search
main
0

Крылья крепнут в полете Станут ли древние языки основой национального возрождения?

Классическое образование… Кто из родителей не мечтал видеть своего сына “гимназистом” или даже “лицеистом”? К сожалению, вывески учебных заведений в наше время далеко не всегда правдивы. Тем большую ценность представляют школы, не только внешне, но и внутренне соответствующие своему официальному статусу. Наш собеседник, директор Греко-латинского кабинета, доктор философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН, лектор Московской духовной академии, учредитель Московской классической гимназии Юрий Анатольевич Шичалин рассказывает о проблемах и перспективах восстановления классических форм образования в современной России.

– Юрий Анатольевич, почему вы, специалист с академическим складом мышления, начали заниматься организацией среднего образования?
– По образованию я филолог-классик. В ходе многолетней практики преподавания древних языков мне стало совершенно очевидно, что классическая филология в России находится в неразвитом состоянии. Не по вине специалистов и не оттого, что у нас нет традиций, а потому, что в 1918 году была разрушена система образования, которую до сих пор не удается восстановить полностью. Было утрачено ее главное звено – классические гимназии. Прежде каждый город считал честью содержать гимназию, потому что именно там готовили подрастающее поколение к поступлению в университет. Тогда казалось совершенно необходимым, чтобы студент любого отделения, факультета владел двумя древними языками – греческим и латинским и по крайней мере двумя новыми. С другой стороны, предполагалось, что даже гуманитарий, закончивший классическую гимназию, должен хорошо владеть математикой.
– Но ведь гимназий и лицеев сегодня более чем достаточно.
– Да. Теперь гимназий становится много, но ими фактически называют школы с углубленным изучением иностранного языка и литературы. Редко-редко добавляют латынь. Еще реже – греческий язык. Практически нигде не удается создать сбалансированную программу, позволяющую равным образом развивать способность учащихся к гуманитарным и точным наукам. У нас, например, преподают Закон Божий, есть еще православная гимназия в Ясеневе. И, наконец, первая из организованных в России после отмены в 1918 году – классическая гимназия в Санкт-Петербурге или светская. Вот, пожалуй, и все.
– Почему же так важно, чтобы в современной России существовала развитая система классического образования?
– В системе среднего образования классические гимназии занимают такое важное место потому, что их программы по всем дисциплинам рассчитаны на самых требовательных детей, которые предполагают наибольшую компетентность и ответственность педагогов, поэтому подготовка учебно-методических пособий для классических гимназий стимулирует развитие уровня среднего образования в целом. Отдельные элементы классического образования всегда могут быть востребованы и в обычной средней школе.
Классическая гимназия призвана заниматься с одаренными детьми, склонными к изучению языков и математики, усвоению иностранной литературы, духовной сферы, всего, что составляет внутренний мир человека. На мой взгляд, создание классических гимназий в губернских центрах и университетских городах должно стать самой важной задачей для современной России, поскольку это направление поднимает уровень среднего и университетского образования в целом. Когда же мы слышим столь привычное для нас сочетание “славяно-греко-латинская академия”, всякий ли задумывается: а почему в Москве и… “греко-латинская”? Да потому, что и для наших предков было точно так же ясно, что настоящее образование имеет своим истоком культуру греков и римлян, которые в лучших традициях усвоены Русской церковью. Именно греческий и латынь суть два ее языка, не отменяющие никаких других, но все-таки первые.
– С этим и связано название “Греко-латинский кабинет”?
– Да. Мы начали работу Греко-латинского кабинета в сентябре 1990 года с организации курсов древних языков. У нас учились студенты всех факультетов МГУ, других ведущих вузов, в том числе и физтеха. Учились также музыканты, медики, библиотекари, философы, строители. Наконец, с нашими группами по латыни и по греческому всегда были связаны священнослужители, послушники, монахи.
В 1993 году нам удалось открыть при Греко-латинском кабинете классическую гимназию.
Кроме того, мы зарегистрировали и начальную школу, в которой два класса по 15 ребят. Они отличаются тем, что в первом классе изучают французский, а во втором – английский язык, Закон Божий, занимаются хореографией, пением, творчеством.
– Но есть ли у нынешних гимназистов и приготовишек хоть какое-то свободное время после ваших уроков?
– Мы придерживаемся постулата древних греков: “Прекрасное – трудно!” К тому же известно, что лучший отдых – смена занятий. Поэтому и занятия у нас разные: наряду с математикой и древними языками – хор, танцы, спорт (у нас своя сборная команда по футболу). В программу входят обязательные походы по музеям и достопримечательностям Москвы, а также образовательные и паломнические поездки по России и даже за рубеж.
Недавно будущие физики, экономисты, философы показали на московских сценах “Антигону” Софокла, а затем съездили посмотреть на то место в Афинах, где она была впервые поставлена почти 2,5 тысячи лет назад. В нашем спектакле некоторые части тоже исполнялись на древнегреческом языке. Помимо этого, мы ставили “Гамлета” на английском, “Рождественское действо” на латыни, спектакли на французском языке.
– Насколько известно, ваша гимназия платная. Как там удается учиться способным детям? Ведь ясно, что не все они из обеспеченных семей?
– Обучение наших детей мы ведем благодаря тому, что Греко-латинский кабинет занят и другими видами деятельности, например, книгоизданием. Причем интересы гимназии всегда приоритетны. Когда наше учебное заведение стало достаточно известным, нас поддержало правительство Москвы, обеспечив льготы по аренде.
В минувшем году Московский благотворительный совет утвердил программу “Московский международный центр классического образования” (правда, мы пока не смогли получить по ней никаких денег, но соответствующая перспектива остается и здесь, мы продолжаем рассчитывать на помощь правительства Москвы).
В Попечительский совет гимназии входит архиепископ Верейский Евгений – ректор МДАиС. Хочу подчеркнуть, что все вероучительные дисциплины преподаются у нас по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В феврале этого года у нас открыт гимназический храм во имя Трех святителей, великих учителей церкви Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Для нас возрождение классического образования является одной из форм обращения к православию, хотя наша гимназия и считается светской.
– Юрий Анатольевич, в заключение скажите несколько слов о задачах создаваемого вами Московского международного центра классического образования.
– Наша цель – подготовка гимназических преподавателей, создание информационного и методического центра, а также библиотеки классической учености. Все эти задачи мы, разумеется, можем решить только при помощи города, хотя речь по большому счету идет об инициативе федерального значения. Но как говорили древние – “Крылья крепнут в полете”. Думаю, они не ошибались.

Александр ГОРДЕЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте