Сергей ПОЖИДАЕВ известен не только в Ремонтненском районе Ростовской области. В регионе его, пожалуй, знают все, кто связан с образованием. Сегодня Сергей Пожидаев является директором одной из школ Ремонтного. Еще недавно, до июля 2011 года, он возглавлял Ремонтненский районный отдел образования, а до этого с 1995 года долгое время был директором гимназии, им же самим и созданной. Наверное, кого-то удивит такой зигзаг карьеры. Однако опыт подсказывает: случайных поворотов в жизни не бывает, просто не каждый человек способен сразу увидеть, куда его направляет судьба.
– Сергей Андреевич, можно было 20 лет назад предполагать, что ваша жизнь будет связана с Ремонтненским районом?- Конечно, нет. Вначале я работал в Зимовниковском районе, а в 1992 году, когда женился, стал искать место, где молодым специалистам давали жилье. В Ремонтненский район попал не случайно. В то время заведующей отделом образования района работала Галина Михайловна Нестеренко. Мы познакомились еще в пионерском лагере, где я работал вожатым. Через год, узнав, что я ищу работу, она пригласила меня в ремонтненскую школу №2 на место историка и учителя технологии. И еще мне дали часы истории в соседней 1-й школе. Молодой семье были нужны деньги, и я бегал с одной работы на другую. Долго так продолжаться не могло, и меня уговорили перейти в 1-ю школу. Сначала я был учителем истории, потом заместителем директора по воспитательной работе. В 1995 году в школе начали ремонт и не успели доделать. К концу лета функционировало только полздания. Положение было безвыходным. Директор не выдержала и подала заявление об увольнении. Тогда Галина Михайловна назначила директором меня. Она верила, что я справлюсь с этой ситуацией, хотя мне тогда не было и 30 лет. – Так внезапно? Без подготовки…- В общем-то, некоторая подготовка у меня уже была. Незадолго до назначения я, как учитель истории, ездил на курсы в Москву. Там я попал в школу Евгения Ямбурга, которая уже тогда считалась самой передовой с точки зрения подходов к образованию. Я посмотрел на детей, педагогов и настолько вдохновился этим опытом, что захотел ввести такую же систему у нас в школе.На первом же педсовете после возвращения из Москвы я рассказал об этом. Однако тогда было не до нововведений, и отклика у коллег я не нашел. Мне же идея того, чтобы наши сельские дети получили возможность не только базового образования, но и коррекционного, и углубленного, и гимназического, казалась замечательной.В 1996 году мы приняли первую нашу программу развития адаптивной школы. Меня тогда вновь поддержала Галина Михайловна Нестеренко. Она учила нас, директоров: «Не важно, какие у вас проблемы, важно, чтобы у каждой школы было свое лицо».- И какое лицо должно было обрести ваше учебное заведение?- Мы стали развивать адаптивную школу. Появились коррекционные классы, в которых было не более 13 учеников, в школе появились психолог и логопед. Кроме того, мы создали гимназические классы для продвинутых учащихся. Ввели в программу два иностранных языка, раннее обучение физике и химии. В 2003 году у меня возникла новая идея. Мы активно сотрудничали с Ростовским институтом повышения квалификации, и я решил, что из имеющихся гимназических классов вполне может вырасти гимназия. В 2007 году мы все-таки получили статус гимназии. Она была первой в сельском районе Ростовской области. Гимназия и внешне, и по содержанию стала методическим центром не только района, но и соседней Республики Калмыкия. Мы проводили семинары, конференции по различным проблемам с соседними районами. Вскоре меня пригласили руководить отделом образования. Потому что опять возникла сложная ситуация. Ремонтненский – сельский район, здесь большие проблемы по части кадров, финансирования, содержания образовательных учреждений. Надо было решать, как выживать. Возникла идея создания образовательных округов, и я взял ее за основу. Мы разработали программу модернизации района, центром образовательной системы стала гимназия, весь район распределили на пять образовательных округов с пятью базовыми школами, имеющими сильные коллективы и хорошую материальную базу. Начали работать над этой идеей.Но полностью воплотить ее я не успел, потому что в 2011 году в связи с ЕГЭ прокуратура возбудила дело из-за нарушений, инициатором которых якобы было управление образования. Отчасти дело было сфабриковано. Могу об этом так говорить, потому что сейчас дело закрыто, я был реабилитирован решением суда. Во время следствия меня отстранили от работы, рекомендовали подать заявление об уходе по собственному желанию. Неделю я провел без работы. Но все учителя и директора меня хорошо знают, стали заступаться, просили вернуться в гимназию. Директором назначить побоялись, взяли завучем, год я проработал в этой должности. А год назад меня назначили директором 2-й школы, где я и начинал свою деятельность, приехав в Ремонтное.- И здесь, наверное, тоже были проблемы. Насколько я поняла, вас направляют туда, где никто другой не справится?- Конечно, это звучит нескромно, но, по сути, да. И здесь были проблемы, причем те же самые. Школа стояла без ремонта с 1970 года. Да, здание обветшало, но не настолько, чтобы закрывать школу, в которой 194 ученика. Директором назначили меня. Мы дошли до Ростовского областного суда, подавали апелляции и отстояли школу. Мы уже оформили проектно-сметную документацию на ремонт, получили одобрение у губернатора, теперь ждем начала ремонта.Но решена лишь одна проблема, а их несколько. Главная, пожалуй, финансирование. Ученик должен приносить деньги. Школы, в которых менее 120 учеников, финансируются по классам-комплектам. У нас больше 120 человек, мы финансируемся по ученикам. Наш бюджет сейчас 11 миллионов рублей. Чтобы его увеличить, нам нужно привлекать учеников. Вот это самое трудное.Мы соперничаем в селе с гимназией и, значит, должны давать то, чего она не может дать. Мы решили создать физико-математические классы. Такое образование в райцентре востребовано. Физики в гимназии есть, но у нас во 2-й школе физики сильнее. Например, Татьяна Николаевна Харитонова. Ее приглашают делиться опытом не только в районе, но и в области. И математики у нас сильные – Наталья Владимировна Свекольникова и Светлана Викторовна Цыбулевская. – Какие у вашей школы планы на будущее?- Мы поставили себе задачу стать школой с физико-химико-математическим уклоном. Я говорил с учителями, учениками, родителями, и все поддержали эту идею. За три года планируем совершить этот переход. Уже сейчас ко мне идут родители по поводу перевода детей в 8, 9, 10-й классы. То есть дети придут, в райцентре это несложно сделать. А что делать школе на периферии?Проблема с финансированием сельских школ очень серьезная, с введением оплаты по класс-комплектам она выправилась. Теперь мы можем без проблем выплатить зарплату, но ведь есть еще много других расходов. Наш район бедный, население около 20 тысяч. В школах в основном от 60 до 100 учеников. Здесь надо думать о том, что стандарт финансирования должен быть другим: если школа нужна, ее нужно содержать по затратам, которые есть. Для сельской школы нужно разрабатывать особые стандарты.Досье «УГ»Сергей ПОЖИДАЕВ не сразу пришел в педагогику, хотя такая мысль – пойти в учителя – появилась у него уже в выпускном классе. Большую роль в этом сыграли уроки истории, которые вела Вера Александровна Парахина. Она настолько интересно преподавала свой предмет, что Пожидаев захотел стать историком, хотя до этого историю вообще не любил. От поступления в институт пришлось отказаться: в семье было 9 детей. После школы Пожидаев поступил в профтехучилище на строительную специальность. Поскольку желание заниматься историей не покидало, Пожидаев заочно окончил истфак Ростовского государственного университета (сегодняшний ЮФУ). Во время перестройки осознанно пошел работать в школу. С тех пор со школой не расставался.Ростовская область
Комментарии