search
main
0

Критерии должны быть понятны и облегчать труд педагога

В Московском центре качества образования методисты и руководители образовательных учреждений, округов, педагоги обсудили задачи, стоящие перед системой образования в связи с принятием программы развития образования, предусматривающей разработку и введение московской системы оценки качества.

Алексей АЛЕКСАНДРОВ, начальник Юго-Западного окружного управления образования: – В Юго-Западном учебном округе под руководством Московского центра качества образования разработана система оценки качества образования, основанная на единой информационной базе данных об индивидуальных учебных достижениях обучающихся каждого образовательного учреждения.Система оценки обучающей деятельности образовательных учреждений интегрирует результаты внутришкольного контроля (ВШК) и внешнюю процедуру оценивания результатов обучения (ЕГЭ, ГИА, СтатГрад, независимый контроль ДО).В настоящее время в системе окружной оценки качества обучения участвуют все образовательные учреждения округа, реализующие программу общего образования.С 2007 года в округе в экспериментальном режиме и при поддержке Московского центра качества разрабатывалась и апробировалась многоуровневая параметрическая модель оценки качества результатов обучения. В рамках этой модели образовательные учреждения округа по итогам каждой четверти (триместра) предоставляли аналитическую информацию по итогам учебной деятельности по установленной форме на электронных носителях. Анализ и обобщение образовательной информации производились с помощью электронных программ.Итоги обработки данных образовательных учреждений позволяют проанализировать результаты качества обучения по следующим уровням:    Индивидуальный уровень – накопление и анализ результатов каждого обучающегося в течение всего периода обучения, обеспечение индивидуализации образования, выявление способностей и предрасположенности учащихся к определенному спектру дисциплин.    На уровне класса – предоставление информации, необходимой учителям для их практической деятельности – для корректировки программ, выбора технологий обучения.    Уровень образовательного учреждения – по различным предметам и классам для анализа работы учителей и получения данных, необходимых для корректировки рабочих программ, совершенствования технологий обучения, определения направлений повышения квалификации.    Районный уровень – для анализа состояния качества образования образовательных учреждений в районе.    Окружной уровень – для анализа состояния качества образования всех образовательных учреждений округа.Аналитические данные, которыми располагает управление образования, позволяют осуществлять дифференцированный подход к оценке эффективности работы образовательного учреждения и выделять школы, имеющие низкие показатели по качеству образования.С этой группой школ специалисты управления (кураторы районов) и окружного методического центра проводят системную работу, включающую анализ внутришкольного контроля, посещение и анализ урочных и внеурочных мероприятий, проведение независимых диагностических работ, индивидуальное методическое сопровождение учителей-предметников, работающих на низком уровне. Работа строится на основе составленных для образовательных учреждений антикризисных программ.По итогам 2010-2011 учебного года большинство проблемных учреждений показывают повышение качества обучения: в 45% школ уменьшилось количество предметов, освоенных на низком уровне, вышли из зоны риска 18% школ. Кроме того, система позволяет сделать прогноз успехов и неудач в выполнении учащимися таких важных итоговых испытаний, как ЕГЭ и ГИА.С 2009 года более 25% образовательных учреждений Юго-Западного округа (среди них – 10 дошкольных образовательных учреждений) являются участниками апробации модели единой общегородской информационной системы «Московский регистр качества образования».В 2011-2012 учебном году мы планируем включение всех образовательных учреждений ЮЗАО (плюс детские сады) в работу с Московским регистром качества образования, который, на мой взгляд, включает в себя все параметры и все составляющие, характеризующие качество образования. В этой связи считаю необходимым заметить, что для нашего управления образования очень актуально своевременное получение всех данных по итогам учебной деятельности образовательных учреждений округа для принятия соответствующих управленческих решений, проведения мероприятий антикризисного характера, и регистр качества успешно решает эти задачи.Надежда ФОМИНА (МЦКО):- Управление качеством – это воздействие на несоответствие c планируемым результатом, заданным целями образования. Выявление несоответствий – задача системы оценки качества образования.В Юго-Западном округе под руководством Московского центра качества образования создана гибкая система оценки качества результатов обучения, позволяющая реагировать на изменения в системе образования. Она соответствует структуре и содержанию оценки качества общего образования в условиях перехода на новые федеральные государственные стандарты.Проект выстроен на принципах сетевого взаимодействия заинтересованных сторон и в 2011 году перешел из режима апробации в штатный режим функционирования.Основу окружной системы составляет сравнительно-сопоставительная оценка планируемых и достигаемых результатов освоения содержания образования.Составляющими информационной системы стали результаты деятельности каждого обучающегося, педагога, образовательного учреждения и округа в целом.Система опирается на единые подходы к измерению (критерии, параметры, индикаторы, показатели) и сопровождается программным обеспечением. Постоянное сопоставление результатов внутренней и внешней проверки позволяет повысить достоверность получаемой информации.Несоответствие внутренней и внешней оценки свидетельствует как о необъективности оценивания, так и о применении нестандартизированных контрольно-измерительных материалов.Информационные потоки выстроены по иерархическому принципу, каждый уровень вбирает в себя данные предыдущего.В каждой школе Юго-Западного округа создана единая система внутришкольного контроля результатов обучения, отработана система сбора, хранения, интерпретации и представления информации ее потребителям.Одним из источников информации о результатах деятельности обучающихся и класса в целом стал классный журнал. В системе оценки качества предметных результатов обучения он имеет кроме информационной еще и аналитическую функцию.Во всех школах округа создана единая система оценки качества результатов обучения, составляющая часть Московского регистра качества образования. Содержание аналитических отчетов школ – база окружной информационной системы. Отчеты школ в обобщенном виде передаются потребителям информации (управлению образования, методическому центру) для принятия определенных управленческих решений на уровне округа. Доступ к информации разграничен по полноте, степени обобщения, персонализации данных.На уровне района и округа отчет имеет более обобщенный характер, но представляет интерес для управления образования и методического центра возможностью выявления проблемных зон в школах и своевременного оказания методической адресной помощи. Аналитический отчет по району сформирован на основе обобщенных данных школ этого района. Этот отчет предоставляется куратору района для принятия определенных управленческих решений. Кроме статистических данных в нем есть результаты освоения образовательной программы каждой школой района, что позволяет определить уровень освоения (высокий, достаточный, низкий) и найти проблемные зоны. В этом случае оказывается своевременная и адресная помощь.Анализ позволяет выявить несоответствие в планируемых и достигнутых результатах, провести проверку достоверности внутришкольного контроля, выстроить рейтинг школ по району, оценить эффективность управленческой деятельности по количеству проблемных компонентов и работе с ними, выявить учителей, имеющих проблемные компоненты в результатах своей деятельности, и решить вопрос об оказании им методической помощи. Система позволяет провести мониторинг эффективности деятельности этих учителей и осуществить общий мониторинг показателей района. Данные анализа каждого района обобщаются и в обобщенном виде представляются методистам для организации методического сопровождения педагогов.Методист видит результаты освоения программы по своему предмету во всех образовательных учреждениях округа, получает сведения об учителях, имеющих проблемы в преподавании, о классах, которые выходят на плановую проверку, и может оказать своевременную помощь. Мониторинг ведется по всем предметам учебного плана.Отчет по округу имеет свою структуру. Помимо статистических данных окружная система оценки качества образования позволяет наметить рекомендации по повышению качества образования на основании отклонений от заданных показателей каждой школы округа, провести анализ результатов на основании рейтинга районов, вести мониторинг по округу, который позволяет определить школы, рекомендованные по всем принятым показателям качества на самоконтроль, и выявить школы риска низкого качества.Окружной рейтинг формируется на основе 19 показателей: результаты внутренней оценки школы и внешней (результаты ЕГЭ, ГИА, городских мониторинговых исследований, плановых проверок и др.).В округе продолжается работа по управлению качеством образования, и Московский регистр качества образования позволит сделать этот процесс более эффективным.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте