search
main
0

Кризис предоставляет шанс. Но воспользоваться им смогут не все

Если бы притча о сострадании банкира к бедному студенту, рассказанная заместителем Председателя Государственной Думы Вячеславом Володиным, прозвучала в начале «круглого стола», посвященного поддержке студенчества, то, кто знает, может быть, присутствующие на нем банкиры более активно выдвигали свои предложения. Но, увы… Тон заседания был предельно сдержанным.

СтатфактВ России 3 миллиона студентов вузов платят за свое обучение. При этом воспользоваться образовательными кредитами по программе «Кредо» смогли лишь 4 тысячи человек.

Повод для проведения «круглого стола» угадывался в его названии: «О реализации инициатив Президента Российской Федерации Д.А.Медведева по поддержке студенчества». Напомню перечень поручений главы государства отраслевому министерству:

– Предусмотреть организационные и финансовые механизмы для активации предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования.

– Проработать с государственными и муниципальными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, которые оказывают в соответствии с законодательством Российской Федерации платные образовательные услуги по реализации основных программ высшего профессионального образования, вопрос о фиксированной плате в рублях за весь период обучения по этим программам.

– Обратить внимание на реализацию студентами, успешно проходящими обучение на платной основе в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и испытывающими материальные затруднения, права на переход на обучение на бесплатной основе при наличии вакантных мест.

Открывая заседание, Вячеслав Володин сообщил, что собравшихся объединяет желание поучаствовать в реализации инициатив президента страны, который в свою очередь хотел бы, чтобы его поручения были выполнены как можно скорее.

Кого же сегодня объединяет желание поучаствовать в судьбе российского студенчества? В конференц-зале Московского института стали и сплавов собрались представители Минобрнауки и Минздравсоцразвития, депутаты Госдумы, ректоры вузов, студенты и банкиры. Внимание присутствующих сфокусировалось на студентах-платниках, которые в последнее время остро почувствовали, что такое кризис. Наиболее типичная на сегодняшний день ситуация, когда за обучение студента платят его родители и один из них или оба сразу теряют работу. Что делать студенту?

Другой вариант – когда студент платит сам за себя, то есть учится и работает, причем работает так, что в состоянии выложить несколько сотен тысяч за курс, не говоря уже о продуктах питания, необходимых для роста и развития молодого организма. Но где гарантия, что, например, летом, после сессии плата за обучение не повысится вслед за инфляцией?

Кстати, об инфляции. В этом году она ожидается на уровне 15 процентов. Если плата за обучение будет расти такими же темпами, то к концу последнего курса она практически удваивается по сравнению с первым.

Вообще вопрос индексации оплаты на уровне инфляции вызвал дискуссию участников «круглого стола», в частности ректоров вузов. С одной стороны, они, естественно, заинтересованы в том, чтобы студенты продолжали учиться, но с другой… По мнению Дмитрия Пузанкова, заместителя председателя Совета ректоров учреждений высшего профессионального образования Санкт-Петербурга, ректора ЛЭТИ, было бы целесообразно установить ограничение платы за обучение «сверху»:

– Мы не должны опускать цену до уровня, когда контролирующие органы предъявят нам претензии о нецелевом расходовании средств. Здесь уже речь идет о соблюдении финансового законодательства.

Типичный пример удара кризиса по студентам-платникам привела Вера Агеева, студентка 3-го курса Московского государственного агроинженерного университета. Она взяла потребительский кредит на оплату обучения, причем в долларах, и теперь из-за падения курса рубля не может его выплатить. Как быть в данной ситуации?

Заместитель министра образования и науки РФ Владимир Миклушевский в своем выступлении постарался расставить точки над «i»:

– Министерство принимает меры, направленные, во-первых, на поддержку студентов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и, во-вторых, на их трудоустройство. Как известно, программа образовательного кредитования «Кредо» в 2008 году остановилась, но мы планируем ее переформатировать, сохранив льготные условия кредитования: 11,5 процента по кредиту, возврат в течение 10 лет.

Меры поддержки, о которых говорил Владимир Миклушевский, направлены в первую очередь на студентов-контрактников, успевающих на «хорошо» и «отлично» и, что немаловажно, обучающихся по востребованным специальностям. В ближайшем будущем на законодательном уровне будет закреплена возможность перевода таких студентов на бюджетные места. Правда, для этого надо будет пересмотреть уставы вузов, в частности те их пункты, которые препятствуют этому переводу.

Кстати, министерство за то, чтобы сохранить в этом году количество бюджетных мест в вузах на уровне прошлого года. Но посмотрите, какая картина получается. Если в 2008 году на тысячу выпускников школ было 394 бюджетных места в вузах, то в нынешнем – 420 мест. Абсолютные показатели остались прежними, а относительные выросли. Еще один кризис дает о себе знать – демографический.

Как заявил заместитель министра, изменится структура распределения бюджетных мест: предпочтение опять-таки будет отдано наиболее востребованным специальностям в экономике страны, в частности техническим.

Что касается решения проблемы трудоустройства студентов, то в качестве одного из вариантов Владимир Миклушевский предложил открывать при вузах малые предприятия. Этот процесс уже идет и довольно успешно – сегодня на таких предприятиях создано более 30 тысяч рабочих мест. Не стоит забывать также и о студенческих отрядах.

Тему возрождения студотрядов развил Николай Парахин, ректор Орловского государственного аграрного университета, председатель Ассоциации аграрных вузов России:

– В прошлом году наши студотряды объединили 58 тысяч студентов! Каждый из них заработал за лето от 15 до 100 тысяч рублей.

Николай Васильевич поведал и о другой, менее оптимистичной особенности аграрных вузов. Уровень жизни на селе не позволяет большинству студентов пользоваться образовательными кредитами. А целевая подготовка, дающая гарантию при трудоустройстве, охватывает лишь 25-35 процентов учащихся. Что же касается перевода студентов-контрактников университета на бюджетные места, то решение вопроса, кто достоин, а кто нет, полностью отдано студенческому самоуправлению. Разумно, не правда ли? Кому, как не студентам, заботиться о торжестве справедливости в своем сообществе.

Об этом говорил и Павел Дернер, председатель студенческого совета МГТУ имени Баумана, предложив следующую ситуацию:

– Освободилось одно бюджетное место – выстроилась очередь из пяти студентов-платников, и ни один из них не знает, кто окажется счастливым обладателем бюджетного места…

Прозвучало и такое предложение: может быть, стоит разработать единый нормативный документ, регламентирующий порядок перевода платников на бюджетные места – критерии отбора, механизм…

– Мы не должны из одной крайности впадать в другую, – ответил Владимир Миклушевский. – Вузы у нас достаточно автономны, а так мы лишаем их автономности.

Надо сказать, что студенты принимали самое активное участие в работе «круглого стола». И это неудивительно, ведь решался весьма дорогой для них вопрос в буквальном смысле слова. Вновь вспомнили о программе «Кредо», и те, кто в свое время воспользовался услугами образовательного кредитования, задали вопрос заместителю министра: мы доучимся?

– Доучитесь, – заверил Миклушевский, – и вместе с вами еще 3 тысячи 999 студентов, получивших кредиты по программе «Кредо». Мы их включим в новый эксперимент.

Как уже говорилось, этот эксперимент унаследует от «Кредо» льготные условия кредитования. Новое положение об образовательном кредитовании скоро выйдет в свет и наверняка даст ответ на многие вопросы. Кстати, к эксперименту подключатся Сбербанк России и ВТБ-24.

Вице-президент ЗАО «ВТБ-24», директор Департамента потребительского кредитования Иван Лебедев так охарактеризовал причину неудачи, постигшей «Кредо»:

– Дело в том, что программа была завязана на одном инвесторе и зависела от величины его доходов. Государство должно разделить с банками риски, связанные с новым экспериментом. Между тем законопроект об образовательном кредитовании уже несколько лет не проходит дальше первого чтения.

В том, что президентские инициативы подтолкнут продвижение этого законопроекта, трудно сомневаться. Участники «круглого стола» приняли поручения главы государства как руководство к действию. Сроки определены, соответствующие рекомендации выработаны… На этой оптимистической ноте можно было бы закончить, но вспоминается анекдот о сострадании, прозвучавший на «круглом столе».

Приходит студент к банкиру и просит дать ему образовательный кредит.

– Не дам, – отвечает банкир. – Все равно не выплатишь.

Студент приходит во второй раз, в третий, в четвертый…

Наконец надоел он банкиру, тот и говорит:

– Отгадаешь загадку – дам тебе кредит. Какой глаз у меня стеклянный?

– Левый, – отвечает студент.

– Как узнал? Скажи! Дам тебе денег и можешь не возвращать. В Швейцарии операцию делал у классных специалистов – даже жена не заметила.

– Я увидел в нем сострадание, – ответил студент…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте