search
main
0

Крепкий тыл . В США библиотекарей поддерживают морально и материально

В США библиотекарь – не просто человек, который выдает книги, а в первую очередь педагог, который помогает детям стать квалифицированными пользователями информации. В отличие от российских школ, к библиотекарям или, вернее, медиаспециалистам, здесь относятся с уважением. Ведь в их руках находится главное – информация. Они умеют и знают, как использовать это благо. К тому же их права и обязанности четко прописаны в стандартах 1998 года «Власть информации» строим партнерство для обучения». А еще у библиотекарей есть крепкий тыл – Американская ассоциация школьных библиотекарей. О ней – сегодняшний рассказ.

Истоки создания Американской ассоциации школьных библиотекарей (ААШБ) восходят к 1914 году. Именно тогда в рамках Американской библиотечной ассоциации была организована секция школьных библиотек.

В 1915 году было проведено первое заседание секции, на котором состоялось избрание президента. Им стала Мэри Холл – крупнейший специалист в области библиотечного дела, многие годы занимавшая должность библиотекаря в Высшей женской школе в Бруклине.

В дальнейшем по мере расширения целей, задач и направлений деятельности секция школьных библиотек приобретает статус ассоциации и становится самостоятельным членом профессионального объединения библиотечных специалистов США – Американской библиотечной ассоциации.

Основными направлениями деятельности ассоциации являются:

разработка стратегии развития библиотечной профессии на основе утверждения в профессиональном сообществе новых стандартов библиотечно-информационной деятельности;

оказание оперативной и квалифицированной помощи сотрудникам школьных библиотек и медиацентров в ходе решения ими задач практического и научного характера;

развитие теоретических и методологических основ библиотечной и информационной науки, оперативное доведение результатов научных исследований до библиотечного сообщества;

совершенствование учебных планов и программ подготовки специалистов для школьных библиотек и медиацентров;

создание возможностей для повышения качества профессиональных знаний специалистов на основе дальнейшего развития системы непрерывного образования;

взаимодействие с организациями, оказывающими влияние на развитие сферы школьных библиотек и медиацентров.

Структура ассоциации сформирована таким образом, что позволяет своевременно отслеживать те изменения, которые происходят в деятельности школьных библиотек и внешней по отношению к ним среды, выявлять наиболее острые проблемы и фокусировать внимание членов ассоциации на необходимости их решения. Все члены Ассоциации имеют равные возможности по активному обсуждению значимых вопросов и, что еще более важно, по участию в принятии управленческих решений.

Сегодня в состав ААШБ входит более 50 организаций, созданных в различных штатах страны. Они имеют разные названия: «Ассоциация школьных библиотекарей» – Аляска, Колорадо, Канзас, Луизиана, «Ассоциация библиотечных медиацентров» – Джорджия, Иллинойс. В некоторых штатах действуют даже по 2 самостоятельные ассоциации, каждая из которых является членом ААШБ.

Основными структурными подразделениями Американской ассоциации школьных библиотекарей являются Совет директоров, комитеты, секции и группы по интересам.

В рамках ассоциации действует более 25 комитетов, которые условно могут быть подразделены на постоянно действующие и специальные. Первые отвечают за текущую работу ассоциации. Деятельность вторых ограничена определенной областью, которая, как правило, отражается в названии. Например, комитет по участию в национальной конференции Американской библиотечной ассоциации, комитет по разработке и корректировке уставных и других нормативных документов, регулирующих деятельность ассоциации и др.

Члены ассоциации также могут объединяться в секции. Сегодня в рамках ААШБ действуют 3 секции. Одна – секция преподавателей, ведущих подготовку специалистов для школьных библиотек, создана с целью совершенствования учебных планов и программ, предлагаемых в университетах, повышения научного и методического уровня преподавания, поиска эффективных форм и методов обучения студентов. Друная ориентирована на оказание консультативной помощи по всему спектру проблем, возникающих в практической деятельности библиотек, созданных при государственных начальных и средних школах. Секция независимых школ фокусирует внимание на обсуждении проблем, возникающих в библиотеках, организованных при частных школах.

Важным направлением деятельности ассоциации является оперативное доведение до ее членов сведений юридического характера. Специально созданный правовой комитет знакомит с планируемыми к утверждению и уже введенными в действие законодательными актами федерального и местного уровня, регулирующими деятельность общественных профессиональных объединений, начальных, средних школ и созданных при них библиотек и медиацентров. Кроме того, члены комитета консультируют сотрудников школьных библиотек по возникающим у них вопросам юридического характера, в том числе связанным, например, с правовым регулированием трудовых отношений.

Большое внимание ассоциация уделяет комплектованию школьных библиотек и медиацентров документами на традиционных и электронных носителях. Установлены и постоянно развиваются связи с Ассоциацией издательств американских университетов. Библиотечные специалисты своевременно знакомятся с каталогом планируемых к выпуску в различных университетах изданий и на основе его тщательного анализа дают рекомендации по включению в фонд материалов, необходимых для обучения учащихся начальных и средних школ.

Однако достаточно часто проблема комплектования школьных библиотек оказывается в центре обсуждения не только сотрудников библиотек, преподавателей школ, но и местных властей, союзов, лиг (женских, литературных и др.), которые пытаются оказать весьма существенное давление на отбор документов. При этом они руководствуются не всегда верно понятыми требованиями политкорректности, желанием укрепить позиции феминизма и других социальных течений. Стремясь предотвратить подобные ситуации или хотя бы смягчить их остроту, члены специального комитета по соблюдению права личности на интеллектуальную свободу на своих заседаниях рассматривают конкретные случаи ущемления этого права и подготавливают соответствующие решения вплоть до рекомендации обращаться в судебные органы. В поле зрения данного комитета находятся и вопросы, связанные с охраной в библиотеках авторского права, которые приобретают особую остроту в связи с постоянно расширяющимися возможностями интернета.

Безусловный интерес представляет успешный опыт ассоциации по созданию Института по подготовке и переподготовке руководителей для школьных библиотек и медиацентров. Любая библиотека страны или библиотека отдельного штата может подать заявку на обучение библиотечных специалистов с указанием предпочтительных дат проведения занятий, их тематики и количества учебных часов. Институт, являясь организацией нестационарной, формирует группу специалистов, которые проводят занятия на базе пригласившей библиотеки. Программа обучения включает в себя 8 часов установочных учебных занятий, предполагающих изучение целого ряда сложнейших тем. Среди них характеристика процессов руководства и лидерства в сфере труда, содержание труда руководителя школьной библиотеки, основные компоненты трудового потенциала руководителя, оценка и самооценка результатов его труда, управление персоналом как составная часть стратегии и тактики развития школьной библиотеки.

Курс обучения завершается представлением слушателями самостоятельной работы проблемно-аналитического характера. Это, как правило, стратегический план по совершенствованию деятельности библиотеки или ее отдельных подразделений с обязательным очерчиванием личного вклада автора как потенциального руководителя библиотеки. Приветствуются также работы, в которых обучаемые предлагают развернутый план по раскрытию своих лидерских и управленческих качеств.

В центре внимания ассоциации находится не только проблема подготовки и переподготовки библиотечных специалистов, но и их эффективного распределения и перераспределения в рамках страны. Специальное структурное подразделение ассоциации проводит сбор, обработку и анализ сведений о количестве выпускников библиотечных школ и педагогических факультетов университетов, обучавшихся по программе «школьные библиотеки и медиацентры», о числе специалистов, выбывающих из трудоспособного возраста, о наличии вакантных должностей в библиотеках отдельных штатов и городов. Кроме того, члены комитета дают обоснованные рекомендации по планированию и прогнозированию потребности в библиотечных специалистах разного уровня – бакалавра, магистра, доктора.

В системе распределения и перераспределения специалистов в рамках страны существенную роль играют ярмарки вакансий. Как правило, они организуются на базе одной из библиотечных школ. Основной задачей организации таких ярмарок является профессиональное информирование о рынке труда в стране, о наличии вакантных рабочих мест, о системе социальной защиты и трудовых правах работников, принятых в разных штатах.

Консультанты стремятся найти вакантную должность с учетом профессиональной компетентности специалиста, его готовности к повышению квалификации, приобретению новых знаний, творческого потенциала, самостоятельности мышления, инициативности.

В системе повышения уровня профессиональной компетентности библиотечных специалистов особая роль отводится конференциям, выставкам, встречам с конгрессменами, сенаторами, представителями министерства образования, учеными, писателями, руководителями издательств, выпускающих литературу для детей и юношества, менеджерами компаний, работающих в сфере информационной индустрии.

Эффективной передаче профессиональных знаний способствует также журнал «School Library Media Research», который является официальным органом ассоциации. Кроме того, библиотекарям доступно и «Knowledge Quest» – электронное приложение к журналу.

Библиотечные специалисты активно общаются друг с другом и читателями во время проведения мероприятий, которые ассоциация определяет как «национально признанные». Важнейшими среди них, безусловно, являются: Национальная библиотечная неделя (апрель), Месяц школьных библиотек (апрель), Международный день школьной библиотеки (четвертый понедельник октября) и El dia de los ninos/ El dia de los libros – День книг (30 апреля).

Столь разноплановые направления деятельности ААШБ требуют больших финансовых вложений. Ассоциация большое внимание уделяет сотрудничеству с частными секторами, в рамках ассоциации действует специальный комитет по установлению связей с бизнес-кругами страны. Деятельность комитета ведется по двум взаимосвязанным направлениям. Это, во-первых, разработка кратко- и долгосрочных планов оказания помощи школьным библиотекам со стороны конкретных организаций частного сектора и, во-вторых, поиск наиболее эффективных способов рекламирования компаний, вносящих финансовые средства на развитие библиотечной сферы. Каждые 2 года ассоциация издает специальный буклет с указанием всех участников программы и вносимых ими финансовых ассигнований. Организации, вносящие наибольшие пожертвования, получают Знаки особого признания со стороны ассоциации.

Самым ценным ресурсом ассоциации являются сотрудники школьных библиотек. ААШБ стремится по достоинству оценить труд библиотекарей, донести до общественного сознания их роль в обучении подрастающего поколения. В ассоциации сложилась разветвленная система вознаграждений специалистов, позволяющая мотивировать и стимулировать повышение качества их работы на основе раскрытия творческого потенциала. Награды присуждаются по результатам индивидуального и коллективного труда. При этом широко используются вознаграждения как морального, так и материального характера. Вознаграждения выплачиваются за счет средств ассоциации, а также финансовых ассигнований, получаемых от спонсоров.

Награда «Хрустальное яблоко», не предполагающая финансовой выплаты, ежегодно присуждается по решению президента ассоциации отдельному лицу или группе лиц, оказавших значительное влияние на развитие школьных библиотек и медиацентров в стране. Начиная с 1993 г. «Хрустальным яблоком» отмечаются заслуги конгрессменов, сенаторов, представителей федеральных и местных органов управления библиотеками, библиотечным делом и системой начального и среднего образования.

Почетной является награда «За выдающиеся заслуги», размер которой 3000 долларов. Она присуждается библиотечным специалистам за вклад в разработку теоретических и практических проблем, значимых для развития библиотечной науки и библиотечной практики.

Грант в 1750 долларов получают объединения школьных библиотекарей штатов, входящих в состав ААШБ, за повышение качества работы библиотек данного типа.

Кроме того, вознаграждение в размере 3000 долларов присуждается руководителям начальных и средних школ за проведение политики активного вовлечения специалистов библиотек и медиацентров в совершенствование учебного процесса. Специальной наградой поощряются молодые библиотечные специалисты, имеющие стаж работы не более 5 лет, за проявление управленческих качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с руководителями школ и педагогами.

Вниманием Американской ассоциации школьных библиотекарей не обижены студенты, избравшие программу обучения «школьные библиотеки и медиацентры». Ежегодно на конкурсной основе победителю вручается стипендия в размере 3000 долларов для частичного покрытия расходов на обучение.

Галина ВАРГАНОВА, доцент Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте