search
main
0

Крыша дома твоего. Кров для человека – это прежде всего кровля

…Я сошел с обочины и, ступив на бетонную площадку, стал срывать губами шелковицу, свисающую с низких ветвей почти на уровне велосипедного руля. Съел десяток ягод и только тогда заметил, что само дерево растет где-то внизу, а ветви нависают над крышей. Получилось, что я заехал велосипедом на плоскую кровлю, которая оказалась вровень с дорогой, была своеобразной ее обочиной. Сам же дом стоял ниже, на довольно крутом склоне. День близился к вечеру. Пора было подумать о ночлеге. Где же расположиться? Вокруг скалы, валуны, глинистые осыпи. Крыша сакли (как называют жилище в этих местах), пожалуй, самое подходящее место. Я раскатал спальник и, даже не спрашивая разрешения у хозяев, расположился на ровной и теплой бетонной площадке…

Что главное в доме, жилище? Фундамент? Стены? Нет, все-таки крыша. Если она есть над головой, значит, есть защита, уверенность в завтрашнем дне. Кров для человека – это прежде всего кровля (даже корень один). Недаром сегодня крышей называют все, что способно защитить человека не только от стихий, но и от любых жизненных напастей. Крыша нужна всем. Беднякам и богачам, чиновникам и бандитам, дипломатам и домохозяйкам, детям и старикам. Всему человечеству.Ночью черное южное небо запорошено звездами. Они как будто обозначают размеры и высоту небесного купола. Под ним я часто и засыпаю, счастливый и уверенный, что дорожная судьба без крыши меня не оставит. Только на юге, проводя многие ночи под открытым небом, я понял истинное предназначение кровли. Небо – это купол. Крыша без стен. Подобие крыши, ее образ? Может, и так, но на самом деле это и есть самая настоящая крыша. Кровля в самом прямом смысле. Крыша планеты, кровля всего сущего. «Мой дом везде, где есть небесный свод», – писал М.Лермонтов. Почаще бы землянам вспоминать эти слова….Кровельщик – профессия почетная и ответственная. Может осесть, дать трещину фундамент, могут покоситься, прохудиться стены, но если потечет и рухнет крыша, то это смерть дома. Кровельщиком называют того, кто настилает, латает крыши дворцов и хижин, и того, кого разные религии именуют Создателем, Всевышним. Рядом с Ним на небе и Богородица. Ее защитный покров – это своеобразная крыша для христиан. Вслед за этими небесными заступниками, как бы копируя небесный свод, люди создают различные куполообразные жилища – чумы, юрты, яранги, шатры. Мои походные шалаши, палатки из этой же серии. Собственно, все это кочевые пристанища.В походных условиях часто речь идет о самых простых навесных пристанищах и укрытиях. Где стал путник, там и стан его. А где стан, там и крыша. Пусть даже временная. Но все-таки ощущение крова. Зарывшись в стог сена, укрывшись под разлапистой елью или примостившись под пнем-выворотнем, ты уже как бы под крышей – защищен и можешь расслабиться. Иногда для этого достаточно мочар дани (до сих пор помню название москитной сетки на хинди), спального мешка или плаща, велосипедного чехла, отрезка брезента, куска полиэтиленовой пленки. У странствующего люда… Фритьоф Нансен в своих дневниках упоминает об устройстве «тентовой» крыши в полярных льдах. Когда пришлось туго, опыт подсказал его спутникам, что нужно «ставить двое наших нарт с каяками параллельно на расстоянии длины человеческого тела, сбивать из снега вал вокруг них, класть сверху поперек лыжи и бамбуковые лыжные палки и покрывать все сверху двумя связанными вместе парусами так, чтобы последние свешивались с обеих сторон донизу». Однажды на зимней рыбалке нас застал снег с дождем. Довольно неприятная купель. И мокро, и холодно. У нас было с собой брезентовое полотнище. Мы накрылись им, однако очень быстро оно пропиталось влагой, к тому же было неудобно сидеть, согнувшись в три погибели. Что предпринять? Отогнув край брезента, я осмотрелся и увидел метрах в двух тонкое прямое деревце клена. А что, если согнуть его и верхушку прикрепить к старой иве, которая росла рядом? Получится что-то вроде арки, на которую можно будет накинуть брезент. Мы так и сделали. Передний край брезента привязали к изогнутому дугой деревцу, а задним накрыли рюкзаки. Укрытие вышло тесноватое, но пару часов, пока все не прекратилось, мы в нем высидели. «Согнул ветку – построил беседку», – пошутил товарищ. На «кровельные» выдумки кочевой люд мастак…Древний человек особым кровельным мастерством не отличался. Кровом ему часто служили древесный лиственный полог, пещеры и земляные норы. Понятно, что их своды не требовали особой заботы. А вот для покрытия землянки, шалаша, глиняной хибарки уже необходимы были определенные кровельные навыки. Крыша – это прежде всего защита. От влаги, ветра, холода или, наоборот, жары, грома, молнии, града, «небесных каменьев» (как известно, небеса одаривают людей не только манной) и даже от проникновения злых сил, которые могут навредить домашнему очагу. Отсюда и форма крыши. В зависимости от местности, климатических условий, народных традиций кровли имеют самую различную форму. Односкатные или двускатные крыши (во всем многообразии их форм и стилей) – это кровельная классика. Но кроме этого существуют самые разнообразные разновидности кровли и комбинации кровельных конструкций. Ломаные, купольные, конические, мансардные, шатровые, вальмовые, щипцовые, сводчатые, шпилеобразные крыши играют главную роль в архитектурных ансамблях различных строений.Интересно присмотреться к кровельному опыту различных народов. Именно на него я часто обращал внимание во время скитаний по разным землям и странам, заботясь о ночлеге. На юге, где выпадает мало осадков и практически не бывает зимы, а значит, и снега, часто можно встретить плоские крыши. В турецких горных селениях раньше (во многих местах и сегодня) на дощатое перекрытие между стенами накладывали солому, камыш, кукурузные стебли. Поверх насыпали землю со щебнем, которую утрамбовывали катком, чтоб не смывали дожди. Ежегодно хозяин дома осенью подсыпал на крышу новой земли или укладывал куски дерна. Между прочим, дерн, которым покрывают крыши, весьма прочный и надежный кровельный материал. Его, кстати, используют во многих странах. Норвежцы, например, испытывают особую «экологическую» любовь к таким кровлям. Столичная мэрия в Осло выпустила постановление, направленное на доведение количества крыш, покрытых растительностью, до четверти от общего числа. Большинство крыш густо покрывает трава, а в некоторых случаях даже крупные деревья и кустарники.Поверхность плоской кровли – это вполне комфортное жилое пространство. На нем можно загорать днем, пить чай вечером и спать ночью под звездами. Некоторые устраивают на крыше уютные беседки, в которых, чтобы не мешать домашним, уединяются с гостями. Обычно на крышах развешивают для просушки белье, сушат фрукты и ягоды, обрабатывают и просушивают шерсть.История кровельного зодчества – это шаги научно-технического прогресса, нередко его соперничество, спор, а иногда и откровенный конфликт с насущной утилитарной потребностью человека в простой надежной крыше, местными традиционными общественными установками, с которыми люди сжились, к которым привыкли и которые оптимально отвечают их кровным интересам. Во все времена крыши дворцов и хижин, являясь «пятым фасадом» здания, наряду с функциональностью и исторически сложившимися национальными архитектурными традициями воплощали в себе как материальные возможности, так и общественный статус застройщика.Опорой для древнегреческого жилища служили деревянные или мраморные колонны, на которых укладывалась балочная конструкция. Со стороны жилого помещения крыша оставалась обнаженной и служила одновременно и потолком. Такая крыша обычно имела небольшой уклон к центру с отверстием для отвода дождевой воды. Под ним устанавливали бассейн, в котором эта вода и собиралась. Шатровые крыши сооружали жители Междуречья, которые предпочитали сводчатые формы с круглым основанием. Здесь же впервые стали применять золото в качестве кровельного материала при строительстве храмов и дворцов. Модные зубчатые карнизы с огромным выносом над стеной, преувеличенно украшенные оконные проемы, большое количество дымовых труб над домами – вот приблизительный облик европейского города. В Средние века, в эпоху романтической архитектуры и готики, городские здания Европы строились с высокими крышами, пространство под которыми состояло из нескольких ярусов. У славянских народов города застраивались домами с крышами самых разнообразных форм, силуэт и композиция которых во многом определялись значимостью объекта. Деревянное зодчество наложило свой отпечаток и на внешний облик крыш. В России использовали конструкцию крыши «на сохах» – деревянных столбах, установленных в углах здания.«Чтобы узнать, где своя крыша течет, нужно побывать под чужой», – говорят в народе. После странствий мне всегда приятно возвратиться под родную крышу. И еще раз присмотреться к особенностям ее возведения. Интересуясь традиционными народными жилищами Украины, я был свидетелем сооружения кровли в украинских селах. «Дай, Боже, свиту шитую, а хату крытую», – вздыхали землеробы. В Украине чаще делали четырехскатные крыши различной высоты. Для покрытия использовали ржаную солому и тростник. Я еще застал их использование в приднепровском селе Шульговка, где родился отец. Тростник-«голыш» нередко срезали косами зимой, когда заливы, где он рос, покрывались льдом. Перед покрытием крыши соломой кровлю нередко «решетили» – накладывали на стропильные поперечины хворост, чтобы лучше держалась солома. Иногда ее смачивали в жидкой глине («калмычили»), а после завершения кровельных работ соломенную крышу еще дополнительно мазали более густой глиной. Необычайно привлекательный вид имели украинские хаты с гребешками, выведенными сверху, скажем, из корешков тростника или рогоза, и «остришками» – выступами-ступеньками на ребрах и плоскостях крыши. Часто крыши, особенно с фасадной, главной стороны хаты, которую по возможности ориентировали на юг, делали с выносом. Навес-«дармовес» мог переходить на боковую часть крыши, его часто поддерживали столбы. На западе Украины подобные, очень удобные для хозяйственных потребностей галереи окружали хаты с двух, трех и даже четырех сторон. Крыши также покрывали деревянными плахами, щепой, дранью, черепицей. Все это, правда, уже в прошлом. Меняются времена, меняются нравы, меняются и крыши. Сегодня они часто представляют в наших селах довольно унылую «железно-шиферную» картину.Чтоб не поехала крыша (речь не только о кровле), ее нужно как-то колоритно выделить, чем-то украсить. Это последний штрих в «крышевании» жилища. Традиция эта очень давняя. Человек размещал различные символы и фигуры на крыше своего дома с целью защитить жилище и тех, кто в нем будет проживать, от природных сил и злых духов. Люди верили, что такие обереги уберегут их от стихийных разрушений, пожаров, болезни, смерти и других бед. Постепенно определились и места для монтажа кровельного декора: коньковые элементы, накладки коньков, купольные шпили. Оформление крыш часто подчинялось культовым и общественным традициям и правилам, однако нередко кровельщики по заказу хозяев или по своему вдохновению проявляли и свою творческую волю. Чаще всего на начале и в конце конька (это самая высокая и самая близкая к небу точка сооружения) в качестве украшений использовались изображения голов животных (орлов, кошек, драконов, сов) и цветы. Шпили, которые венчали куполообразные кровли или устанавливались по краям конькового гребня, часто украшались шарами (шар символизировал Вселенную и носил название «венчающий камень»). На коньках крыш нередко укреплялись флюгера с фигурками петуха. Издавна он был символом добра, мира и согласия. А после принятия христианства стал знаком священника, символизирующим пробуждение души…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте