search
main
0

Кто будет платить? Демография в зеркале школьного питания

Когда речь заходит о качестве образования, мы обычно говорим о новых образовательных программах и учебниках, модернизации школ и оснащении их по последнему слову компьютерной техники, о школьных автобусах и общей безопасности зданий. Однако об одном из важных аспектов обучения речь если и заходит, то в большинстве случаев в самую последнюю очередь. Тем не менее шоколадки и чипсы на обед в состоянии принести ребенку столько же бед, сколько и плохой учебник по истории…

Проблема питания школьников обсуждалась на «круглом столе» «Индустрия школьного питания: бизнес и путь к здоровью нации» в Институте современного развития.

– Проблема качества школьного питания напрямую связана с проблемой демографии, – отметил автор проекта федеральной целевой программы «Создание и развитие индустрии обеспечения полноценным питанием учащихся учреждений дошкольного, школьного, начального профессионального образования, средних специальных и высших учебных заведений в РФ» Лев МОГИЛЕВСКИЙ. – Мы исходим из того, что процесс уменьшения численности населения в том числе связан с ухудшением его здоровья.

На сегодняшний день государство четко обозначило решение проблемы детского питания в качестве одного из приоритетов и пытается теми или иными способами эту проблему решить. Впрочем, Лев Могилевский уверен, что и национальный проект «Здоровье», и национальный проект «Образование» – это в большей степени проекты отраслевые, не являющиеся объединяющими. Если бы предпринимаемые меры были системного порядка, то можно было бы добиться гораздо больших результатов. «Этот тезис подвиг на создание типового проекта, который бы внедрялся в каждом регионе, – говорит Лев Могилевский. – Проект включает в себя необходимую и достаточную стоимость производства сырья и питания, доставки его в школы и организации пищеблоков по новым технологиям».

Основные тезисы проекта, созданного Львом Могилевским, – это, во-первых, организация полноценного и бесплатного (за счет федерального бюджета) питания школьников, во-вторых, создание индустрии детского питания,

в-третьих, стимулирование компаний, производящих школьное питание. В частности, стимулирующие условия могут заключаться и в создании режима налогового благоприятствования. По словам автора проекта, деньги, выделяемые сегодня государством на школьное питание, во-первых, невелики, а во-вторых, финансирование очень сильно различается по регионам: в одних регионах на выделенные средства можно организовать полноценное питание, в других – нет. Между тем внедрение целевой государственной программы серьезно стимулирует развитие отечественного агропромышленного и перерабатывающего комплекса. «При этом государство задает параметры и создает благоприятные условия в этой сфере, за счет инвесторов строится инфраструктура, а производственные структуры обеспечивают готовой продукцией в требуемом количестве и ассортименте», – подчеркнул Лев Могилевский.

– Я не могу сказать, что государство тратит на это мало денег. За четыре года – с 2008-го по 2011-й на это было и будет направлено 2,7 миллиарда рублей, – сообщила представитель Администрации Президента РФ Елена АСТРАХАНЦЕВА. – В 2007 году в приоритетный национальный проект «Образование» было добавлено мероприятие «Проведение экспериментального проекта по совершенствованию системы питания школьников в общеобразовательных учреждениях». Было отобрано четырнадцать регионов, в которых второй год идет реализация проекта.

Эксперимент этот должен помочь понять, как правильно потратить федеральные средства и выбрать правильные модели для каждой территории. По мнению Елены Астраханцевой, вопрос, платить ли государству за питание детей, спорный. Несомненно, государство продолжит оплачивать питание школьников из малообеспеченных семей. Но есть родители, чей доход позволяет платить за своего ребенка требуемую сумму, если еда, предложенная в школе, будет соответствовать его физиологическим потребностям.

Елена Астраханцева подчеркнула, что все регионы очень разные, с разной сельскохозяйственной и промышленной составляющей, что затрудняет принятие единой модели. «Навязывать что-то из центра мы не можем, так как на месте виднее, как организовать питание школьников, – сказала она. – Вся законодательная база на стороне регионов. Субъект отвечает за то, чтобы дети получали питание, а задача государства заключается в проверке: нормально ли их кормят. Для контроля были созданы рабочие группы, в которые вошли представители Минздравсоцразвития, Минсельхоза, Института питания, Института гигиены детей и подростков.

Кроме того, проводится централизованная пропаганда здорового питания среди детей и их родителей. Безграмотность же в сфере школьного питания – это во многом безграмотность местных органов власти или нежелание проводить нормальные конкурсы и прописывать правильно конкурсную документацию. Намного проще провести аукцион или электронные торги, на которых победит участник, заявивший меньшую цену. «Понятно, что это неправильно. Если правильно прописать документацию, то заявлена должна быть не только цена, но и качество продуктов, и многие другие аспекты», – подытожила Елена Астраханцева.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте