Представьте себе педагога, который учился в вузе на «отлично», практику прошел в самых лучших пионерских лагерях и школах, в педотряде был командиром, в походы ходил, методикой коллективных организаторских дел овладел, два шкафа дополнительной литературы прочитал… С революционным настроем он берет свой первый класс. И снова все прекрасно – дети его просто обожают, готовы за ним идти к любым вершинам, все свободное время заняты общественной жизнью. Здорово? Ан нет. Начинаются проблемы… с родителями. Конфликты возникают из-за того, что сыновья и дочки не хотят ехать с родителями на выходные на дачу, а хотят убирать городской сквер. Ребята отстаивают свою точку зрения. Очень многим родителям это не нравится.
Я долго обо всем этом размышляла. И, мне кажется, нашла путь, который привел к положительному результату. Вернее, нашли его вместе: родители, дети и я. Мы стали одним целым. Вместе планируем, вместе распределяем поручения, вместе ищем интересные дела. Вместе обязательно анализируем сделанное.
С детьми на классных часах мы стали придумывать творческие сюрпризы для родителей. Например, вы знаете, как сделать необыкновенно счастливое утро? Вырезать девяносто сердечек, разделить их на три части. На первой тридцатке написать по глаголу – люблю, уважаю, ценю, помню, благодарю… На второй прилагательные – нежным, заботливым, лучшим, внимательным, любящим… И, наконец, существительные – счастья, здоровья, гармонии, удачи, света, добра, улыбок… Ночью, когда родители заснут, надо развесить эти сердечки по всему дому. А утром увидеть, как родители почувствуют себя счастливыми. И доброе дело, и польза – части речи повторили!
Можно сделать летопись жизни мамы и папы: нарисовать на листе ватмана две дороги, по которым родители шли до момента появления на свет наследника. На этих дорогах разместить детские и юношеские фотографии главных героев (лучше отсканировать), обозначить на условной карте первую точку пересечения, момент признания в любви, свадьбу, тут тоже нужны фотографии, факты, документы. Дальше – рождение детей. Дорога стала широкой, общей – это место для отчета о совместных семейных делах.
Нам интересно вместе и танцевать, и играть в футбол, и участвовать в конкурсах. Многие родители рядом с детьми в совместных делах, некоторые – лишь зрители и болельщики. Но все они – наш крепкий «тыл».
Мы не выбирали родительский комитет, все проблемы мы решаем сообща на большом совете. Нас интересует:
1. Что происходит с нашими детьми на разных этапах их развития? Каждый сентябрь тема родительского собрания – «Возрастные особенности подростка … лет».
2. Какова роль родителя на данном этапе развития ребенка? Встречи с психологом, беседы, методические рекомендации.
3. Что наши дети думают о нас? Обсуждение результатов анкет, тестов, которые показывают уровень взаимоотношений родителей и детей, путей достижения согласия в семье.
4. Каков интеллектуальный уровень моего ребенка? Регулярные отчеты, ведомости, графики, сравнительные анализы уровня успеваемости, совместные с детьми родительские собрания.
5. Куда пойти учиться и что делать дальше? Профориентация школьников, диагностика и встречи со специалистами.
6. Какой он (она), они? Наши собрания – творческие отчеты, концерты со стихами, песнями, видео и фотогазетами, посиделками…
Галина КОВТУН, учитель русского языка и литературы, средней школы №48, Краснодар
Комментарии