Обучение связной речи является неотъемлемой частью в речевом развитии дошкольника. Ребенка с раннего детства привлекает песок и игры с ним. Игра с песком – доступная и естественная форма деятельности детей. При использовании на занятиях по развитию речи песочных планшетов усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Рисование песком и составление рассказов по этим рисункам оказывают большое влияние на развитие социальных навыков, так как может осуществляться не только индивидуально, но и в группах, где дети учатся взаимодействовать между собой. Активные занятия помогают ребятам получать положительные эмоции. Используя песочные планшеты, дети старшего дошкольного возраста составляют рассказы по прослушанному тексту и картине, по памяти, по символам и схемам, по заданным словам.
Опорные схемы – это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить. Схемы должны рождаться на глазах детей в момент объяснения педагогом нового материала в виде рисунков, схематических изображений, таблиц, которые он рисует на песке.
Введение элементов схем, символов
Например, геометрическая форма – обозначение формы предмета или его частей; человек – для чего нужен объект человеку, каким образом человек о нем заботится или как человек использует его; контур из деталей предмета – назвать, из каких частей состоит предмет; силуэт предмета со знаком вопроса внутри – назвать материал, из которого сделан предмет, и его составные части; рука – действия с предметом; елка – обозначение диких животных; дом – обозначение домашних животных; кирпич – обозначение твердости; знак вопроса – название предмета или объекта («это мишка», «это яблоко»); восклицательный знак – эмоции и чувства, которые вызывает этот предмет.
Введение отрицаний
Обозначения: небольшой – контурное изображение перечеркнутого домика; не круглый – контурное изображение перечеркнутого круга; несъедобный – контурное изображение перечеркнутых губ.
Сочетание символов, чтение цепочки символов
Допустим, в левом верхнем углу большой круг.
Используя схемы и модели, которые рисуют самостоятельно на песке, дети составляют рассказы, сочиняют сказки и придумывают различные загадки. Во время рисования песком мыслительные и эмоциональные процессы усиливаются. При игре с песком появляются особо благоприятные условия для проявления концентрации внимания, любознательности, увлеченности.
Одним из самых любимых заданий для детей является изображение иллюстрации на песке и составление к ней своей сказки.
Проведя оценку эффективности использования песочных планшетов как средства для развития речи дошкольников, получила следующие результаты: у 94% детей отмечено улучшение в речевом развитии, лишь у 6% – без изменений, у 95% наблюдается совершенствование мелкой моторики рук, у 5% – без изменений. А также у детей совершенствуются навыки коммуникации.
Такая форма работы не отрицает традиционные занятия, а дополняет их.
Владлена ПАНОВА, педагог-психолог, учитель-логопед школы №1542
Комментарии