search
main
0

Кровь – не главное

Чего не было в жизни Ларисы МЕНКЕНОВОЙ, учителя обществознания Большецарынской средней школы №2 им. М.В.Хонинова, – так это скуки и однообразия. Лариса Викторовна успела побывать и секретарем комсомольской организации совхоза «Цаган-Нур», и заведующей отделом культуры, и даже ответственным секретарем районной газеты «Знамя Октября». А уж всевозможные координационные советы, ассоциации и общественные организации, где работы у Ларисы Викторовны также непочатый край, и вовсе не поддаются исчислению. Плюс ко всему она еще успела окончить Северо-Кавказскую академию государственной службы, получив второе высшее образование и став дипломированным правоведом и пресс-менеджером. Но звенит звонок, и вся общественная жизнь остается в другом мире, потому что детям нужен не активист и не звезда, а Друг и Учитель – честный, справедливый, надежный.

У каждого учителя, как и у каждого времени, своя философия, свои задачи, свои цели. В постперестроечный период мы позволили себе усомниться в необходимости национальной идеи. Камни были разбросаны… Теперь пришло время собирать камни. Пришло время, когда экзамен на человечность, на право называть себя гражданином ребенок сдает не на последнем звонке, не на выпускном экзамене, а ежедневно. Сдаю такой экзамен и я, учитель. В XXI веке учитель – это уже не профессия, а нравственная обязанность. В XXI веке педагогика- это не наука о воспитании и обучении, а искусство воспитания и обучения. Воспитать и обучить… Обучить и воспитать… Только тогда ребенок будет готов к вызовам XXI века.

Я профессионал лишь в том случае, если готова к встрече с детьми, готова к сотрудничеству. Это сотрудничество вмещает в себя поиск и знания, умения и навыки, сомнения и надежды, отчаяние и веру, дисциплину и чувство свободы, удивление и узнавание, понимание и принятие, самостоятельность и помощь, покаяние и достоинство, индивидуальность и толерантность, права и обязанности. Имя этому сотрудничеству – любовь! Любовь к ребенку, моему ученику. Гражданину будущего и настоящего! Любовь, утверждающая: дети и жизнь превыше всего! Любовь, включающая архиважные посылы, направленные от меня, учителя, – к ребенку: я в тебя верю, я знаю, ты сможешь с этим справиться, я могу тебя выслушать и понять, я смогу тебе помочь, я рядом с тобой и главное – ты очень важен для меня!

«Ты мой ученик. Я твой учитель. Давай подумаем, зачем мы пришли в этот мир? Зачем я – учитель?! А ты – ученик?! Что мы знаем? Что мы можем?» Я и ребенок.… Мы рядом … Мы внемлем. Мы воспитываем. Мы понимаем. Мы любим. Мы живем. Так ребенок, не родственный мне по крови, становится моей судьбой, моим смыслом жизни. Вдохновить на успех. Дать возможность ребенку быть уверенным! Дать возможность победить страх перед будущим. Только побеждая себя, можно научиться жить! Возможность вдохновить… Сейчас, вот в эту самую минуту! Что может быть важнее? Завтра, возможно, на это самое важное времени не останется.

Моя профессиональная компетенция – это педагогика сотрудничества. День за днем мы, я и дети, формируем ключевые компетенции, которые затем и образуют высшую компетентность – гражданственность. Она включает в себя исследовательскую компетентность, компетентность социального выбора, компетентность социального действия, коммуникативную компетентность, учебную компетентность. Шаг за шагом к ребенку приходит осознание своей позиции, осознание жизненной траектории: я патриот малой родины, сын Отечества, гражданин государства. По большому счету, гражданственность – это компетенция жизни. Жизнь невозможно понять, жизнь можно просто любить.

Я люблю своих учеников. Сначала люблю. Потом обучаю. И знаю, что неуспешных детей не бывает. Знаю, что нет детей со средними способностями. Если у ребенка нет интереса учиться, виноват не он, а я. Значит, это мне надо учиться.

Я стремлюсь к тому, чтобы ребенку не страшно было учиться. Это я боюсь не быть учителем. Слишком ответственна каждая моя мысль, каждый взгляд, каждое слово.

Хочу, чтобы моим ученикам не было одиноко среди людей. Чтобы они смогли жить в мире с собой и другими. Хочу, чтобы было зорко их сердце. Чтобы любовь, сотрудничество, сострадание, сопереживание, соизмеримость, радость, понимание красоты жизни были всегда рядом с ними. Пусть живут мои ученики, мои дети. Детей и жизни должно быть много!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте