Первыми странами, которые начали совместно работать над сетевыми проектами в образовании, были Россия и Соединенные Штаты Америки. Сейчас благодаря Всемирной сети сотрудничают педагоги всех стран мира. А в 2008 году организация «Международное образование и ресурсы компьютерной сети» (IEARN – www.iearn.org) отмечает свое двадцатилетие. В течение полугода мы c Барри Крамером (США) трудились над проектом «Круги обучения». И теперь решили написать методическую разработку, в которой постараемся дать ответы на большинство вопросов.
С чего все начиналось
Более десяти лет назад профессор Калифорнийского университета Маргарет Райл разработала общую структуру международного проекта «Круги обучения» и составила методическое руководство для педагогов, совместно работающих через Интернет. Она предложила четкий календарь с заданиями на каждый месяц, составила список наиболее часто возникающих вопросов, дала примеры выполнения заданий. Кроме того, обеспечила обратную связь и постоянную помощь участникам со стороны координатора.
В конце 90-х годов нас, учителей, использующих электронную почту, сетевые форумы для сбора и обмена информацией, было немного. Не каждый педагог был готов принять участие в проекте, который предполагал регулярный обмен посланиями, выполнение ежемесячных заданий. Несмотря на то что можно было в любой момент отослать письмо Маргарет Райл со всеми вопросами и быстро получить консультацию, не всегда было понятно, каким образом можно сделать такой проект частью своего учебного плана, для чего он нужен. Но все же несколько школ собрались вместе, и первопроходцы взялись за дело. Обмениваясь письмами со школами Европы, Австралии, США, Африки, Латинской Америки, учителя сразу заметили следующие положительные моменты:
• Резко возросла мотивация учащихся. Дети стремились как можно больше узнать друг о друге, рассказать о себе. Работа велась на английском языке, что помогало активизировать и расширять запас лексики. Иностранный (английский) язык стал языком международного общения не на бумаге, а на деле. Задание «Напиши письмо воображаемому другу за рубежом» обрело конкретный смысл.
• Укрепились междисциплинарные связи. Выполняя проект, школьники понимали, что им необходимы фактически все школьные предметы. Для написания эссе на различные темы помимо знаний языка и основ информатики нужно было использовать полученные в школе знания по химии, биологии, истории, математике, литературе, географии.
• Повысился уровень межкультурного общения. Узнавая новое о людях из других стран, отвечая на вопросы о своей стране, дети учились избавляться от предрассудков, приходили к взаимопониманию. Сформулированный нами лозунг «Быть другим не значит быть плохим» обрел конкретное содержание и стал использоваться многими педагогами для других проектов.
• Международный интернет-проект стал гармоничной частью обычного учебного плана, школьной программы. Любой педагог, полгода участвовавший с учениками в проекте «Круги обучения», подтвердит: подобные виды заданий легко вписать в свой план независимо от преподаваемого вами предмета.
Круг-2007: подробности
Страны-участницы: Россия, Германия, Польша, Великобритания, Нигерия, Румыния, Тайвань.
До 15 сентября (или до 15 января, как вам удобно) все желающие принять участие в проекте регистрируются на сайте организации «Международное образование и ресурсы компьютерной сети» IEARN www.iearn.org. Если вы еще не член организации, вам нужно зайти на сайт, заполнить небольшую анкету, отослать письмо представителю своей страны. Вы начнете получать ежемесячные электронные новости, станете частью огромной семьи педагогов, в которую входят работники образования всех государств мира.
Проект «Круги обучения» длится семестр, полгода. Если вы решили принять в нем участие, вы будете получать ежемесячные задания, коллективную почту, отвечать на вопросы. Всю техническую работу (формирование Круга, рассылку заданий, создание коллективной почты, создание и поддержку сетевого форума, общую помощь) осуществляет глобальный координатор. Кроме него, в каждом Круге есть человек, уже принимавший участие в этом проекте, готовый ответить на ваши вопросы, поддержать и помочь в решении мелких проблем. Поначалу объем получаемой коллективной почты может ошеломить, но вы быстро привыкнете, научитесь отличать, что относится непосредственно к вам и вашим ученикам, а что является частью общего потока информации.
В сентябре или январе вы получаете от глобального координатора примерный Календарь.
Для примера возьмем Календарь-2007 (наш Круг работает с 15 января 2007 года).
29 января – 4 февраля. Учителя регистрируются на сайте IEARN, читают новости, методическую разработку по проекту «Круги обучения», рассказывают на уроке ученикам о проекте.
5-18 февраля: открываем свой Круг. Координатор рассылает учителям «Опрос», который нужно заполнить вместе со своими классами. Учителя также посылают краткие сообщения о себе, вместе с учащимися заполняют опросник и помещают его на форуме. Для безопасности общения детей все форумы открываются только для тех, у кого есть пароль. Прочитав анкеты других участников, можно задать дополнительные вопросы, обменяться любой информацией.
19 февраля – 4 марта: планируем работу Круга. Изучив анкеты, школы-участницы данного Круга решают, какие темы им интересны, какие вопросы зададут другим, и готовятся ответить на вопросы участников. Сообщения о выбранных направлениях помещаются на форуме.
5 марта – 22 апреля: обмен работами учащихся. Все, что пишут дети, помещается на форуме и рассылается электронной почтой. Не важно, какой именно способ общения вы избрали. Если послание отправлено по групповому адресу, оно автоматически попадает на форум. Если вам удобнее проверять новости через сеть, вы можете делать это так часто, как вам удобно.
23 апреля – 13 мая. Готовим свою электронную книжечку. Ученики вместе с учителем решают, что из сделанного за полугодие (эссе, рисунки, фотографии, часть переписки, вопросы и ответы) может войти в сборник трудов. Готовые работы помещаются на форуме либо отсылаются координатору.
Май: все участники получают электронный сертификат.
Приведем примеры работы Круга.
Анкета класса: давайте знакомиться!
Название нашего Круга: Компьютерные хроники.
ЧАСТЬ 1: знакомство с классом.
Класс: 11-е классы, лицей № 130, Новосибирск, Россия;
возраст: 16-17 лет;
любимые музыкальные группы: «Beatles»;
любимые авторы: Дж. К. Роулинг, Дж.Р.Р. Толкиен;
телепрограммы: спорт, новости, MTV;
любимая или традиционная еда: пельмени, тосты, мороженое;
любимые предметы: информатика, английский;
виды спорта: футбол, теннис.
Еще любим кататься на лыжах, на коньках, играть в компьютерные игры.
ЧАСТЬ 2: знакомство со школой.
Наша школа находится в Академгородке, недалеко от Новосибирска. Она была основана в 1959 году, в 1962 году стала одной из первых специализированных английских школ в стране. Ее официальный статус – многопрофильный лицей В классах обычно около 25 учеников, в школе более 800 учащихся. Учебное заведение занимает площадь 1600 кв.м.. Эмблема школы – зеленый лист, цвета – белый и зеленый.
Три уникальных факта о лицее:
1) английский язык изучается со 2-го по 11-й класс;
2) в старших классах ведется профильное обучение;
3) 100 процентов выпускников школы поступают в вузы.
ЧАСТЬ 3: знакомство с населенным пунктом.
Академгородок был основан в 1957 году, когда академик М.А. Лаврентьев выступил с инициативой создать недалеко от Новосибирска научное поселение от Сибирского отделения Российской академии наук. Тогда сюда поехали многие ведущие ученые из Москвы и Петербурга, из разных городов Сибири, из республик СССР. Академгородок расположен на расстоянии около 30 километров от центра города. Большая часть населения работает в институтах, учится в университете и школах. Сюда приезжают люди из других стран, чтобы поработать в НИИ, а также поучаствовать в международных конференциях.
Мы живем на равнине, здесь много лесов и озер. Зима очень холодная и долгая, лето жаркое и короткое. Если вы хотите узнать о нас побольше, посетите наш сайт www.sch130.nsc.ru
• • •
Поместив на форуме данные о себе, сибиряки прочитали, что пишут другие школы, например, колледж Гвент, Южный Уэльс, Великобритания. Заметим, что так как вопросы все получили одинаковые, у нас есть возможность вместе с учащимися найти сходство и различие между ответами.
Для сравнения приводим анкету, присланную из Великобритании.
Уровень 23. Возраст 16-17 лет;
любимые музыкальные группы: Cold Play;
любимые авторы: Дж. К. Роулинг;
телепрограммы: «Остаться в живых», «Симпсоны»;
любимая или традиционная еда: пицца, уэльсский барашек;
любимые предметы: ИКТ, веб-дизайн;
виды спорта: футбол, крикет, регби.
Еще любим играть в компьютерные игры.
Наша школа находится в Уэльсе, основана в 1992 году. В классах обычно 14 учеников, в школе более 2500 учащихся. Это несколько колледжей, самое большое учебное заведение в Уэльсе, фактически это предвузовское и вузовское обучение. Три уникальных факта о нашей школе:
1) мы получаем степень бакалавра;
2) у нас потрясающие учителя;
3) учащиеся странные и уникальные!
У нас есть музеи, где можно увидеть старинные угольные шахты. Еще у нас есть ледниковые долины, местность очень красивая.
Мы гордимся тем, что живем в Уэльсе!
Прочитав первые анкеты, мы сразу находим как общее (например, все читали книги Дж.К. Роулинг), так и различия (в России все дети учатся в одном здании, за рубежом чаще всего старшие классы учатся отдельно от младших). Возникает взаимный интерес, начинают идти послания с вопросами. Чтобы не запутаться, мы всегда пишем название школы или имя учителя в начале письма: «Румыния, ответьте… Уэльс, что вы имели в виду?..»
Постоянно меняясь
Когда работа над проектом уже началась, мы, координаторы, получили письмо из Нигерии от Токунбо Адебизи. Общение с представителями этой страны существенно обогатило наши познания о мире. Сравнивая анкеты, школьники радостно кричали: «Смотрите, они тоже читают «Гарри Поттера»! Ребята, а как у них в Африке тепло!»
А вот немецкая школа, к сожалению, выпала из нашего Круга в середине марта. Учитель написал нам, что никак не может вписать проект в свой учебный план и не имеет возможности вести работу внеурочно. Мы попытались помочь, отослали ему планы, идеи, методические разработки, но, увы, ничего не вышло. Это очень существенный момент, на котором стоит остановиться подробнее.
Международный интернет-проект – не контрольная, не обязательная часть переаттестации, не повышение квалификации. Любой проект, в котором участвуют педагоги и учащиеся разных стран, – это современное средство общения. Использование новейших технологий и Всемирной сети на уроках, обмен электронными посланиями и есть проявление инноваций в образовании. Мало установить во всех школах компьютеры и Интернет, нужно еще обучить педагогов, помочь им сделать технику частью обычной повседневной школьной жизни, составляющей частью урока. Требуется время, чтобы понять, для чего все это нужно школе, объяснить детям, чем именно они будут заниматься. Традиционный этап «закрепление темы» обретает новое содержание. Переписываясь с коллегами, помогая ученикам обмениваться посланиями, проверяя ученические эссе, вы расширяете собственные горизонты, приобретаете новые навыки и умения, у вас появляются новые друзья.
Общение педагогов
Между Новосибирском и Нью-Йорком – одиннадцать часов разницы во времени. Уроки в лицее № 130 в Новосибирске начинаются в 8.30 утра, это 9.30 вечера за океаном. «Барри, что ты думаешь о нашей идее?» Через две минуты приходит ответ: «Нина, идея отличная!» Представьте себе, что вы начинаете урок, здороваясь с детьми и показывая им только что полученное с другого конца света послание. Сразу возникает положительный настрой, дополнительный заряд бодрости, волшебное, ни с чем не сравнимое чувство сопричастности: вы – гражданин планеты.
Постоянное общение с коллегами из других стран имеет много преимуществ. Возможно, повышение своего уровня знания иностранного языка, подготовка к экзаменам – не самое главное для педагога. Зная, что несколько опытных учителей ежедневно находятся на связи и ответы на любые вопросы можно получить практически мгновенно, мы все используем эту замечательную возможность не один раз. Бывает, что на вопрос, посланный одной школе, отвечают все или несколько участников. Координаторы обязательно посылают письма поддержки, регулярно хвалят всех учителей и учеников.
Существенная деталь: постоянное общение участников Круга начинается в январе (сентябре) и продолжается весь семестр, но при желании его можно продолжить. Например, десять лет назад лицей № 130 выполнил проект «Круги обучения» совместно с немецкой школой из городка Хильдесхайм. Педагоги общаются до сих пор, неоднократно участвовали в различных проектах, а осенью 2006 года группа немецких школьников вместе с учителем посетила Академгородок.
Есть проекты, идущие ежегодно, например, «Круги обучения», «Законы жизни», «Местная история». Если учителю из любой страны нужна помощь, связанная с проектами, с сетевой работой, с курсами повышения квалификации и так далее, он может обратиться к коллегам, которые в данный момент работают над проектом и поэтому регулярно находятся на связи.
Поэтому к нам в конце апреля и обратилась Йоко Такаги, координатор IEARN-Япония. 3-5 мая японские школьники проводят разовое мероприятие – сетевой форум, посвященный природным катастрофам. Наш проект идет в течение полугода и близится к завершению. Мы можем вписать участие в японском форуме в свои итоговые заметки. Педагоги помогут друг другу, школьники узнают о событиях в Стране восходящего солнца. Диалог проводится во время урока и не выходит за рамки нашей обычной учебной работы. Мы как раз повторяем устные темы к экзаменам; идеи, которые уже обсуждались на форуме нашего Круга, совпадают с теми, что обсуждаются на виртуальной встрече с японцами.
Межкультурное общение школьников
Прежде чем выпускать детей, пусть даже подростков, в Интернет, полезно повторить с ними некоторые правила поведения в Сети – так называемого нетикета.
Важно объяснить им, что перед тем как поместить на всемирном форуме послание, нужно подумать, что именно ты хочешь сообщить миру о себе, что интересует тебя при общении с миром? И, конечно же, проверить правописание, грамматику.
Дети часто приходят в восторг от самой возможности общения со сверстниками из разных стран, поэтому часть первых посланий ограничивается информацией типа «Привет, я так рад!» Часто школьники забывают написать даже свое имя, не говоря уж о названии школы, местности, стране. Как только приходит первая анкета, проблема снимается. Без лишних объяснений подростки понимают, насколько важно уметь заполнять анкеты, кратко сообщать о себе, об учебном заведении, о родном крае. Строка «Перечисли три – пять факторов, которые делают твою школу и местность уникальной», заставляют любой класс задуматься, по-новому взглянуть на давно известное. Учителя терпеливо объясняют: вы рассказываете о себе людям, которые никогда здесь не были и мало что о нас знают. Постарайтесь сделать это так, чтобы другим было интересно.
Школьники обсуждают темы, пишут, набирают на компьютере сочинения и вопросы. Работа над проектом становится частью учебного плана, а в некоторых случаях – подготовки к выпускному экзамену. Такие темы из российского федерального списка, как «Проблемы подростков», «Семья», «Моя страна», «Компьютеры и будущее», «Окружающая среда», наполняются конкретным содержанием.
Одно дело – наскучивший устный «топик», давно составленная кем-то из российских учителей тема «Москва», две страницы прозаического текста с неизбежными ошибками в английском языке. Так и пересказывают с 4-го класса, не задумываясь о смысле. Другое дело – ответы на вопросы сверстников, живущих в чужой стране. Ребятам не нужно ничего механически заучивать, потому что они принимают участие в реальном обсуждении животрепещущих проблем современности со сверстниками. Стараясь как можно полнее ответить на задаваемые вопросы, создать положительный образ своего родного края, школьники пользуются поисковыми системами, по-новому читают знакомые учебники, находят необычное в привычном.
Разные, но похожие
Российские школы – единственные, кто трудится шесть дней в неделю, по шесть уроков в день. Сравнивая домашние задания, количество предметов, контрольных, экзаменов, ученики и учителя из других стран спрашивают: как вы справляетесь? Когда отдыхаете? Есть ли у вас время думать?
Приходят вопросы из Нигерии: существует ли в других странах подростковая преступность? Как с ней бороться? Какие можно принять меры, чтобы направить энергию ребят в мирное русло, уберечь их от наркотиков, пьянства?
К обсуждению подключается Уэльс: правительство Великобритании также озабочено проблемами молодежи, в особенности ростом хулиганства, пьянства. Есть ли в ваших странах такие проблемы? Как с ними борются?
Вскоре становится ясно, что исключений нет, то же самое происходит в Польше, Румынии.
Важно отметить следующее: мы, взрослые, координаторы и педагоги, прекрасно знаем, какие проблемы существуют во всем мире, и у нас есть свои идеи по поводу их решения. Но участие в проекте предполагает обмен информацией прежде всего между учащимися. Мы воспитываем молодое поколение, учим их думать.
Ответ сибирских школьников:
«Молодежная преступность – большая проблема во всем мире. Она не нова, об этом говорили еще несколько десятилетий назад. Мы думаем, одна из причин роста подростковой преступности – невежество, незнание, недостаток образования. Многие дети в России не знают, что уголовная ответственность за свои поступки наступает с 14 лет. В справочнике по Великобритании указано, что детей могут привлекать к суду с 8 лет. Наверное, они тоже этого не знают. Детям нужно объяснять, что такое преступление и наказание, когда они еще совсем юны. Если испортил общественное имущество, придется платить. Если кого-то покалечил, можешь оказаться в колонии для малолетних нарушителей.
Конечно, одной из причин плохого поведения детей бывают нелады в семье. Но это не главная причина. Бывает и так, что ребенок из благополучной или богатой семьи нарушает закон. Всем детям нужно понимание, внимание и дисциплина! Часто достаточно доброго слова, поддержки со стороны взрослого человека, чтобы подросток не совершил опрометчивый поступок, о котором потом пожалеет. Важно, чтобы в любой стране существовала система образования и воспитания, которая поможет любому ребенку получить профессию, научит его, что лучше заниматься полезным трудом и жить в мире, чем бездельничать или совершать плохие дела».
Интернет-проект и реальность
Работая над проектом, мы не отрываемся от происходящего в мире, обсуждаем самые разные темы, следим за новостями. Если что-то происходит в одной из стран-участниц Круга, реагируют все школы, ведь Сибирь, Тайвань, Уэльс – теперь не просто точки на карте, а реальные места, где живут люди, с которыми мы общаемся.
В апреле наступила пауза в общении: весь мир пережил шок после стрельбы в американском университете. К сожалению, нам не впервые пришлось отвечать на взволнованные вопросы детей, успокаивать их, стараться настроить на положительный лад. Мы предложили подумать над тем, что можно сделать, чтобы такие случаи не повторялись.
Многие школьники пишут о роли образования в жизни общества, о необходимости развивать международное, межкультурное общение. Насилие, терроризм – увы, это самые современные темы, которые нельзя игнорировать. Нашим детям жить в этом мире, им предстоит решать возникающие проблемы. И вот здесь очень показательно провести сравнение планов на будущее.
Что будешь делать после школы? Это обычный вопрос, который задают выпускникам школ любой страны. Уже много лет 100 процентов выпускников лицея № 130 поступает после окончания школы учиться в университеты, институты. Парадоксально, но факт: если спросить подростков, почему так происходит, они недоуменно молчат. Бывает, спрашивают: разве не везде так?
Нет, не везде.
Отвечая на послания сверстников, сибирские юноши и девушки впервые задумываются о роли семьи в их жизни, о том, что желание продолжить свое образование после школы диктуется в значительной степени тем, что они живут в Академгородке. Если папы и мамы, бабушки и дедушки работают в НИИ, понятно, откуда берется настрой на продолжение семейной традиции. Однако, читая о том, какое образование и профессиональные навыки получают их сверстники, ребята начинают понимать, что в мире есть и другой взгляд на образование, на будущее.
На уроках снова и снова учитель напоминает о существовании множества профессий – шоферов, медсестер, техников, мастеров, продавцов… Постепенно формируется некий международный консенсус. Оказывается, главное, чтобы человек хотел заниматься делом. Не важно, станет ли юноша или девушка после школы рабочим, фермером, парикмахером, студентом или почтальоном. Важно, чтобы каждый из выпускников школы хотел приносить пользу обществу.
Воспитание чувства ответственности
Календарный план работы над проектом дисциплинирует, воспитывает чувство ответственности. Если кто-то из участников Круга не заполнил вовремя анкету, не поместил ее на форуме или не разослал по электронной почте, Круг станет меньше. Читая ответы на одинаковые вопросы, мы сразу видим сходство и различие, составляем список дополнительных вопросов, сравниваем полученную информацию с тем, что нам известно. Сибиряки знают, что обязательно получат вопросы о вечной зиме, белых медведях, каторжниках. Не надо удивляться. До сих пор в западных СМИ довольно часто появляются такие фразы: «О Гарри Поттере не слышали разве что в пещерах Сибири…» или «Такое назначение сравнимо лишь со ссылкой в Сибирь…»
Ребята с удовольствием пишут о себе, об Академгородке, объясняют: никто сюда ученых не ссылал, они сами приехали строить «храм науки», как называли Академгородок в 60-х годах прошлого века.
С другой стороны, читая ответы из Уэльса, сибиряки осознают, что Уэльс – хоть и Великобритания, но совсем не Англия. При этом полезно освежить свои знания о Соединенном королевстве, понять, почему уэльсцы так гордятся своей маленькой страной.
Завершая работу в проекте, нужно обязательно оставить время на обзор собственных эссе, всего, что было сделано. Стоит подумать, обсудить с учениками, что именно будет включено в публикацию. Объем электронной книжки, количество фотографий, эссе, форматирование, рассылка школам-участницам. Участники свободны в выборе формата, содержании, объеме. Общаясь в течение полугода с разными странами, дети узнают много нового. Они видят, что кто-то не смог сделать требуемое или вообще «выпал» из Круга. Поэтому педагоги могут использовать данный опыт, чтобы обсудить с ними проблему ответственности: каким образом каждый отвечает за свою деятельность; какую часть работы берет на себя группа, команда; могут ли они представить свое будущее; что случится, если они не справятся с заданием, или кто-то из их коллектива не сумеет выполнить свои обязанности; как можно добиться успеха; в конечном счете, кто несет ответственность за то, что они делают?
Подобное обсуждение помогает расставить точки над i и в нашей повседневной работе. Если кто-то из детей не готов к уроку, стоит напомнить: ты сам отвечаешь за свою учебу, это твои выпускные экзамены, тебе поступать в вуз или устраиваться на работу.
Читая эссе своих учеников, мы, педагоги, обмениваемся посланиями. Круг удался, мы сумели вывести детей на высокий уровень обсуждения современных проблем, заставили их задуматься, провели дискуссии и наметили пути к улучшению существующей ситуации. Мы помогли им понять, что каждый из них способен изменить мир к лучшему. Ребята увидели, какие мы все разные – и как много у нас общего.
Нина КОПТЮГ, Новосибирск, Россия
Барри КРАМЕР, США
koptyug@sch130.nsc.ru
www.iearn-russia.org
Комментарии