Как же намерены участники семинара использовать материалы по правам человека на своих уроках? Это нелегкая задача. Одно дело – просто признать необходимость образования в области прав человека (с чем, собственно, согласны далеко еще не все российские учителя и тем более их руководители), и совсем другое – найти часы, чтобы включить в программу этот жизненно необходимый для будущего не только нашей страны, но и всей планеты курс. Где взять дополнительные уроки и в без того плотном школьном расписании?
Чтобы сосредоточить внимание слушателей на этом вопросе, обострить саму дискуссию, руководитель проекта Владимир Северухин и кандидат юридических наук Елена Крупеня в беседе, предваряющей обсуждение, показали слушателям основные трудности, с которыми могут встретиться учителя, преподающие курс “Права человека”, а также еще раз подчеркнули насущную необходимость его изучения. Кстати, свое собственное мнение о том, как он считает следует преподавать права человека, Владимир Северухин сообщил только в конце обсуждения, чтобы не влиять на ход дискуссии: “Я представляю это не как отдельный курс, а как интеграцию определенных знаний о правах человека в любой предмет”.
Каким же образом обучать правам человека в современной школе? Учителя начальных классов, а также некоторые предметники хотели бы, чтобы преподавание прав человека начиналось с первого класса и продолжалось до выпускного, когда бы на каждой ступени усложнялся и углублялся материал, все более подробно происходило знакомство с международными документами, в которых они зафиксированы.
В начальных классах можно использовать художественную литературу, сказки, уроки внеклассного чтения, различные игры – все это даст возможность в легкой и увлекательной форме познакомить детей с основными правами и свободами, научить применять их в жизни.
Другая часть участников “круглого стола” была категорически против знакомства учеников с правами человека в начальных классах, утверждая, что ребенок этого возраста совсем не подготовлен к восприятию такой сложной материи, как права человека. У детей еще не сложились принципы морали, поэтому им трудно будет понять, что такое права человека и почему именно по ним следует жить. На голую, неподготовленную почву они не лягут, как не прорастут семена на невозделанной почве.
Вот еще один взгляд: права не могут быть хорошо усвоены без глубокого нравственного воспитания. Людмила Герасимова (школа N 306) уверена, что сначала нужно заложить в сознании ребенка основу для их восприятия. К тем, кто во главу угла хотел бы поставить моральное воспитание, относится и преподаватель Омского университета Светлана Баташова. Только после такой подготовки можно будет интегрировать права человека в любой предмет, будь то физика или математика, экология или английский язык. Наша российская особенность требует от педагога сначала позаботиться о некоем нравственном фундаменте.
Елена Семенова из Владимира сообщила, что она готова вести курс “Права человека” на своих внеклассных часах. Однако ее поддержали далеко не все, потому что (и здесь главными оппонентами оказались директора и их заместители) трудно проверить, насколько последовательно учитель использует этот курс.
Павел Комзолов из московской гимназии N 1516 несколько расширил рамки дискуссии, подняв проблему нарушения прав ребенка самими учителями, а также прав учителя руководителями школ. Он столкнулся с подобными фактами, возглавляя конфликтную комиссию в своей школе. Нередко и сами учителя не находят между собой взаимопонимания, нарушают права друг друга. Он подчеркнул необходимость хорошего знания прав человека, документов, утверждающих их, всеми участниками учебного процесса.
Учителя, продолжая поднятую тему, говорили о том, что случаи нарушения прав ребенка они наблюдали прежде всего на примерах собственных детей. Слушатели привели несколько фактов, когда педагоги давали ребятам оскорбительные клички, унижая их достоинство. Этот разговор свидетельствовал не только о том, что права детей нередко нарушаются во многих учебных заведениях, но и что учителей по-настоящему волнуют такие ситуации. Они считают, что нельзя нарушать Конвенцию о правах ребенка, которую должен знать каждый учитель.
Вернувшись к основной теме, слушатели обсудили возможности интеграции курса “Права человека” в разные предметы. Кроме истории и граждановедения, по мнению многих, этот блок знаний можно вставить в другие гуманитарные дисциплины, а также в курс ОБЖ, который не всегда имеет чисто практическую направленность. В 10-11-х классах следует выделить часы из школьного компонента. Они чаще всего свободны.
У сторонников именно такого способа решения проблемы нашлись активные противники, которые постарались привести доказательства своей точки зрения. Они напомнили, что в школе и без того сегодня большинство интегрированных предметов, трудно в один урок втиснуть материал из двух и более дисциплин. Это приводит к поверхностным знаниям учащихся. Введение еще одного интегрированного курса не приведет к желаемому результату: ребята не будут знать права человека.
Слушатели семинара пожелали, чтобы в “Обществознание”
Л. Боголюбова был включен модуль по правам человека.
Для участников “круглого стола” было интересным мнение директора Пензенского финансово-экономического лицея Константина Уланова. Он считает, что курс “Права человека” может преподаваться либо как отдельный предмет, либо в качестве регионального или школьного компонента. Тут все, как он уверен, зависит от руководителя, который всегда найдет часы, если он сознает свою ответственность за воспитание истинных граждан.
Участников обсуждения волновало также, что родители учеников, как правило, ничего не знают ни о правах человека, ни о правах ребенка. Они признали своим долгом и обязанностью вести с родителями учеников разъяснительную работу.
Полное единодушие собравшихся за “круглым столом” заключалось в необходимости провести совещание со всем учительским коллективом своей школы, чтобы донести до него информацию, которую они получили на семинаре. И именно в этом состоит одна из целей проекта: один учитель, побывав на нем, передает знания десяткам своих коллег, а те в свою очередь другим.
Подобные встречи со специалистами в области прав человека убеждают слушателей, что именно от них, учителей, зависит, каким будет состояние с правами человека в нашей стране в ближайшие десятилетия. Самым святым, что есть у Бога на земле, Иммануил Кант назвал право, и задача учительства – добиться его широкого признания и возвышения.
Маргарита КУРГАНОВА
Комментарии