Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Кто боится медалистов и отличников?

УГ - Москва, №12 от 24 марта 2009. Читать номер
Автор:

Галина ЛОГИНОВА, директор гимназии №1572: – Когда идет разговор о ЕГЭ, то мы говорим прежде всего об итоговой системе аттестации выпускников наших школ. Если мы уже подтвердили нормативными документами, что у нас в России есть различные виды и типы школ (лицеи, гимназии, экстернат, вечерние школы) и выпускники этих школ выходят с различным багажом знаний, то по меньшей мере некорректно предлагать единый экзамен для всех.

Что же делать в этой ситуации и как защитить права всех детей?

На мой взгляд, необходим прежде всего стандарт образования (он был предусмотрен в статье 7 Закона РФ «Об образовании»). В предыдущей версии закона было записано так: «Стандарт – это обязательный минимум содержания образования, требований к уровню подготовки выпускника», то есть был зафиксирован некий набор дидактических единиц, который выпускник должен был предъявить на выходе из школы. Обновление образовательных стандартов проходило в России дважды – в 1998 и 2004 годах. В декабре 2004 года было принято решение Правительства РФ о разработке стандартов второго поколения.

Сегодня под стандартом понимается система требований, или «система трех Т».

Первое Т – требование к результатам освоения основных образовательных программ (вот только бы определиться, сколько их – 8 или 12).

Второе Т – структура основных образовательных программ, это требование к организации образовательного процесса (базисный учебный план программы, который включает планируемые результаты).

Третье Т – условия реализации основных образовательных программ; на основе обобщенных требований и вышел документ «Планируемые результаты».

На сегодняшний день апробация стандартов проводится в начальной школе, и только в 14 регионах.

Помимо этого к каждой основной образовательной программе предложено от 5 авторских программ по литературе до 12 программ по истории. Школа не отказывается от такого разнообразия программ, она только приветствует его. Но необходимы стержень, фундамент, цивилизованные ценности, на которых бы эти программы строились.

Исходя из этого необходимо обратиться к разработчикам кимов. Задача у них сложная, но выполнимая: либо расширить количество блоков, либо отказаться от них вообще. Анализируя последнее испытание по русскому языку и математике, учащиеся отметили, что получить «пять» было практически невозможно. Почему же мы так боимся пятерок? По моим наблюдениям, количество успешных учеников в стране растет, мотивация образования видна. К сожалению, увеличилось и количество неуспешных детей, скажем прямо – больных детей, не способных задерживать информацию более чем на 15 минут. С этим необходимо считаться.

Хочу встать на защиту серебряных и золотых медалей. Нельзя так обесценивать многовековую традицию, связанную с добросовестным отношением ребят к своему первому труду – учебе в школе. Пока не поздно, необходимо вернуть значимость медалей. Те немногие рекламации, которые приходили в отношении медалей, ведь были незначительными!

ЕГЭ по русскому языку в том виде, в каком его нам предлагают, снижает уровень практической грамотности. Есть и существенные недостатки в ЕГЭ по иностранному языку:

– аудирование фактически недопустимо, так как начитывает текст американец, а в наших школах учат по британскому варианту английского языка;

– учебники и задания ЕГЭ не соответствуют друг другу: достаточно много заданий, которые не имели тренировочных упражнений в учебниках, учебники старого поколения не готовили к этому, а новые учебники только что подготовлены и будут опубликованы только в августе;

– снята устная часть, а это нарушение той задачи, которая была основной целью изучения иностранного языка в школе;

– учителя готовят детей сдавать экзамен, технологии сдачи которого их самих не обучали, учителей должны были начать готовить раньше, первыми тут откликнулись не отечественные, а иностранные издатели.

Закон об итоговой аттестации выпускников школ в форме ЕГЭ принят, и обратной силы он вроде бы иметь не должен. Но на практике почему-то появились 24 вуза (17 – в Москве), которые имеют особые условия выполнения плана приема абитуриентов. По приказу Министерства образования и науки РФ №365 от 28 ноября 2008 года (Перечень вступительных испытаний в 2009 году) были заявлены четыре предмета, на сегодняшний день их стало уже три. Плюс дополнительное испытание со стороны приемных комиссий вузов. Значимость ЕГЭ уничтожена. Нарушен принцип равных возможностей для выпускников школ, а ведь правила приема в любой вуз должны быть одинаковы и прозрачны.

За годы реформ многое в нашем образовании изменилось не только в содержании, но и в технологиях преподавания. И выпускники прежних лет не имеют возможности получить полноценную подготовку в плане структуры ЕГЭ, работы с бланками, знаний по нормативной базе. У школ нет возможности заниматься с выпускниками прошлых лет (лицензии, финансирование). Выходит, что, декларируя равенство прав, мы все равно чьи-то права нарушаем.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту