search
main
0

Кривая Гаусса. Научить, а не уличить

Недавно мы обсуждали по электронной почте с европейскими коллегами вопрос о том, как оценивать работу педагога? Получив мой ответ, немцы оживились: «Это же кривая Гаусса!» Я знаю, что раньше в курсах по педагогике объясняли применение принципа знаменитого немецкого математика в оценке эффективности собственной работы. Если за контрольную примерно 20 процентов учеников получили «5», 20 процентов – «2», 60 процентов – «4» и «3», это означает, что учитель хорошо дал тему и можно идти дальше. Любой предметник знает, как работать с отстающими, какие меры принять, чтобы пройденный материал не остался белым пятном. Если же расклад оценок сильно отличается от классической кривой, нужно внимательно присмотреться к результату и понять, почему так получилось.

Ежегодно ко мне за помощью обращаются классные руководители и родители; бывает, что помочь просит и учитель. Предметы, учителя, ученики меняются, а проблема остается. Смотрю в классный журнал. 50 процентов – «3», 50 процентов – «2». Реакции педагогов различны, кто-то обескуражен, кто-то сердит. Один ищет причины неудачи в себе, другой уверяет, что ему попался слабый класс, третий ссылается на сложность материала.

Я предлагаю внимательно изучить обе стороны классного журнала. Справа мы пишем тему, задания согласно учебному плану. «Развить навыки… закрепить тему… разобрать задачи…» Слева – оценки учащихся, то есть показатель эффективности нашего труда. Самое сложное заключается в том, чтобы убедить взрослого специалиста: обе стороны журнала характеризуют именно его. Согласна, классы и параллели бывают разные, не говоря уже об отдельных учениках. Значит, и уроки надо строить по-разному. Дети не растут как трава, отличники не возникают на пустом месте.

Любой учитель знает больше любого ученика, это дано. Вдумайтесь: ваша задача состоит в том, чтобы научить, или в том, чтобы уличить? Если у вас все в порядке с учебным планом, с отчетностью, вы используете интересный дополнительный материал, а результат приближается к нулю, может быть, вы что-то не то делаете с этим классом, с данным учеником? Посмотрите еще раз на правую сторону журнала, где честно расписаны все ваши уроки, и на левую сторону, где вашей рукой выведены оценки. Мне приходилось видеть журналы, в которых в каждой клеточке против имени каждого ученика трудолюбиво были выставлены только плохие оценки. Получается, что на уроке учитель вещает в вакуум, в безвоздушное пространство, не замечая детей. Такой человек подавляет учеников своими обширными знаниями вместо того, чтобы разбудить в них интерес к предмету, помочь разобраться в море фактов, научить, где и как найти нужную информацию. Домашние задания бывают трогательно однообразны, независимо от предмета. Выучить наизусть устную тему, определения двух-трех десятков терминов, названия всех костей человеческого скелета или два десятка формул… Представим себе, что такие уроки идут подряд. У детей либо наступает полная апатия, либо начинается форменная истерия. Перечитайте свои цели и задачи по учебному плану, сравните с оценками, проанализируйте состояние детей после ваших уроков, постарайтесь услышать претензии классного руководителя и родителей. Обилие двоек и троек, пассивность на уроках, нелюбовь учеников к учителю, ненависть к предмету – входило ли все это в ваши собственные цели и задачи, в ваш учебный план?

Да, есть разные классы, разные параллели, ученики с разными способностями. Согласно Закону «Об образовании», мы – учителя свободны в выборе учебных материалов и методики обучения (статья 55, п.4). Я веду занятия в четырех профильных выпускных классах. План один, а уроки ведутся по-разному, в соответствии с интересами и способностями учащихся. Как-то я побывала на уроке в малокомплектной школе. Учительница пояснила: со всем классом она проходит учебник в течение двух лет, а четырем ученикам, которые опережают остальных и выбрали выпускной экзамен по иностранному языку, дает индивидуальные задания. Я внимательно наблюдала за подростками, за их поведением, активностью на уроке, но не сумела отличить, где же тут те самые четверо, потому что все ребята чувствовали себя на уроке уверенно и спокойно.

Нина КОПТЮГ, учитель английского языка лицея №130, Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте