) Индивидуальный тур
13.45 – 15.45 – 2-ая лента индивидуального тура (математика (5-9 кл.), литература (5-9 кл.), обществознание (9 кл.), английский язык (5-9 кл.)).
16.00 – 21.00 – проверка работ, подведение итогов 2-ого дня, оформление результатов
16 марта (среда) Парный и командные туры
13.30 – 13.50 – Общий сбор всех команд (актовый зал)
14.00 – Карусель (естественно-научное и гуманитарное направление, участвует 6 человек от команды) – 5, 6, 7 классы
14.00 – Естественно – научные бои (участвует 4 человека от команды: 2 чел от 8 и 2 чел от 9 класса)
14.00 – Математические бои (участвует 4 человека от команды: 2 чел от 8 и 2 чел от 9 класса)
14.00 – Парный тур по английскому языку (участвует 1 пара от команды- 7- 8 классы)
14.00 – Парный тур по литературе (участвует 1 пара от команды — 5 — 6 классы).
14.00 – Коммуникативные бои (участвуют 1 пара 7-9 классы)
14.00 – «Пойми меня» (ИКТ) (участвует 4 человека от команды: 5, 6, 8, 9 классы)
14.00 – Театральное искусство (3-5 человек от команды, 5, 6, 8, 9 классы)
16.30-21.00 – проверка работ, подведение итогов 3-го дня, определение участников публичной защиты, оформление результатов
17 марта (четверг) Групповой тур
13.30 – 13.50 – Общий сбор всех команд (актовый зал)
14.00-17.30 – Проведение группового тура.
16.30-21.00 – подведение итогов 4-го дня, оформление результатов.
18 марта (пятница)
Подведение итогов, награждение
13.30 – Публичная защита лучших работ и проектов для всех желающих
15.00 – награждение победителей, закрытие ИТИ, большое чаепитие (актовый зал)
Ирина Туенок, учитель математики Красноярской университетской гимназии №1 «Универс», лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011»
Во вложенном файле – иллюстрация к групповому туру \”Собери слона\”
Комментарии