Ровно девяносто три года назад увидел свет первый номер «Учительской газеты». Через два года у профессионального издания 95-летний юбилей. И мы не можем не вспомнить, что в истории рождения «Учительской газеты» главную роль сыграла Надежда Крупская. «Необходимо, чтобы у учителя была своя газета, куда он мог бы писать о том, что его волнует, мучает… Через газету учитель может говорить с учительством в целом. И он перестанет чувствовать себя таким безнадежно одиноким, безнадежно затерянным в водовороте жизни. Чтобы работать в одиночку, нужна железная воля – у многих ли она найдется? На миру работать куда легче, артелью, миром легче поднимать большие тяжести». Такими словами открывался первый номер «Учительской газеты» от 3 октября 1924 года. Автор передовицы «Коллективный организатор учительства» – Надежда Константиновна Крупская.
Многое переменилось за это время. Ушел в прошлое призыв, украшавший первую полосу не одно десятилетие: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», но простые, душевные слова о том, чтобы учитель не чувствовал себя безнадежно одиноким, не теряют своей актуальности. Более девяти десятилетий газета для учителей живет, правда, меняя периодичность, формат, цену. (Та первая, пять копеек за номер, вызовет сегодня вздох изумления. Однако нужно вспомнить, у «шкрабов» тридцатых годов зарплаты были от 6 до 18 рублей в месяц.) Орган Центрального комитета Союза работников просвещения СССР выходил под коллективной редакцией из семи человек – Н.К.Крупской, А.Н.Багрецова, С.Б.Ингулова, Ф.В.Кипарисова, А.А.Коростелева, М.Ф.Ломакина, Н.Н.Попова. Крупская возглавляла с 1920 года Главполитпросвет при Наркомпросе, а в 1929-м стала заместителем наркома просвещения РСФСР. Ее статьи в «Учительской газете» дышат правдой жизни. Внимание к учительскому быту, знание жизни учителей очень подкупает, когда читаешь статьи Крупской. Неудивительно, что ежедневно на ее рабочий стол ложились сотни писем от простых учителей. «Положение народного просвещения в опасности! Местный бюджет не оправдал надежд. Школы, переданные на местные средства, повсеместно закрываются. Если в 1921-м было 76 тысяч школ, то через два года их осталось 49 тысяч. Число учеников сократилось вдвое. Планировалось к 1925 году довести минимум учительского заработка до 30 рублей. Увы! Просвещенцам придется подождать. Нет средств для этого в нищем бюджете просвещения. Победа на культурном фронте требует упорной, самоотверженной, будничной, черновой работы», – обращается к читателям газеты в 25-м году Крупская. Статьи заместителя наркома просвещения «В поисках новых путей», «О детском доме», «Пионерское движение и школа» и другие давали ответы на самые насущные вопросы. Если отбросить в сторону идеологическую подоплеку трудов Надежды Константиновны, то в ее педагогическом наследии можно найти немало полезного и интересного. О политехническом и трудовом обучении«Задача политехнизма – вскрыть перед учащимися общие основы современной техники, которые присущи всем ее отраслям, несмотря на все их многообразие. Понимание этих основ делает ясным и то, какими путями пойдет дальнейшее развитие техники… современную технику надо брать в связи с общими научными данными об овладении силами природы… и в связи с вопросами организации труда и всей общественной жизни… Все это должно даваться учащимся в самой простой форме – путем ознакомления в теории и на практике с основными типичными процессами труда, в которых учащиеся должны принимать непосредственное участие. Только связь производительного труда с обучением поможет подрастающему поколению осмыслить всю область народного хозяйства». В 1930-1931 гг. Н.К.Крупская участвовала в разработке проекта закона о политехнизации школы и написала введение к нему, в котором изложила основные принципиальные положения по этому вопросу. В своей книге «Народное образование и демократия» она впервые в педагогической литературе осветила историю идей трудового воспитания. Большой интерес имеют отдельные главы этого труда, посвященные Руссо, Песталоцци, Оуэну.О пионерском движении Н.К.Крупская писала в 1924 году: «Пионерское движение имеет громадное значение. Оно захватывает ребят в том возрасте, когда только еще складывается человек, развивает общественные инстинкты ребят, помогает выработке у них общественных навыков, выработке общественного сознания. Оно ставит перед ребятами великую цель… Эта цель такова, что может ярким светом осветить жизнь подрастающего поколения, наполнить ее глубоким содержанием, необычайно богатыми переживаниями. Это – воспитание товарищеской солидарности, воспитание общественного подхода к каждому вопросу, умение объединенно, сообща, коллективно работать и умение приобретать знания». В трудах «наставника, друга пионеров и вожатых» разработаны основные принципы деятельности пионерской организации. (Принцип возрастного подхода, романтики, игры.) Впервые в теории детского движения высказана мысль, что в пионерской организации дети сами определяют содержание своей деятельности.О дошкольном образовании «Я видела детские сады в Швейцарии и Франции. Там учили только слушаться и работать в одиночку. Важно, чтобы работа детского сада была так организована, чтобы детям сначала в кругу небольших групп, а потом и в более широких группах постоянно приходилось разрешать общие трудовые и организационные задачи. Построй домик, сделай садик, но не в одиночку, а вдвоем, втроем, вчетвером. Играй не в одиночку, а вместе. Учись не в одиночку, а вместе. Система Монтессори тем и нехороша, что она разъединяет, а не объединяет ребят… Задача – дать детям как можно больше коллективных переживаний. Совместное слушание захватывающе интересного рассказа, хоровое пение, участие в празднике, общая радость и горе сближают ребят. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто они и остаются в области подсознательной. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки».В 1937-1938 годах Н.К.Крупская составила проект «Устав детского сада» и возглавила Комиссию по разработке новой программы детских садов. О книгах для детей«Детская книга – могущественное орудие социалистического воспитания. Надо, чтобы детская книга вооружала ребят для борьбы и строительства, будила в них соответствующий интерес, организовывала их в этом направлении. Необходима борьба с детской книгой, чуждой идеологической направленности. Это не значит, что нужно бросать в печь все, написанное некоммунистами. Нужен умелый отбор, нужны предисловия ко многим книжкам, нужны приложения, дающие современный материал… В художественном отношении детская книга должна стоять на высоте требований, предъявляемых к литературе общей. Она не должна быть суха, грубо тенденциозна, должна быть интересна для детей, увлекать их, будить их мысль, содействовать развитию у них общественных инстинктов, стремления к жизни в коллективе. Детская книга должна давать яркие образы, быть для ребенка источником радости, помогать ему осмысливать окружающую жизнь, явления природы и отношения между людьми».Одна из заслуг второго лица в Наркомпросе то, что детской и школьной библиотеке отводилась ведущая роль в воспитании культуры чтения. Надежда Константиновна впервые вводит понятие «библиотекарь-педагог». (Сегодня наша страна уже вернулась к тому же статусу библиотекаря, работающего в школе.)
Комментарии