search
main
0

«Круто ты про клетку узнал». Детям, как всегда, повезло

Редкий учитель из участвующих в конкурсе в своих официальных речах и заявлениях рискнет не упомянуть при каждом удобном случае тех, ради кого он и выбрал эту благородную профессию, – детей. Ведь именно им он посвящает всего себя, для них постоянно совершенствуется, ищет все новые и новые подходы в преподавании, творит, выдумывает, пробует. А вот мне всегда интересно, что на самом деле по этому поводу думают сами дети – ученики школ, в которых из года в год проводятся конкурсные уроки. Ведь все познается в сравнении, в том числе и учителя. И как это, наверное, грустно – в первый и последний раз увидеть человека, так непохожего на их собственного преподавателя! Причем если конкурсант лучше, интереснее и симпатичнее, то становится обидно за своего учителя – что он не самый-самый, а нам с ним жить да жить, а если хуже – то кого же, спрашивается, нам привели? Впрочем, я наверняка драматизирую ситуацию. И дети куда добрее взрослых, которые оценивают и судят гораздо более сурово и категорично. Но посмотрим сами.

Ромашки спрятались

На самом первом уроке Елена АНТОНОВА, учитель биологии рузаевской средней школы №7 Республики Мордовия, знакомила учеников с семейством Сложноцветные. Назвав тему, она предложила ребятам самим определить ряд вопросов, на которые им предстоит ответить в процессе занятия, и, что главное, узнать о растениях этого семейства. Из названных было отобрано четыре наиболее главных: почему их так называют, как они устроены, как размножаются и какое значение имеют? Для того чтобы облегчить поиск ответов, Елена Викторовна постаралась сделать все необходимое – провела с детьми лабораторную работу по исследованию цветков календулы с помощью лупы и пинцета, задала массу наводящих вопросов, заранее разложила на столах распечатанные терминологические словари. Была активно задействована доска, на которой магнитами крепились листы с рисунками цветков. Но самое интересное действо ждало всех присутствующих в конце урока. Попросив всех учеников встать и закрыть глаза, Елена Антонова нарисовала красочную картину – солнечный день, луг, запах трав… А развить воображение детей помогли не только стихи, но и заранее распыленные в воздухе ароматические вещества. Сказывается то, что в школе помимо предмета она вот уже много лет ведет кружок «Лекарственные растения».

Лети, лети, лепесток!

«Распространение плодов и семян» – благодатная тема для открытого урока любого уровня. Роман АБРАМОВ, биолог и директор Безукладовской школы Тамбовской области, постарался использовать этот шанс по максимуму. На каждом столе были разложены образцы плодов, а детям предложено высказаться относительно того, как распространяются эти растения. Школьники услышали легенду о подорожнике – «Следе белого человека», а также с удивлением узнали, что кокосовый орех раньше вполне серьезно считали плодом водоросли, поскольку находили его обычно плавающим в море или прибитым к берегу. Оригинально выглядела физкультминутка: ребята, наклоняясь, качаясь и потягиваясь, имитировали процесс распространения плодов и семян с помощью ветра, воды, животных и человека. А на дом детям было задано придумать интересную историю, в которой фигурировали бы те или иные растения, вздумавшие расселиться на новые территории.

Протрите окуляры!

Что такое микроскоп? Для чего он нужен? Из каких частей состоит? Почему клетка называется клеткой? Об этом и о многом другом шла речь на уроке Людмилы СТАМБЕРСКОЙ, учителя биологии и экологии школы №1 Белева Тульской области, – «Устройство увеличительных приборов». Ребята получили возможность не только рассмотреть микроскопы, стоящие на их столах, но и поработать с ними. Не обошлось без традиционной для подобного рода занятий «трагедии» – кто-то, не расслышав рекомендации учителя, раздавил препарат объективом. Ничего, зато другим нагляднее! Когда учишься смотреть в окуляр одним глазом, не закрывая второй (обязательное условие!), с непривычки быстро устаешь. Физкультминутка для глаз и рук поможет восстановить силы. Для закрепления темы Людмила Владимировна использовала стихи, в которые дети должны были вставить слова, обозначающие части увеличительного прибора, компьютер, чтобы проверить свои знания о строении клетки, а также… караоке! Урок закончился своеобразным гимном на мелодию программы «Фабрика звезд», которую помимо самих детей исполнили едва ли не все присутствовавшие в классе: «Круто ты про клетку узнал! Ты звезда! Ты в отличники сегодня попал!..»

Полотно нетканое

Провести аналогию между хлопчатобумажной тканью (марлей и миткалем), а также тканями человеческого организма пытался Валерий МАЛЬГИН, преподаватель биологии школы №1 города Радужный Владимирской области. Идея понятна – помочь ребятам самим сделать вывод, насколько рыхлое или плотное расположение волокон (клеток) влияет на свойства тканей и какие функции они могут выполнять в связи с этим. В самом деле, если марля способна прекрасно впитывать жидкости и удерживать их, то разве не может, скажем, соединительная ткань выполнять те же функции в нашем организме? Свои предположения дети могли проверить, сравнив заполненную по мере исследования таблицу с записями учебника. А после этого, рассмотрев в микроскоп различные препараты, они сделали вывод о том, насколько их функции зависят от формы и размеров клеток. Примечательно, что свой урок на тему «Ткани организма человека» Валерий Евгеньевич сделал в нескольких вариантах, реализовав лишь один. По его словам, в зависимости от того, что и в каком объеме знали ученики, можно было выбрать тот или иной сценарий. Со всеми сопутствующими ему заданиями и вопросами.

Основа жизни

Белки – от русского слова «белый». А протеины – от греческого «протос», то есть первый. И то и другое достаточно красноречиво характеризуют химические соединения, составляющие первооснову жизни. Изучению строения и состава белков был посвящен урок Натальи АГЕЕВОЙ, биолога лицея №5 города Железногорска Курской области. Наводящие вопросы при всей своей простоте помогли взглянуть на эту тему с точки зрения не только биологии и химии, но и философии. Зачем нам знать что-то об этих веществах? Чтобы использовать эти знания! Ведь жизнь – это же форма существования именно белковых тел. И не случайно большинство нобелевских премий за последние полвека было присуждено именно за изучения в этой области. Но начинать следует с малого. Например, с составляющих белки аминокислот, которые тоже бывают разными по целому ряду признаков. Для того чтобы облегчить запоминание сокращенных названий незаменимых для человека аминокислот, Наталья Ивановна предложила стишок-считалочку. А в конце урока полученные данные вполне логично помогли составить схему, устанавливающую взаимосвязь между пространственным строением, составом и функциями белков.

Орбитальный полет

Елена МЕЙСНЕР, учитель биологии и химии Краснослободской гимназии из Волгоградской области, урок начала с того, что поинтересовалась эмоциональным состоянием детей. Еще бы, ведь тему «Строение электронных оболочек атома» невозможно изучать с плохим настроением. Впрочем, таковым здесь и не пахло. Елена Викторовна мастерски использовала самые разные приемы и подходы для того, чтобы помочь детям овладеть сложным, но интересным и очень важным материалом. Усилить эффект помогла характерная особенность преподавателя – убедительный, я бы сказал, «бодрящий» голос, не позволяющий никому из присутствующих расслабиться ни на секунду. Сначала она выяснила, что ребята знают о строении атома, затем показала на доске, как нужно записывать схему распределения электронов по орбиталям, потом сделала это вместе с детьми, а в конечном итоге ребята смогли выполнить задание без посторонней помощи. Причем новая информация многократно повторялась в самых разных вариациях, чтобы впечатление от услышанного было максимальным. Для наглядности учитель приготовила модель атома с орбиталями, собранными из проволоки. Школьники смогли наглядно убедиться, что электроны (их роль играли кусочки пластилина) распределяются не хаотично, а в строго определенном порядке.

Атомная прописка

Очень похожей была тема урока Натальи СНИГИРЕВОЙ, учителя химии школы №43 Воронежа, – «Движение электронов в атоме». Но у нее были иные методы и подходы. «Что вы знаете о строении атома? Кто-нибудь из вас видел атом? А если бы даже и могли, зачем нам на него любоваться? Чтобы знать, как устроен? А это к чему? Чтобы предвидеть свойства элемента? А каким образом?..» – и так далее. Провокационные и интригующие вопросы помогли ребятам самим убедиться в том, насколько важно знать как можно больше о том, как устроен атом. Преподавая новую тему, Наталья Борисовна старалась использовать максимум наглядности, приводила интересные аналогии. Так, атом напоминает многоэтажный дом, этажи – это энергетические уровни, квартиры – подуровни, комнаты – орбитали. При этом одной из главных задач урока было сделать так, чтобы школьники сами пришли к выводу: зная положение атома в таблице Менделеева, можно с уверенностью сказать, сколько электронов содержит атом того или иного элемента, на каких орбиталях они находятся, каковы свойства элемента в связи с этим и так далее. Впрочем, как и наоборот – зная количество электронов, мы можем «прописать» атом в конкретную клеточку таблицы. И дети прекрасно усвоили это.

Трехвалентный кислород

На мой взгляд, одним из самых запоминающихся моментов этого этапа конкурса был урок Марины ТКАЧЕНКО, учителя химии школы №5 Тихвина Ленинградской области. Тема – «Валентные возможности атомов химических элементов». Казалось бы, все мы знаем, что такое валентность. А вот чем она определяется, сколько валентностей может быть у данного элемента, редко кто может сказать что-либо вразумительное. На самом деле есть четкие правила, позволяющие предсказать возможности атома исходя из опять же строения его электронных оболочек. Марина Геннадьевна построила урок таким образом, чтобы ученики, выполняя на доске задания и отвечая на вопросы о строении атомов и электронных оболочек, смогли самостоятельно вывести эти правила. С какой гордостью дети записывали их в свои тетради! Оказалось, что условия, определяющие валентные возможности элемента, достаточно просты для запоминания. Для этого нужно знать о наличии 1) неспаренных электронов в основном и возбужденном состоянии; 2) неподеленных электронных пар и 3) свободных орбиталей. Все! Интригой было задание на дом – выяснить, бывает ли кислород трехвалентным? (Подскажу, бывает – в ионе гидроксония Н3О+!)

Наш, родной

Какие выводы можно сделать в завершение? Традиционный – в который раз конкурс показал, что одни и те же темы разные люди в разных условиях могут объяснять принципиально по-разному. И достигать результатов, которые в одних условиях можно было бы выдать за грандиозный успех, а в других – как досадную ошибку. Ведь дело в том, что в соревновании лучших, как ни крути, неизменно кто-то становится более, а кто-то менее лучшим. То, что никто из участников в нашей номинации не вошел в «пятнашку», вряд ли можно считать достижением. Но и провальных уроков не было. Это радует. А философский вывод… Те учителя, которые приходят и уходят, для многих учеников являются глотком свежего воздуха, солнечным зайчиком, приятной мелодией, словом, воспоминанием на всю жизнь. Однако старый добрый преподаватель на проверку оказывается ничуть не хуже. Потому что он – наш, родной. И он останется!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте